Тафсир сура Юнус, аят 106 Сказал Всевышний Аллах в Куране:

Тафсир сура Юнус, аят 106 Сказал Всевышний Аллах в Куране: وَلَا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ فَإِنْ فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذًا مِنَ الظَّالِمِينَ Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь, таким образом, то окажешься в числе беззаконников» (Юнус; 10:106) Сказал Имам Ибн Джарир ат-Табари (224-310 г.х.), да смилуется над ним Аллах, по поводу этого аята: الْقَوْل فِي تَأْوِيل قَوْله تَعَالَى : { وَلَا تَدْعُ مِنْ دُون اللَّه مَا لَا يَنْفَعك وَلَا يَضُرّك فَإِنْ فَعَلْت فَإِنَّك إِذًا مِنْ الظَّالِمِينَ } يَقُول تَعَالَى ذِكْره : وَلَا تَدْعُ يَا مُحَمَّد مِنْ دُون مَعْبُودك وَخَالِقك شَيْئًا لَا يَنْفَعك فِي الدُّنْيَا وَلَا فِي الْآخِرَة وَلَا يَضُرّك فِي دِين وَلَا دُنْيَا , يَعْنِي بِذَلِكَ الْآلِهَة وَالْأَصْنَام , يَقُول : لَا تَعْبُدهَا رَاجِيًا نَفْعهَا أَوْ خَائِفًا ضُرّهَا , فَإِنَّهَا لَا تَنْفَع وَلَا تَضُرّ , فَإِنْ فَعَلْت ذَلِكَ فَدَعَوْتهَا مِنْ دُون اللَّه { فَإِنَّك إِذًا مِنْ الظَّالِمِينَ } يَقُول : مِنْ الْمُشْرِكِينَ بِاَللَّهِ , الظَّالِم لِنَفْسِهِ . Слово в таъвиле аята: «Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь, таким образом, то окажешься в числе беззаконников». Говорит Всевышний: Не взывай о Мухаммад помимо твоего Маъбуда (Тот Кому надо поклоняться) и Создателя, ни к чему, что не принесет тебе пользы в дунья и в ахирате, что не вредит тебе и твоей религии и в этом мире, имеется виду идолы. Он говорит: Ты не поклоняйся им, надеясь на то, что они принесут тебе пользу или, боясь их вреда, поистине они не приносят пользы и не вредят. А если ты сделаешь это (т.е. поклоняться им) и будешь взывать к ним, а не к Аллаху, «то окажешься в числе беззаконников», говорит: (окажешься) в числе многобожников, в числе тех, кто притеснил сам себя. [Имам ат-Табари, «Джами` аль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан», сура Юнус, аят 106] Сказал Имам Абу Абдиллах аль-Куртуби (600-671 г.х.), да смилуется над ним Аллах, по поводу этого аята: قوله: «وَلاَ تَدْعُ» أي لا تعبد. «مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لاَ يَنْفَعُكَ» إن عبدته. «وَلاَ يَضُرُّكَ» إن عصيته. «فَإنْ فَعَلْتَ» أي عبدت غير الله. «فَإنَّكَ إذاً مِنَ الظَّالِمينَ» أي الواضعين العبادة في غير موضعها. Его слово: «Не взывай» т.е. не поклоняйся, «вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы», если ты поклонишься ему, «и не причиняет тебе вреда», если ты ослушаешься его. «Если же ты поступишь, таким образом» т.е. поклонишься кому-то кроме Аллаха, «то окажешься в числе беззаконников», т.е. среди тех, кто направил свое поклонение не туда куда нужно. [Имам аль-Куртуби, «Аль-Джамиъу ли Ахкамиль Куран», сура Юнус, аят 106] Сказал Имам Абу Мухаммад аль-Багъави (436-510 г.х.), да смилуется над ним Аллах, по поводу этого аята: { وَلاَ تَدْعُ } ، ولا تعبد، { مِن دُونِ ٱللَّهِ مَا لاَ يَنفَعُكَ } ، إن أطعته، { وَلاَ يَضُرُّكَ } ، إن عصيته، { فَإِن فَعَلْتَ } ، فعبدت غيرَ اللّهَ، { فَإِنَّكَ إِذاً مِّنَ ٱلظَّـٰلِمِينَ } ، الضارين لأنفسهم الواضعين للعبادة في غير موضعها. «Не взывай», не поклоняйся, «вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы», если ты повинуешься ему, «и не причиняет тебе вреда», если ты ослушаешься его. «Если же ты поступишь, таким образом», поклонишься кому-либо кроме Аллаха, «то окажешься в числе беззаконников», среди тех, кто навредили себе и направил свое поклонение не туда, куда оно должно быть направлено. [Тафсир аль-Багъави, сура Юнус, аят 106] Сказано в тафсире «аль-Джалалайн», автором которого являются Имам Джалалуддин аль-Махали (791-864 г.х.) и его ученик Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 г.х.), да смилуется Аллах над ними обоими, по поводу этого аята: { وَلاَ تَدْعُ } تعبد { مِن دُونِ ٱللَّهِ مَا لاَ يَنفَعُكَ } إن عبدته { وَلاَ يَضُرُّكَ } إن لم تعبده { فَإِن فَعَلْتَ } ذلك فرضاً { فَإِنَّكَ إِذًا مِّنَ ٱلظَّٰلِمِينَ }. «Не взывай», не поклоняйся, «вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы», если ты поклонишься ему, «и не причиняет тебе вреда», если не поклонишься. «Если же ты поступишь, таким образом», если допустить, что ты так и сделал (т.е. поклонился другому), «то окажешься в числе беззаконников». [Аль-Махалли и ас-Суюти, «Тафсир аль-Джалалайн», сура Юнус, аят 106]

О ширке

Из книги имама аз-Захаби
«Китаб аль-Кабаир»

Всевышний Аллах в Коране говорит: 

«Аллах прощает всё, кроме ширка, тому, кому Он захочет». 

«Того, кто придает Аллаху сотоварищей, Он лишит Рая и уготовит место в Аду».

Подобных аятов много. Посмотрим, что говорится в хадисах:

«Кто придавал Всевышнему сотоварищей и умер без раскаяния, тот будет в Аду».

«Рассказать вам о самых больших грехах? – спросил Пророк http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg – Это придание Всевышнему сотоварищей, непослушание родителям и лжесвидетельство». «Он повторял это столько раз, что мы подумали, он не остановится», – передали асхабы.

«Искореняйте семь больших грехов: среди них - ширк Всевышнему».

Другим видом ширка является рия – совершение деяний напоказ, то есть совершение богослужения для того, чтобы другие люди это увидели и восхитились. Это называется малым ширком. С этим видом ширка труднее бороться, он незаметен, так как в каждом человеке присутствует врождённое стремление понравиться другим, желание, чтобы люди высоко его ценили. В одном из хадисов сказано:

Пророк http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg сказал: «Берегитесь малого ширка». Его спросили: «Что это такое?» Он ответил: «Это рия, совершение деяний напоказ».

В Судный день Всевышний скажет тем, у кого найдет ширк: «Идите к тем людям, ради которых вы совершали богослужение, найдёте ли вы у них своё вознаграждение?»

Пророк http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg сказал: «Всевышний говорит, что Ему не нужно богослужения, в котором есть доля для других. Он чист от этого».

Абу Хурайра передал: «Однажды Пророк http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg сказал: « Есть постящиеся, которым за пост не получат ничего, кроме голода и жажды, есть те, кто проводит ночь в богослужении и ничего не получит, кроме бессонницы, потому что они не были искренни».

Совершающие богослужение с ширком подобны тем, кто вместо денег носит в кармане камни и идёт на базар покупать на них товар. Продавец бросит эти камни в лицо покупателю, если тот попытается заплатить ими за товар. От камней только одна польза: люди видят полные карманы и думают, что у человека много денег. Так будут выглядеть в Судный день те, кто делал богослужение ради людей. И нет им никакого вознаграждения.


Именно про таких сказано в Коране:

«Они пришли к тому, что отправили из своих богослужений, а мы превратили их в сдуваемую пыль».

Имеется в виду то богослужение, которое не сделано искренне ради Всевышнего. Вознаграждение за него ничтожно, словно пыль.

Однажды Пророка http://cs799.vkontakte.ru/u28961618/114206301/x_b334b680.jpg спросили, в чём спасение. Он ответил: «Спасение – это не обманывать Всевышнего». Его спросили: «Как можно обмануть Всевышнего?». Он ответил: «Делать ради других то, что повелел Всевышний и Его Пророк. Бойтесь деяний напоказ – это малый ширк. Бойтесь рия. Поистине, в Судный день во всеуслышание будут называть имена тех, кто совершал деяния напоказ. Тот, кто делает рия, обманщик, бесстыдный, банкрот, пропали твои деяния и вознаграждения! Потребуй их у тех, ради кого ты совершал свои поступки, обманывая самого себя».

Одного спросили: «Кого можно назвать искренним (мухлис)?» «Того, кто прячет как свои хорошие деяния, так и плохие», – был ответ.

Другого спросили: «Что такое ихляс?» Он ответил: «Не желать, чтобы люди хвалили тебя за богослужение».

Великий суфий Фузайл бну Ияз сказал: «Оставление благих дел из-за людей – это рия, совершение благих дел для людей – ширк». Ихляс – это когда Аллах бережёт тебя и от того, и от другого. О Аллах, убереги нас от совершения деяний напоказ!

Дорогие братья, мы видим, как опасно совершать деяния напоказ. Чтобы уберечься от этого, мы должны тренироваться совершать поклонение одинаково на публике и без оной. Надо помнить, что Всевышний постоянно тебя видит и что люди не принесут тебе никакой пользы и никакого вреда за хорошее богослужение. Постоянно прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, и, если найдете хоть каплю рия, вспомните, какое наказание грозит нам за это, и постарайтесь вернуться к ихлясу. Да убережёт нас Аллах от рия и одарит нас ихлясом!

(Конец цитаты из книги «Китабу Кабаир»)

Дополнение
Виды ширка согласно ашаритской акыде:


1. Ширку истикляль
Утверждение, что есть два бога, каждый из которых обладает независимым влиянием. Таков, например, ширк огнепоклонников (утверждающих, что есть бог добра и бог зла).

2. Ширку табид
Утверждение делимости Бога. Например, утверждение христиан, что Всевышний Аллах – третий из трех.

3. Ширку такриб
Поклонение идолам наряду со Всевышним Аллахом для того, чтобы они приблизили поклоняющегося им ко Всевышнему. Таков был ширк арабов джахилии, которые поклонялись каменным изваяниям.

4. Ширку таклид
Поклонение невежественным предкам через слепое следование им. Подобный вид ширка был распространен среди арабов джахилии, которые слепо следовали своим предкам, даже когда предки явно заблуждались и находились в куфре .

5. Ширкуль асбаб
Утверждение независимого влияния вещей друг на друга. Подобный вид ширка исповедуют философы и материалисты.

6. Ширкуль аград
Неискреннее поклонение Всевышнему Аллаху.

Имам аль-Кастыляни, рахимахуЛлаху Тааля, говорит о хукмах относительно каждого из перечисленных видов ширка:

"Что касается первых четырех видов ширка, то, по единодушному мнению учёных, тот, кто их исповедует, – в куфре. Шестой вид ширка – это не куфр, но великий грех. Что касается пятого вида, то тот, кто исповедует, что вещи влияют друг на друга по их врожденной природе, не созданной Всевышним Аллахом, по единодушному мнению учёных, находится в куфре. Тот же, кто считает, что взаимовлияние вещей происходит благодаря силе, вложенной в них Всевышним Аллахом, является сторонником нововведений, и относительно его куфра у шейхов есть разногласия..." 

Данное деление ширка на шесть видов приводят имам аль-Хафиз Кутубуддин аль-Кастиляни в книге "Макасиду ссалят" и имам ас-Саннуси Малики в книге "Аль-Мукаддимат", да будет доволен ими Всевышний Аллах.

http://darulfikr.ru/story/akyda/on_shirk

Однажды Пророка (да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует) спросили, что является спасением.

Однажды Пророка (да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует) спросили, что является спасением. «Спасение – это не обманывть Всевышнего», - был ответ. « Как можно обмануть Всевышнего?», - спросили Его. « Это делать ради других то, что повелел Всевышний и Его Пророк. Бойтесь рияа – это маленький ширк. Бойтесь рияа, поистине в Судный день перед всеми людьми во всеуслышание их будут называть имена. Тот, кто делает рияъ, обманщик, эй, бесстыдный, эй, банкрот, пропали твои деяния и вознаграждения! Возьми их у тех, ради кого ты их сделал, эй обманувший сам себя». Одного спросили: « Кто мухлис (искренний )?». « Тот, кто прячет свои хорошие деяния, как плохие», - был ответ. Другого спросили: « Что такое ихIлас?» Он ответил: « Не желать, чтобы тебя за богослужение хвалили люди». Великий суфий Фузайл бну Ияз сказал: « Оставление благих дел из-за людей – рияъ, совершение благих дел для людей – ширк». ИхIлас – это когда АЛЛАГЬ бережёт тебя от обоих. АЛЛАГЬ , побереги нас от рияа! Дорогие братья, мы видели, как опасен рияъ, и мы, чтобы уберечь себя от него, должны тренировать себя, совершать богослужение одинаково при людях и без. Надо помнить, что постоянно тебя видит Всевышний, что люди тебе не принесут никакой пользы или вреда, за то, что ты хорошо совершаешь богослужение. Постоянно прислушивайтесь к своему глубинному, внутреннему голосу, и если там есть хоть какая-либо примесь рияа, вспомните, что грозит нам за это, и постарайтесь вернуться к ихIласу. Да побережёт нас АЛЛАГЬ от рияа, и даст нам ихIлас!Аминь.Аминь,Аминь. Захабию «Китабу Кабаир» http://darulfikr.ru/node/1463

Является ли ширком ношение талисмана? Великий муфассир, имам Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274

Является ли ширком ношение талисмана? Великий муфассир, имам Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м) сказал: وقد روى عبد الله بن عمرو قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " إذا فزع أحدكم في نومه فليقل أعوذ بكلمات الله التامة من غضبه وسوء عقابه ومن شر الشياطين وأن يحضرون " وكان عبد الله يعلمها ولده من أدرك منهم، ومن لم يدرك كتبها وعلقها عليه. فإن قيل: فقد روى أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: " من علق شيئا وكل إليه " ورأى ابن مسعود على أمّ ولده تميمة مربوطة فجبَذَها جَبْذا شديدا فقطعها وقال: إن آل ابن مسعود لأغنياء عن الشرك، ثم قال: إن التمائم والرقى والتولة من الشرك. قيل: ما التِّوْلَة؟ قال: ما تحببت به لزوجها. وروى عن عقبة بن عامر الجهنى قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: " من علق تميمة فلا أتم الله له ومن علق ودعة فلا ودع الله له قلبا " قال الخليل بن أحمد: التميمة قلادة فيها عوذ، والودعة خرز. وقال أبو عمر: التميمة في كلام العرب القلادة، ومعناه عند أهل العلم ما علق في الأعناق من القلائد خشية العين أو غيرها (من أنواع البلا وكأن المعنى في الحديث من يعلق خشية ما عسى) أن ينزل أو لا ينزل قبل أن ينزل، فلا أتمّ الله عليه صحته وعافيته، ومن تعلق ودعة ـ وهي مثلها في المعنى ـ فلا ودع الله له؛ أي فلا بارك الله له ما هو فيه من العافية. والله أعلم. وهذا كله تحذير مما كان أهل الجاهلية يصنعونه من تعليق التمائم والقلائد، ويظنون أنها تقيهم وتصرف عنهم البلاء، وذلك لا يصرفه إلا الله عز وجل، وهو المعافي والمبتلي، لا شريك له، فنهاهم رسول الله صلى الله عليه وسلم عما كانوا يصنعون من ذلك في جاهليتهم. وعن عائشة قالت: ما تعلق بعد نزول البلاء فليس من التمائم. وقد كره بعض أهل العلم تعليق التميمة على كل حال قبل نزول البلاء وبعده. والقول الأول أصح في الأثر والنظر إن شاء الله تعالى. وما روى عن ابن مسعود يجوز أن يريد بما كره تعليقه غير القرآن أشياء مأخوذة عن العرافين والكهان؛ إذ الاستشفاء بالقرآن معلقا وغير معلق لا يكون شركا، وقوله عليه السلام: " من علّق شيئا وكل إليه " فمن علّق القرآن ينبغي أن يتولاه الله ولا يكله إلى غيره. لأنه تعالى هو المرغوب إليه والمتوكل عليه في الأستشفاء بالقرآن. وسئل ابن المسيِّب عن التعويذ أيعلّق؟ قال: إذا كان في قصبة أو رقعة يحرز فلا بأس به. وهذا على أن المكتوب قرآن. وعن الضحاك أنه لم يكن يرى بأسا أن يعلّق الرجل الشيء من كتاب الله إذا وضعه عند الجماع وعند الغائط. ورخص أبو جعفر محمد بن علي في التعويذ يعلّق على الصبيان. وكان ابن سيرين لا يرى بأسا بالشيء من القرآن يعلّقه الإنسان. «Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-нибудь из вас испугается во сне, то пусть скажет: «А’узу би калиматиЛляхи ат-Таммати мин гъазабихи ва суи гьикъабихи ва мин шарри аш-шайатIини ва ан йахзаруна» [Я прибегаю к помощи Аллаха Его совершенными словами от Его гнева и Его наказания от зла шайтанов и их присутствия] Ибн Умар учил этим словам маленьких детей, а тем, кто неумел еще разговаривать, он писал и вешал им на шеи. Но если возразит некто, что: передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – «Кто бы не повесил на себя что-либо – он положился на это». И также передаётся, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, увидев однажды на своей супруге тамима, сорвал его и сказал: «Поистине, семья ибн Аббаса непричастна к ширку» и добавил: «Поистине, тамима, рукыйя и тивлят – это ширк». Тивлят – это колдовство, посредством которого очаровывают (влюбляют в себя) мужа. Далее, ‘Укба ибн Амира аль-Джухани рассказал, что слышал как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не исцелит надевшего тамима и не убережет сердце надевшего вада’а». Абу Умар (Ибн Абдиль-Барр) сказал: «Тамимат – это амулет, а вада’а – бусы». Также он (Абу Умар), давая определение тамима, сказал: «В языке арабов это ожерелье». Согласно определению данному учеными – это то, что носят на шее для оберегания и лечения от дурного глаза. Аллах не сделает полным исцеление такого человека и не одарит благодатью и не убережет всякого носящего на себе вида’а. Аллах Более Сведущ в этом. Все упомянутое выше – предостережение от поступков многобожников (мушриков) эпохи джахилии, которые считали, что все эти амулеты и бусы способны защитить и увести от них беды. Поистине, Один лишь Аллах способен спасти, Он – Оберегающий и Подвергающий испытаниям и нет у Него сотоварища. И поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал им деяния имевшие распространение во времена джахилии. ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «То, что надевают уже после того, как снизошла беда не считается тамиматом». Среди ученых есть те, которые считают недопустимым ношение амулетов ни при каких условиях. Однако при рассмотрении риваятов более верная – первая точка зрения (т.е. допустимость). Что касается случая с Ибн Аббасом, то, вероятно, это было его противодействие тамима колдунов, прорицателей и гадалок не имеющего отношения к Корану. Что касается поиска исцеления Кораном, будь это посредством ношения на себе или иным образом, нет ширка во всем этом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы не повесил на себя что-либо, он обратился к ней за защитой». Это означает, что тот, кто повесил на себя что-нибудь из Корана, поистине, обратился за защитой к Аллаху. Однажды спросили Саида ибн Мусайиба дозволено ли носить та’виз? На что он ответил: «Нет в этом ничего предосудительного». Такого же мнения придерживался Даххак и Ибн Сирин, да смилуется Аллах над ними обоими. Абу Джа’фар Мухаммад ибн Али разрешал одевать на детей та’виз». [Аль-Куртуби, «Аль-Джами’у лиль Ахкамиль Куран», 17:82]

Вера мекканских многобожников Шейх, мухаддис Абдуллах ибн Сыддык аль-Гумари (1328-1413 х/1910-1993 м) сказал:

Вера мекканских многобожников Шейх, мухаддис Абдуллах ибн Сыддык аль-Гумари (1328-1413 х/1910-1993 м) сказал: فصل [معنى الإشراك الذي وقع فيه العرب في الجاهلية] الإشراك الذي حصل من المشركين الذين ذمهم القرآن هو عبادتهم للأنبياء والملائكة والأولياء بناءً على اعتقادهم فيهم أنهم شاركوا الله في الألوهية وأن لهم تأثيراً في الأشياء. والمشركون كانوا يعبدون آلهتهم ويعتقدون أنها تستطيع أن تقربهم إلى الله، وهذا بنص القرآن، فاعترفوا على أنفسهم بأمرين عظيمين: أنهم يعبدون آلهتهم التي يعتقدون أنها تؤثر في الكون مع الله تعالى، وهذا كفر، ولهذا كانوا يقولون في تلبيتهم إذا حجوا في جاهليتهم "لبيك لا شريك لك إلا شريكاً هو لك، تملكه وما ملك"، وقد علم في علم التوحيد أنه لا فعل إلا لله، وأنه من أثبت لغير الله فعلاً كفعله ولو لم يرد الله فإنه كافر بالله تعالى، وإن زعم أنه مؤمن. «Придание Всевышнему Аллаху сотоварищей (аль-ишрак), которое имело место у многобожников (мушрикун) и которое предельно жёстко порицается в Священном Коране, означает поклонение мушриков пророкам, ангелам и праведникам-аулия, исходящее из убеждения, будто они (пророки, ангелы и праведники) разделяют с Всевышним Аллахом качества божественности и обладают автономным, независимым от воли Аллаха влиянием на вещи. Многобожники поклонялись своим божкам, считая, что те способны приблизить их к Аллаху. И об этом факте рассказывает нам Священный Коран. (Отсюда) признаётся совершение мушриками двух великих грехов: Они поклоняются своим богам, будучи убежденными, что боги эти вместе с Всевышним Аллахом автономно влияют на вещи объективного мира, а это явный куфр. Поэтому, когда во времена джахилии многобожники исполняли обряд хаджа, они говорили в своей тальбии такие слова: «Вот мы перед Тобой, о Боже! Нет у тебя сотоварища, кроме сотоварища (шариик), который для Тебя. Ты полностью им владеешь и владеешь тем, чем владеет он». (Однако) известно из науки таухида (единобожие), что в плане сотворения нет никакого действия, кроме действия Аллаха. Отсюда, всякий, кто утверждает в отношении чего-либо, кроме Аллаха, независимое от Него действие (которое является сотворением), является кяфиром, даже если он, несмотря на это, считает себя верующим». [«Ад-Дурру-с-самин мухатасару-р-раддиль мухкамиль матин», с. 10] Из этого текста шейха аль-Гумари, да смилуется над ним Аллах, видно, что ширк многобожников заключается не в обращении к кому-либо, помимо Аллаха, с просьбой, а в убеждении, будто вещи имеют автономное и независимое от воли Всевышнего Аллаха влияние на объективный мир. Другими словами, ширк многобожников времён джахилии состоит в нарушении таухида действий, о котором истинно суннитская (ашаритская) акыда говорит следующее: «Сказал имам Абу Бакр ибн Фурак (ум. 406 х/1015 м), да будет доволен им Аллах, в книге «Макаляту-ш-шейх Абиль-Хасан аль-Ашари»: «Знай, что одно из правил имама Абуль-Хасана, да будет доволен им Аллах, касающихся основ таухида, заключается в утверждении того, что абсолютно все сотворённое - это место приложения Могущества (аль-Кудра) Единственного, который создал его (сотворённое) из ничего. (Отсюда), противоречие этому правилу (таухида) будет рассматриваться как один из видов ширка...» Это великое правило. Истинно верующему следует соблюдать и исповедовать три вида таухида, утвержденных ашаритской доктриной: 1. «Таухид аз-зат» – Единство Сущности, заключающееся в Её неделимости и неподобии. 2. «Таухид ас-сифат» – Единство атрибутов Всевышнего Аллаха, заключающееся в неделимости и совершенном неподобии их сотворённому. 3. «Таухид аль-аф’аль» – Единство действий Всевышнего Аллаха, заключающееся в абсолютном неподобии Его действий действиям сотворенного. Об этом виде таухида и говорится в вышеприведённых словах имама Абуль-Хасана Ашари, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Когда возвеличивание становится поклонением, а когда проявлением уважения

Когда возвеличивание становится поклонением, а когда проявлением уважения Некоторые люди ошибаются в понимании сущности возвеличивания и поклонения. Их ошибка в том, что они не понимают различия между ними. Они считают, что любой вид возвеличивания является поклонением тому кого возвеличивают, например: вставание; целование руки; возвеличивание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) словами «наш господин», «наш благодетель»; стояние перед могилой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при посещении с уважением, смирением и спокойствием. Всё перечисленноё для них является чрезмерностью, приравниваемой к поклонению кому-либо помимо Всевышнего. Такое мнение на самом деле, является невежеством и упрямством, которым недоволен Всевышний и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), это обременение, которое противоречит духу исламского шариата. Адам (мир ему) первый из рода человеческого, первый праведник из рабов Всевышнего, в связи с этим Всевышний повелел ангелам поклониться ему, возвеличивая его и оказывая уважение ему, так как Всевышний одарил его знанием; уведомляя ангелов, что Адам является избранным среди остальных его творений. Всевышний сказал: «И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!»- и они поклонились, кроме Иблиса. Сказал он: «Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?» Он сказал: «Ты видишь, это – тот, кого Ты почтил больше, чем меня». (аль-Исра, 61-62) В другом аяте Аллах сказал: «[Иблис] ответил: «Я лучше его. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины». (Сад, 76) Также в аяте: «И поклонились ангелы все полностью, кроме Иблиса. Он отказался быть с поклонившимися». (аль-Хиджр, 30-31). То есть ангелы возвеличили того, кого возвеличил Аллах. А сатана возгордился, не желая поклониться тому, кого создали из глины, сатана первый, кто стал судить о религии по своим умозаключениям. Он сказал: «Я лучше, чем он». Мотивируя это тем, что он создан из огня, а Адам из глины, гнушаясь почтить Адама (мир ему) и поклониться ему. Иблис первый из гордецов, не пожелавший почтить того, кого почтил сам Всевышний. За что был лишён милости Всевышнего из-за проявления гордости по отношению к праведному рабу. Что стало проявлением гордости по отношению к Всевышнему, так как Всевышний повелел поклониться Адаму (мир ему). Всевышний сделал поклон — проявлением почёта и уважения Адаму (мир ему), сатана был единобожником, но его таухид не принёс ему пользы. К почитанию праведников также относится аят, где Всевышний говорит о Юсуфе (мир ему): «И поднял он своих родителей на трон, и пали ниц они пред ним». приветствуя, почитая и возвеличивая его. На поклон братьев Юсуфу указывают слова Всевышнего «пали ниц» и возможно это было допустимым в их шариате или же подобно тому, как ангелы поклонились Адаму (мир ему), почитая и возвеличивая его и следуя повелению Всевышнего. Так объясняется сон Юсуфа (мир ему), ведь сон Пророков является откровением. Что касается нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний сказал: «Воистину, Мы послали тебя свидетелем, добрым вестником и увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали его» (аль-Фатх, 8-9). Также Он сказал: «О вы, которые уверовали! Не устремляйтесь вперед пред Аллахом и Его посланником и бойтесь Аллаха, — ведь Аллах — слышащий, знающий!». (аль-Худжурат, 1) Затем Он сказал: «О вы, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то ваши дела будут тщетны и вы даже не будете знать. Воистину, те, которые понижают свои голоса в присутствии Посланника Аллаха, — это те, чьи сердца подверг испытанию Аллах, дабы они были богобоязненны. Им — прощение и великое вознаграждение. Те, которые вызывают тебя из комнат позади, большая часть их не разумеет» (аль-Худжурат, 3-5). Всевышний запретил начинать разговор перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и перебивать его. Сахл ибн Абдуллах сказал: «Не начинайте разговор раньше него, а слушайте и молчите. Было запрещено решать что-либо прежде Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Решение чего-либо (например: сражение или любое дело из религии) выносилось только по повелению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и никто не опережал его в этом. Всевышний увещевал об этом и остерёг словами: «Бойтесь Аллаха, — ведь Аллах — Слышащий, Знающий!» (аль-Худжурат, 1). Сулями объясняет: «Бойтесь Аллаха, чтобы проявить небрежность по отношению к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и потерять уважение к нему. Воистину Аллах слышит ваши речи, знает о ваших делах. затем Он запретил им возвышать голоса над его голосом и говорить громко, как общаются между собой некоторые люди. Сказали: обращаться по имени, как это делают другие. Абу Мухаммад Макки поясняет: «Имеется ввиду, чтобы не перебивали его, не обращались к нему грубо и не обращались по имени. Необходимо возвеличивать его и обращаться к нему: «О Посланник Аллаха», «о Пророк Аллаха». Об этом говорится в аяте: «Не делайте обращения к посланнику среди вас такими же, как обращение вас друг к другу» (ан-Нур, 64). Один из учёных сказал: «Не обращайтесь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), не иначе как для вопроса». Далее Всевышний предупредил о тщетности деяний, если они проявят неуважение. Аят ниспослан о группе, пришедшей к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Они обратились к нему словами: «О, Мухаммад, выходи к нам» и Всевышний осудил и дал им описание, что большая часть их не разумеет. Амр ибн аль-Асс (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не было для меня человека более любимого, чем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и более величественного в моих глазах, чем он (да благословит его Аллах и приветствует). Мои глаза не могли нарадоваться им, из-за почтения к нему. Если бы меня попросили описать его, я бы не смог, так мои глаза не могли нарадоваться им». ( передал Муслим в сборнике достоверных хадисов, книга имана, раздел «Ислам устраняет всё, что было до него»). Передал ат-Тирмизи от Анаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к своим сподвижникам из мухаджиров и ансаров, они сидели, и среди них находились Абу Бакр и Умар (да будет доволен им Аллах). Никто не поднимал свой взор на него, кроме Абу Бакра и Умара. Они оба смотрели на него, и он смотрел на них, они улыбались ему и он улыбался им обоим. Передаёт Усама ибн Шарика: «Я пришёл к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижники были возле него и как будто на их головах сидели птицы. И когда он говорил, умолкали сидящие. Когда курайшиты отправили Урву ибн Масуда к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) в год Худайбиского перемирия, он увидел почтительное отношение сподвижников к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)». Сподвижники соперничали между собой из-за воды для омовения, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал омовение, ловили слюну и мокроту Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и протирали ей свои лица и тела. Они соперничали из-за каждого спадавшего волоса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), спешили первыми выполнить его повеление, слушали его приглушив свои голоса, не устремляли свои взгляды на него возвеличивая его. Когда он вернулся к курайшитам, то сказал: «О люди! Видел я императора Византии Кисру, царя Персии Кайсара и негуса Эфиопии Наджаш но, клянусь Аллахом, не припомню я, чтобы приближенные кого-либо из этих царей относились бы к ним с таким почтением, с каким сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) относятся к нему!» в другом версии « не видел владыку, к которому относились бы с таким почтением, с каким сподвижники относились к Мухаммаду. Я не видел людей, которые не подчинялись ему». Передал ат-Табрани и Ибн Хиббан в «Сахих» от Усамата ибн Шарика: «Мы сидели возле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как будто на наших головах птицы (смиренно), и никто не разговаривал. Когда к нему пришли люди, они спросили: «Кто самый любимый из рабов Аллаха?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «С наилучшим нравом» («ат-Таргиб», 4/187). Привел Абу Я’ла и сделал достоверным, от Бараъ бин ‘Азиб который сказал: «Я хотел спросить Посланника Аллаха о чем-то, но отложил это на два года из-за благоговения перед ним». Привел аль-Байхаки от Зухри, который сказал: «Мне рассказали от ансаров, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал омовение или плевал, сподвижники спешили подобрать слюну и протирали ей свои лица и кожу. И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Почему вы это делаете?». Они сказали: «Мы хотим получить благодать (барака)». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот кто хочет, чтобы его любил Аллах и его Посланник, пусть говорит правду, оправдывает доверие и не вредит соседу». (то есть он не выразил своего недовольства их поступку)». («Аль-Канз», 8/228). Здесь два великих повеления, которые необходимо взять на заметку. Первое — обязанность возвеличивать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и возвышать его степень над остальными творениями. Второе – признавать единственность Господа, быть убеждённым в том, что Всевышний Аллах Единый в сущности, в атрибутах и в действиях. Если кто-либо убеждён в творении, как в сотоварище Всевышнему в чем либо из этого (сущность, атрибуты, действия), то он становится многобожником, подобно многобожникам, которые обожествляли идолов и считали допустимым поклонение им. А тот, кто умаляет достоинство Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в каких либо его степенях, тот стал не повинующимся или кафиром. Что касается того, кто возвеличил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не приписал ему, что-либо из сифатов (атрибутов) Всевышнего, поистине он постиг истину, и не перешёл границы по отношению к Господу и посланичеству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), это и есть те слова, в которых нет чрезмерности. И когда находим в речи верующего, что-либо связанное не с Аллахом, обязуется, необходимо образное понимание, а не обвинять в неверии, так как маджаз (образное толкование) присутствует в Коране и Сунне. Автор: Шейх Мухаммад ибн Аляви аль-Малики Книга: «Мафахим яджибу ан тусахах» www.islamshariat.ru

Вероубеждение Имама Джафара ас-Садика Приводит имам аль-Кушайри (376-465 г.х.), да смилуется над ним Аллах

Вероубеждение Имама Джафара ас-Садика Приводит имам аль-Кушайри (376-465 г.х.), да смилуется над ним Аллах, что Имам Джафар ас-Садик (80-148 г.х.), да будет доволен им Аллах, сказал: قال الإمام جعفر الصادق بن محمد الباقر بن زين العابدين علي بن الحسين رضوان الله عليهم (148 هـ) ما نصه : "من زعم أن الله في شىء، أو من شىء، أو على شىء فقد أشرك. إذ لو كان على شىء لكان محمولا، ولو كان في شىء لكان محصورا، ولو كان من شىء لكان محدثا- أي مخلوقا" أ هـ. ذكره القشيري في رسالته المعروفة بالرسالة القشيرية (ص/ 6). «Кто утверждает, что Аллах в чем-то, или из чего-то, или над чем-то - он совершил ширк. Если бы Аллах был над чем-то, то Его бы кто-то держал, если бы был в чем-то, то был бы ограничен, если бы был из чего-то, то был бы сотворенным». [Аль-Кушайри, «Рисалят аль-Кушайрия», стр. 6]

Табаррук от Имама Ахмада и Ибн Таймийи. Почувствуй разницу. بسم الله الرحمن الرحيم

Табаррук от Имама Ахмада и Ибн Таймийи. Почувствуй разницу. بسم الله الرحمن الرحيم Имама Ахмада бин Ханбала спросили о людях которые прикасаются к минбару Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) получают баракат с прикосновения к нему, целуют его, и делают с могилой (Пророка) тоже самое, то есть они хотят этим приблизится к Аллаху Субханаху ва Тааля? Сказал Ахмад: «Нет ничего плохого в этом». Смотреть в книге "العلل و معرفة الرجال" ج 2/35 Абдуллаха сына Ахмада. Также ибн Таймии задали точно такой же вопрос (слово в слово) ответил ибн Таймия: «Это не из дел сподвижников, ученых, саляфов, но они запрещали это (то есть соглашение было в этом вопросе,что запрещено), однако это из ширка, да убережет нас Аллагь от этого (ширка)! Смотреть книгу Ибн Таймии "زيارة القبور و الاستنجاد بالمقبور" . الإمام أحمد يقول لأبأس وابن تيمية يقول شرك وكفر! في كتاب "العلل و معرفة الرجال" ج 2/35 لعبد الله ابن الإمام أحمد بن حنبل.. قال [سألته -يعني أباه الإمام أحمد - عن الرجل يمس منبر النبي صلى الله عليه و سلم و يتبرك بمسه و يقبله و يفعل بالقبر مثل ذلك أو نحو هذا يريد بذلك التقرب إلى الله جل و عز... فقال - أي أبوه- : لا بأس بذلك]. وانظروا في كتاب "زيارة القبور و الاستنجاد بالمقبور" لابن تيمية الحراني يُسأل السؤال نفسه و يُقال له [هناك عن الرجل يمس منبر النبي صلى الله عليه و سلم و يتبرك بمسه و يقبله و يفعل بالقبر مثل ذلك أو نحو هذا يريد بذلك التقرب إلى الله جل و عز، فيجيب ابن تيمية: هذا لم يفعله أحد من الصحابة ولا العلماء ولا السلف، بل هذا منهي عنه بالاتفاق بل هذا من الشرك - و العياذ بالله تعالى! Слова Имама Ахмада Слова Ибн Таймийи