Иджма' саляфов в том, что мертвые слышат

Сказал ханбалитский ученый Ибнуль Къаййим Аль-Джавзийя (691-751 х/1292-1350 м) в своей книге «Ар-Рух», что саляфы в вопросе слышания мертвых сделали единогласие в том, что они слышат: شرَّع النيُّ - صلى الله عليه وسلم - لأمَّتِه السلامَ على أهلِ القبورِ بمثلِ - السلامُ عليكمْ دارَ قومٍ مؤمنينَ وهذا خطابٌ لمَن يسمَع ويعقِل ، ولوْلا ذلك لكانَ هذا الخطابُ بمنزلةِ خطابِ المعدومِ والجَمادِ ، والسلَفُ مُجْمِعونَ على هذا ، وقد تواترتِ الآثارُ بأنَّ الميِّتَ يعرِف زيارةِ الحيِّ له ويستبْشِر به «Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, установил для своей Уммы давать салям обитателям могил таким образом: «Ассаляму аляйкум обитатели жилища верующих». Это обращение к тому, кто слышит и понимает. Иначе, это было бы как обращение к чему-то несуществующему и бездушному (т.е. было бы абсурдным). И саляфы сделали в этом единогласие/иджмаъ. И пришли сообщения таватуром (множеством передач), что мертвый узнает живого посетителя и радуется этим». Источник: Ибнуль Къаййим: Китабур Рух: 7-8 Примечание: Шафиитский ученый Ибн Касир в своем труде «Тафсируль Къураниль Азым» в толковании последних аятов Суры Рум буквально говорит тоже самое. Источник: Al-Fatava Forum

Слышат ли мертвые? Тафсир Ибн Касира

Сказал имам, мухаддис, выдающийся толкователь Курана, Абу аль-Фидаъ, Исмаил ибн Умар ибн Касир аш-Шафии аль-Ашари ад-Димашки (701-774 х/1301-1373 м) в тафсире 53 аята, суры ар-Рум: Всевышний Аллах говорит: «Ты не заставишь слушать никого кроме тех, кто уверовал в мои знамения они и являются мусульманами», т.е. покорными, отвечающими на зов и послушными. Они и есть те, которые слушаются истины и следуют за ней. И это положение муъминов (уверовавших), а первое это пример кяфиров, как и говорит Аллах в другом аяте: «Поистине отвечают на зов те, кто слышат, а мертвые, Аллах их воскресить и потом они к нему вернутся». Мать правоверных Айша, да будет доволен ею Аллах, привела в довод этот аят: «Поистине ты не заставишь слышать мертвых», против того, что рассказал Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к убитым, которые были брошены в колодец Бадра после прохождения трех дней и как он их упрекал и бранил. Даже Умар, да будет доволен им Аллах сказал ему: «О Посланник Аллаха ты разговариваешь с теми, кто уже сгнили»? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я клянусь тем, в чей длани моя душа вы не слышите то, что я говорю лучше них, только они не отвечают». Айша, да будет доволен ею Аллах, истолковала эти слова тем, что они сейчас знают то, что я говорю им это истина. А Каттада, да будет доволен им Аллах, сказал, что Аллах оживил их для пророка, чтобы они услышали то, что он говорит, чтобы возбранить, упрекать и покарать их. А правильным/достоверным мнением ученые считают то, что рассказал Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, потому что это мнение имеет очень много свидетельств его истинности из многочисленных источников. Самым известным из них является то, что передал Ибн Абдиль-Барр считая его достоверным от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, марфуан (поднятым): «Нет ни одного человека, который бы не прошел мимо могилы своего брата мусульманина, которого он знал при жизни и дал ему салям кроме, как Аллах вернет ему душу, чтобы он ответил на его салям». Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для своей уммы «салям» когда они приветствуют тех, кто погребены в кладбищах, чтоб они приветствовали их приветствием тех, к кому обращаются. И мусульманин говорит: «Мир вам, о дома людей уверовавших». Такое обращение бывает только к тем, кто слышит и понимает. И если бы не это обращение, они были бы вроде как несуществующими или же неодушевленными. И все саляфы единогласны в этом. Поистине достигли уровня таваттура (рассказали через многочисленные пути и через многочисленных людей) асары от них, что мертвый знает о посещении живого и радуется его приходу. Ибн Аби ад-Дунья передает в книге кладбищ от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет ни одного человека, который бы не посетил могилу своего брата и сел около него кроме, как он отвечает ему и радуется его приходу до тех пор пока он не встанет». Также передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда человек проходит мимо могилы он (тот кто в могиле) его узнает и если он дает салям, он на него отвечает». Ибн Аби ад-Дунья передает своим иснадом от человека из семейства Ассима аль-Джадри, что он сказал: «Я увидел во сне Ассима аль-Джадри после двух лет его смерти и я сказал ему: Разве ты не умер? Он ответил: Да. Я спросил: А где ты сейчас находишься? Он сказал: В одном из садов Рая. Я и мои друзья собираемся в каждую пятничную ночь и утро к Бакр ибн Абдуллаху аль-Музани и мы узнаем все ваши новости. Я спросил: Ваши тела собираются или души? Он сказал: Откуда, наши тела давно разложились, а встречаются наши души. Я спросил: А вы узнаёте о нашем зиярате (посещении) к вам? Он ответил: Мы узнаем об этом в пятницу вечером и весь пятничный день и в субботу до восхода солнца. Я спросил: Как это только в эти дни бывает, а в другие нет? Он ответил: Это в честь пятничного дня и его величия. И еще нам рассказал Мухаммад ибн Хусейн, что рассказал Бакр ибн Мухаммад, что Хасан аль-Кассаб сказал: Я с Мухаммадом ибн Васиом каждое субботнее утро ходил на кладбище аль-Джабана и мы стояли около могил, давали салям и делали им дуа, а потом возвращались. В один день я ему предложил пойти вместо этого в понедельник. Он сказал: До меня дошло, что мертвые узнают тех, кто посещает их в пятницу и в предыдущий ей и последующий дни (четверг и суббота). И еще нам рассказал Мухаммад, от Абдулазиз бин Абан, от Суфьян ас-Саври, что он сказал: До меня дошло от Даххака, что он сказал: Кто бы не совершит зиярат на кладбище в субботу до восхода солнца, то мертвые узнают о его посещении. Ему сказали: Как это? Он ответил, что это в честь пятницы. Рассказал мне Мухаммад бин Хасан от Яхья бин Абу Бакр от Фадль ибн аль-Муваффик двоюродного брата (сын тёти) Суфяна ибн Уяйна, что он сказал: Когда умер мой отец, я очень горевал. И я каждый день ходил на его могилу. Потом я перестал ходить некоторое время (Аллах знает сколько). И в один день я пришел к нему и между тем, как я сидел около могилы меня одержал сон и я увидел во сне, как могила моего отца раскрывается и как бы он сидит в своей могиле, надевая саван через плечо и у него было выражение лица как у мертвого. Далее он сказал: Я как бы стал плакать, когда увидел его. А он говорит: О, мой сын, что задержало тебя от посещения моей могилы? А я спросил: Ты разве знал о моем приходе? Он ответил: Не было ни одного раза, чтоб ты пришел и мы не узнали о твоем приходе и когда ты приходил я радовался твоему приходу также радовались и те, кто вокруг меня от твоего дуа. И он сказал: После этого я ходил к нему часто. Мне рассказал Мухаммад от Яхья ибн Бастам от Усмана ибн Сувайда ат-Туфари он сказал, что у него была мать, которая была из числа абидов, ей говорили, что она рахиба (монахиня). Далее он сказал: Когда она приблизилась к смерти, она подняла голову к небу и сказала: О мое сокровище, тот на кого моя надежда в моей жизни и после смерти ты не оставляй меня без помощи когда я умираю и не забывай меня. Далее он рассказал: Она умерла и я ходил к ней каждую пятницу и делал ей дуа и просил, чтоб Аллах простил ей и всем кто покоится в этом кладбище грехи. И потом я увидел её во сне и я сказал ей: О, моя мать, как ты? Она ответила: О, сын мой, поистине в смерти очень большая печаль и я, хвала Аллаху, поистине нахожусь в прекрасном барзахе, мне стелют райхан (базилик), а подушки из сундуса и истабрака (шелк) и так до Судного дня. Я спросил её: Есть ли у тебя какая-нибудь нужда? Она ответила: Да. Я спросил, что за нужда? Она сказала: Ты не оставляй зиярат (посещение) к нам и дуа для нас, поистине приносят радостную весть о твоем приходе к нам в каждую пятницу и когда ты выходишь из своего дома, мне говорят: О рахиба, это твой сын идет и я радуюсь. Также этому радуются и те, кто вокруг меня похоронены. Нам передал Мухаммад ибн Абдулазиз ибн Сулайман от Бишр ибн Мансура, что он рассказал: Во времена эпидемии (таун) был один человек, который часто посещал кладбище и участвовал в джаназа намазе, а вечером он стоял около могил и говорил эти слова: «Да украсит Аллах ваше одиночество и да смилуется Он над вами в этой чужбине, и да простит Он тех из вас, которые делали зло (плохие деяния) и да примет ваши хорошие деяния», и не говорил больше ничего кроме этих слов. Он рассказал: Я в один вечер ушел к себе домой и не пошел на кладбище делать то самое дуа, который я обычно делал. Далее он сказал: Когда я уснул, я вижу во сне людей, которые пришли ко мне. Я им говорю: Вы кто такие и что вам нужно? Они говорят: Поистине ты приучил нас к подарку, который ты нам делал, когда возвращался к себе домой. Я спрашиваю: Что за подарок? Они отвечают: Это дуа (мольбы), которые ты нам делал. Далее он рассказал: Я им говорю, что вернусь к этому и добавил, что после этого случая больше не оставил это. И еще более доходчивым, чем это является то, что мертвые знают про деяния своих живых родственников и братьев. Абдуллах ибн аль-Мубарак рассказал от Савр ибн Язида от Ибрахима от Айуба, что он сказал: Деяния живых показывают мертвым и когда они видят хорошие деяния они радуются, а когда видят плохие они говорят: О Аллах верни их. Ибн Аби ад-Дунья передает от Ахмада ибн аль-Хавари, что он сказал: Мне передал, мой брат Мухаммад, он сказал: Пришел однажды Аббад ибн Аббад к Ибрахиму, когда он был в Палестине и сказал: Поучи меня (делай мне ваъза). Он спросил: Чему же я тебя поучу? До меня дошло, что деяния живых показывают их мертвым родственникам. Ну, ты смотри, что будет показано из твоих деяний пророку да благословит его Аллах и приветствует. Ибрахим сказал это и заплакал так, что его борода намокла от слез. Ибн Аби ад-Дунья рассказал от Мухаммада ибн Хусайна от Халида ибн Амра аль-Умавий от Сакдака ибн Сулаймана ад-Джафари, что он сказал: У меня была неприятная раздражительность (плохой характер) и когда умер мой отец я сделал тавбу и раскаялся в том, что я упустил. Но потом однажды я оступился и я увидел отца во сне и он мне говорит: О сын мой, как же я радовался от твоих хороших деяний они показывались нам и они были похожи на деяния праведников, но в этот раз мне стало очень стыдно за тебя. Я прошу тебя, больше не позорь меня среди тех, кто вокруг меня из мертвых. Далее он сказал: После этого я слышал, что он говорил в своем дуа, которое он делал до рассвета, а он был моим соседом в Куффе, «Я прошу у тебя тавбу от которого нет возврата о Тот, который делает праведников такими и направляет на путь истинный заблудших, о самый Милостивый из милостивых. В этой главе (по этой теме) очень много асаров от сподвижников (сахабов), да будет доволен ими Аллах. Некоторые ансары из родственников Абдуллаха ибн Раваха делали такое дуа: О Аллах остерегай меня от таких деяний за которые Абдуллаху ибн Раваха будет стыдно за меня. Он это говорил после того, как Абдуллах ибн Раваха пал шахидом. В Исламе предусмотрено приветствие мертвых, а приветствие тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует это абсурд. Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил свою умму говорить, когда они видят могилы: «Мир вам, о дома людей уверовавших и поистине мы тоже последуем за вами. Да смилуется Аллах над теми из нас и из вас, которые ушли вперед и потом придут. Мы просим у Аллаха благополучия нам и вам» — это есть и приветствие и обращение и взывание присутствующему, который слышит и к которому обращаются и который разумен и отвечает на приветствие, хоть тот, кто дает салам не слышит ответа. А Аллах знает лучше. [Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым», 30:53]


Арабский текст тафсира Далее приведем толкование тех аятов, на которые часто ссылаются современные псевдосалафиты в доказательство того, что мертвые не слышат. И так, являются ли они доказательством того, что мертвые не слышат? Всевышний Аллах сказал в Куране: فَإِنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ «Воистину, ты не заставишь слушать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять» (Сура ар-Рум 30, аят 52)


Сказал имам-муфассир Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) в толковании этого аята: يَقُول تَعَالَى كَمَا أَنَّك لَيْسَ فِي قُدْرَتك أَنْ تُسْمِع الْأَمْوَات فِي أَجْدَاثهَا وَلَا تُبْلِغ كَلَامك الصُّمّ الَّذِينَ لَا يَسْمَعُونَ وَهُمْ مَعَ ذَلِكَ مُدْبِرُونَ عَنْك كَذَلِكَ لَا تَقْدِر عَلَى هِدَايَة الْعُمْيَان عَنْ الْحَقّ وَرَدّهمْ عَنْ ضَلَالَتهمْ بَلْ ذَلِكَ إِلَى اللَّه فَإِنَّهُ تَعَالَى بِقُدْرَتِهِ يُسْمِع الْأَمْوَات أَصْوَات الْأَحْيَاء إِذَا شَاءَ وَيَهْدِي مَنْ يَشَاء وَيُضِلّ مَنْ يَشَاء وَلَيْسَ ذَلِكَ لِأَحَدٍ سِوَاهُ Всевышний говорит: Также как ты не можешь заставить слушать мертвых, которые в своих могилах и не можешь донести свои слова до глухих, которые не слушают и вместе с этим убегают от тебя, также ты не можешь направить слепых на путь истины и отвернуть их от заблуждений. Наоборот, это делает Аллах, поистине Аллах своим могуществом заставляет мертвых слушать голоса живых, когда захочет, и направляет на путь истинный кого хочет и сбивает кого хочет. И нет ни у кого кроме Него такого могущества. [«Тафсируль Кураниль Азым», 30:52]


Всевышний Аллах сказал в Куране: وَمَا يَسْتَوِي الْأَحْيَاءُ وَلَا الْأَمْوَاتُ إِنَّ اللَّهَ يُسْمِعُ مَنْ يَشَاءُ وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слушать тех, кто в могиле (Сура аль-Фатир 35, аят 22)


Сказал Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) в толковании этого аята: يَقُول تَعَالَى كَمَا لَا تَسْتَوِي هَذِهِ الْأَشْيَاء الْمُتَبَايِنَة الْمُخْتَلِفَة كَالْأَعْمَى وَالْبَصِير لَا يَسْتَوِيَانِ بَلْ بَيْنهمَا فَرْق وَبَوْن كَثِير وَكَمَا لَا تَسْتَوِي الظُّلُمَات وَلَا النُّور وَلَا الظِّلّ وَلَا الْحَرُور كَذَلِكَ لَا تَسْتَوِي الْأَحْيَاء وَلَا الْأَمْوَات وَهَذَا مَثَل ضَرَبَهُ اللَّه تَعَالَى لِلْمُؤْمِنِينَ وَهُمْ الْأَحْيَاء وَلِلْكَافِرِينَ وَهُمْ الْأَمْوَات كَقَوْلِهِ تَعَالَى : » أَوَمَنْ كَانَ مَيْتًا فَأَحْيَيْنَاهُ وَجَعَلْنَا لَهُ نُورًا يَمْشِي بِهِ فِي النَّاس كَمَنْ مَثَله فِي الظُّلُمَات لَيْسَ بِخَارِجٍ مِنْهَا» وَقَالَ عَزَّ وَجَلَّ » مَثَل الْفَرِيقَيْنِ كَالْأَعْمَى وَالْأَصَمّ وَالْبَصِير وَالسَّمِيع هَلْ يَسْتَوِيَانِ مَثَلًا » فَالْمُؤْمِن بَصِير سَمِيع فِي نُور يَمْشِي عَلَى صِرَاط مُسْتَقِيم فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَة حَتَّى يَسْتَقِرّ بِهِ الْحَال فِي الْجَنَّات ذَات الظِّلَال وَالْعُيُون وَالْكَافِر أَعْمَى وَأَصَمّ فِي ظُلُمَات يَمْشِي لَا خُرُوج مِنْهَا بَلْ هُوَ يَتِيه فِي غَيّه وَضَلَاله فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَة حَتَّى يُفْضِي بِهِ ذَلِكَ إِلَى الْحَرُور وَالسَّمُوم وَالْحَمِيم وَظِلّ مِنْ يَحْمُوم لَا بَارِد وَلَا كَرِيم . وَقَوْله تَعَالَى : » إِنَّ اللَّه يُسْمِعُ مَنْ يَشَاء » أَيْ يَهْدِيهِمْ إِلَى سَمَاع الْحُجَّة وَقَبُولهَا وَالِانْقِيَاد لَهَا » وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُور » أَيْ كَمَا لَا يَنْتَفِع الْأَمْوَات بَعْد مَوْتهمْ وَصَيْرُورَتهمْ إِلَى قُبُورهمْ وَهُمْ كُفَّار بِالْهِدَايَةِ وَالدَّعْوَة إِلَيْهَا كَذَلِكَ هَؤُلَاءِ الْمُشْرِكُونَ الَّذِينَ كُتِبَ عَلَيْهِمْ الشَّقَاوَة لَا حِيلَة لَك فِيهِمْ وَلَا تَسْتَطِيع هِدَايَتهمْ Всевышний говорит: Также как не являются эти различные вещи равными, подобно слепому и зрячему, они не являются равными, наоборот они имеют огромные отличия. И также как не являются равными темнота и свет, а также сень (прохлада в тени) и знойный ветер, не являются равными живые и мертвые. Это пример, который приводит Аллах для муъминов (уверовавших) — они же «живые» и для кафиров, а они «мертвые», подобно тому как это приводится в словах Аллаха: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?». Также Аллах говорит: «Эти две группы подобны слепому и глухому и зрячему и слышащему. Разве можно их сравнить друг с другом? Неужели вы не помяните назидание?». Муъмин же это зрячий, слышащий, который идет в свете по прямому пути в этом мире и на том свете пока он не поселится в Раю, в котором есть сени и родники. А кафир же это слепой глухой, который идет в темноте из которого нет выхода, а наоборот он скитается в своих грехах и заблуждениях пока это его не приведет к хамуму и самуму (знойный и горячий ветер) и к хамиму (горячая вода, которую дают пить обитателям ада) и к тени из сажи от которой нет ни прохлады ни довольства (т. е. в Ад). Также Аллах говорит: «Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает», т.е. ведет любого к слушанию доводов и их принятию, и следованию этим доводам, «а ты не заставишь слушать тех, кто в могилах» т.е. подобно тому, как мертвым после их смерти и погребения в могилы, будучи кафирами нет пользы, от их направления на правильный путь и призыва к ним, также и эти многобожники, которым предписан шакъават (попадание в Ад). У тебя нет выхода на их счет (они обречены) и ты не можешь направить их на правильный путь. [«Тафсируль Кураниль Азым», 35:22]


Всевышний Аллах сказал: إِنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять (Сура ан-Намль 27, аят 80)


Сказал Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) в толковании этого аята: أَيْ لَا تُسْمِعهُمْ شَيْئًا يَنْفَعهُمْ فَكَذَلِكَ هَؤُلَاءِ عَلَى قُلُوبهمْ غِشَاوَة وَفِي آذَانهمْ وَقْر الْكُفْر т.е. ты не заставишь их услышать, что-либо полезное для них, также и эти (мушрики), на их сердцах покрывало, и в ушах глухота неверия. [«Тафсируль Кураниль Азым», 27:80] http://islamshariat.ru/index.php/archives/447

Тафсир аята: «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы…» (35:14)

Всевышний Аллах сказал: إِنْ تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы…» (Сура аль-Фатыр, аят 14)


Сказал Имам Ибн Касир в тафсире этого аята: ثُمَّ قَالَ تَعَالَى : " إِنْ تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ " يَعْنِي الْآلِهَة الَّتِي تَدْعُونَهَا مِنْ دُون اللَّه لَا تَسْمَع دُعَاءَكُمْ لِأَنَّهَا جَمَاد لَا أَرْوَاح فِيهَا Затем Всевышний сказал: «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы», т.е. те божества, к которым вы взываете помимо Аллаха они не слышат ваши молитвы, так как они неодушивленые, у которых нет души. [Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым»] Сказал Имам аль-Куртуби в тафсире этого аята: أَيْ إِنْ تَسْتَغِيثُوا بِهِمْ فِي النَّوَائِب لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ ; لِأَنَّهَا جَمَادَات لَا تُبْصِر وَلَا تَسْمَع . То есть когда вы просите у них помощи, в бедствиях, они не слышат ваши молитвы, потому что они являются неодушевленными которые не видят и не слышат. [Имам аль-Куртуби, «аль-Джами ли ахкам аль-Кур`ан»]