Акыда имама аль-Харамайн аль-Джувайни - акыда салафов

Передается, что имам Абуль-Маали аль-Джувайни говорил: اشهدوا عليَّ أني رجعت عن كل مقالة يخالف فيها السلف ، وأني أموت على ما يموت عليه عجائز نيسابور "Свидетельствуйте, что я вернулся от всего, что говорил в противоречии саляфам, поистине я умираю на убеждениях старушек Нишапура". Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал по поводу этой передачи: وهذه الحكاية ليس فيها شيء مستنكر ، إلا ما يوهم أنه كان على خلاف السلف ، ونقل فِي العبارة زيادة على عبارة الإمام. ثم أقول : للأشاعرة قولان مشهوران فِي إثبات الصفات ، هل تمر على ظاهرها مع اعتقاد التنزيه ، أو تئول ؟ والقول بالإمرار مع اعتقاد التنزيه هو المعزو إلى السلف ، وهو اختيار الإمام فِي الرسالة النظامية ، وفي مواضع من كلامه ، فرجوعه معناه الرجوع عن التأويل إلى التفويض ، ولا إنكار فِي هذا ، ولا فِي مقابله ، فإنها مسألة اجتهادية ، أعني مسألة التأويل أو التفويض مع اعتقاد التنزيه. إنما المصيبة الكبرى والداهية الدهياء الإمرار على الظاهر ، والاعتقاد أنه المراد ، وأنه لا يستحيل على الباري ، فذلك قول المجسمة عباد الوثن ، الذين فِي قلوبهم زيغ يحملهم الزيغ على اتباع المتشابه ، ابتغاء الفتنة ، عليهم لعائن اللَّه تترى واحدة بعد أخرى ، ما أجرأهم على الكذب ، وأقل فهمهم للحقائق. «И этот рассказ, нет в нем ничего отвергаемого, кроме того, что может показаться, что имам был раньше на том, что противоположно пути саляфов, и передано в выражениях больше чем в выражениях имама. У ашаритов есть две общеизвестные позиции относительно утверждения сифатов – прохождение их по внешности (захиру) вместе с убежденностью абсолютного очищения Аллаха от недостатков или же толкование (таъвиль). Первая позиция – это то, что восходит к саляфам, и именно об этом выборе говорит имам в «Рисаля ан-Низамийя» и также в других своих работах по каламу. И поэтому это возвращение означает возвращение от таъвиля к тафвиду (оставление истинного смысла Аллаху). И ни один из этих методов не осуждается, потому что это вопрос иджтихада [какому из них следовать]. Мы имеем в виду: толкование или поручение [смысла этих аятов] Аллаху наравне с утверждением абсолютного очищения Аллаха от недостатков. А большая проблема и ужасное бедствие - утверждение значений этих сифатов согласно их буквальному (захир) значению, с убежденностью, что имеется ввиду это, и что это не является недопустимым в отношении Всевышнего. А это убеждение антропоморфистов - идолопоклонников (тех, в чьих сердцах – сомнение – сура 3, аят 7), и их сомнение побуждает их преследовать муташаббихат (аяты с неясным смыслом) желая фитны. Вечное проклятие Аллаха над ними! Как же смеют они сочинять ложь, и как мало у них понимание истины». [Ибн ас-Субки, «Табакат аш-Шафи'ийя аль-Кубра», 5:191-192] Пользы: 1. Имам ас-Субки разъяснил нам, что акыда имама Абуль-Маали аль-Джувайни в вопросах сифатов это тафвид, т.е. утверждение самого сифата, и оставление, упование его истинного смысла на Аллаха. А это путь саляфов в понимании как аль-Джувайни, так и ас-Субки. 2. Имам ас-Субки подтвердил, что употребление слова «захир» не всегда означает понимание сифата в буквальном его значении. Имам ас-Субки два раза употребил это слово в двух разных смыслах. В первом случае произносят как есть на захире в словах, вместе с очищением от буквального смысла. А в случае с муджассима произносят на захире и говорят, что именно этот захир и есть истинный смысл аятов. Поэтому когда нам приводят слова имамов, таких как Абу Сулейман аль-Хаттаби, Абу Усман ас-Сабуни, аль-Хатыб аль-Багдади, аль-Багави в которых есть слова о том, чтобы оставить сифаты на захире, то это не означает, что они этим самым утверждали буквальный смысл в отношении Аллаха. Это означает оставление сифата как он пришел, на внешности в словах, не делая никаких толкований и упование его смысла на Аллаха. А теперь приведем цитату из книги «аль-Акыда ан-Низамийя». Имам Абуль-Маали аль-Джувайни аш-Шафии (419-478 х) в книге «аль-Акыдату ан-Низамийя» сказал- اختلفت مسالك العلماء في هذه الظواهر، فرأى بعضهم تأويلها، والتزم ذلك في آي الكتاب ، وما يصح من السنن ، وذهب أئمة السلف إلى الانكفاف عن التأويل وإجراء الظواهر على مواردها، وتفويض معانيها إلى الله تعالى. والذي نرتضيه رأياً، وندين الله به عقيدة: اتباع سلف الأمة للدليل القاطع على أن إجماع الأمة حجة، فلو كان تأويل هذه الظواهر حتماً لأوشك أن يكون اهتمامهم به فوق اهتمامهم بفروع الشريعة، وإذا انصرم عصر الصحابة والتابعين على الإضراب عن التأويل كان ذلك هو الوجه المُتَّبع «Мнения ученых разделились в понимании захира (сифатов). Одна часть из них пришла к мнению, что нужно делать таъвиль (толкование) и они стали придерживаться этого в толковании аятов Корана и достоверных хадисов. А путь саляфов был в отказе от толкований, оставляя их захире (в словах) так, как они приводятся, а их смысл предоставляли Аллаху Всевышнему. А тот путь, которым мы будем довольны, как правильное мнение и мы можем придерживаться его, как вероубеждение нашей религии - это следование за имамами саляфов потому, что есть не двусмысленные доказательства, что иджма Уммы является доводом. Если бы толкование этого захира было обязательным, то они (саляфы) уделили бы этому не меньшее внимание, чем ответвлениям шариата. И если в эпоху сподвижников и табииинов оставляли толкование, то это и является для нас путем для следования». [Аль-Джувайни, «аль-Акыдату ан-низамийя», стр. 32] Как мы видим имам, одновременно подтверждает оставление сифата на захире в словах, и затем оставление их смысла Аллаху. Также в дополнение скажу, что путь этот путь аль-Джувайни, есть путь имама аль-Ашари. Хафиз Ибн Касир говоря о третьем этапе имама аль-Ашари: وهي طريقته في "الإبانة" التي صنّفها آخرًا , وشرحها الباقلاني , ونقلها ابن عساكر , وهي التي مال إليها الباقلاني وإمام الحرمين وغيرهما من أئمة الأصحاب المتقدمين في أواخر أقوالهم «И это его путь в «Аль-Ибана», которую он собрал в конце и ее прокомментировал аль-Бакиллани, и привел Ибн Асакир, и это к чему склонился аль-Бакиллани, и имам аль-Харамайн (аль-Джувайни) и другие из предшествующих имамов товарищей в их последних словах...». То есть под третьим этапом Ибн Касир подразумевал путь тафвид.

Ибн Таймийя признает за саляфами тавассуль

Сказал Ибн Таймийя: وقد ذكر بعض هذه الحكايات من جمع الأدعية وروي في ذلك أثر عن بعض السلف مثل ما رواه ابن أبي الدنيا في كتاب ( مجابي الدعاء قال : حدثنا أبو هاشم سمعت كثير بن محمد بن كثير بن رفاعة يقول : جاء رجل إلى عبد الملك بن سعيد بن أبجر فجس بطنه فقال : بك داء لا يبرأ . قال : ما هو ؟ قال : الدبيلة . قال فتحول الرجل فقال : الله الله الله ربي لا أشرك به شيئا اللهم إني أتوجه إليك بنبيك محمد نبي الرحمة صلى الله عليه وسلم تسليما يا محمد إني أتوجه بك إلى ربك وربي يرحمني مما بي . قال فجس بطنه فقال : قد برئت ما بك علة . قلت : فهذا الدعاء ونحوه قد روي أنه دعا به السلف ونقل عن أحمد بن حنبل في منسك المروذي التوسل بالنبي صلى الله عليه وسلم في الدعاء ونهى عنه آخرون «Рассказал Ибн Аби ад-Дунья в своей книге «Муджаби ад-дуа»: Нам рассказал Абу Хашим, что он слышал Касира ибн Мухаммада ибн Касира ибн Рифаата, что он говорил: один человек пришел к Абдуль-Малику ибн Саид ибн Абджару. Он (Абдул-Малик) пощупал его живот и сказал: «У тебя неизлечимая болезнь». Человек спросил: «что это за болезнь?» Он ответил: «что-то вроде язвы». Человек огорчился и сказал: «Аллах, Аллах, Аллах, Мой Господь, нет Тебе никакого сотоварища. О Аллах воистину я обращаюсь к Тебе твоим Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, Пророком Милости. О Мухаммад, я обращаюсь тобой к твоему Господу и моему Господу, чтоб Он смилостивился надо мной». После этого он потрогал живот и сказал: «Ты избавился от своей болезни». Ибн Таймийя после описания данного инцидента комментирует: «Я скажу, что поистине эти мольбы и подобные им, практиковались саляфами, и тавассуль в мольбе посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передан от Ахмада ибн Ханбаля в «Аль-Мансак». А некоторые это отрицают». [«Каида джалила фи тавассул валь васила», стр. 94; «Маджму аль-Фатава»: аль-Акыда]

Как праведные предшественники (салафы) понимали сифат "истава"?

Имам Абу Ханифа (80-150 х/699-767 м) сказал по поводу сифата «истава»: نُقِرُ بأن الله سبحانه و تعالى على العرش استوى من غير ان يكون له حاجة اليه واستقرار عليه , وهو حافظ العرش وغير العرش من غير احتياج , فلو كان محتاجا لما قدر على ايجاد العالم وتدبيره كالمخلوقين , ولو كان محتاجا الى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش اين كان الله , تعالى الله عن ذلك علوا كبيرا «Мы признаем, что Аллах «истава» на Трон, но Он не нуждается в нем. Он на нем не сидит, Он хранитель Трона и всех остальных созданий. Если бы Он в чем-либо нуждался, то не смог бы создать всё сущее. А если бы Он нуждался в сидении, то возникает вопрос: "Где же Он был до создания Трона?" Воистину, Аллах превыше всего этого». [Абу Ханифа, «Аль-Васыя», стр. 4; Али аль-Кари, «Шарх Фикх аль-Акбар», стр. 138] Хафиз Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) в толковании 54 аята, суры «аль-А`раф» сказал: وَأَمَّا قَوْله تَعَالَى " ثُمَّ اِسْتَوَى عَلَى الْعَرْش" فَلِلنَّاسِ فِي هَذَا الْمَقَام مَقَالَات كَثِيرَة جِدًّا لَيْسَ هَذَا مَوْضِع بَسْطهَا وَإِنَّمَا نَسْلك فِي هَذَا الْمَقَام مَذْهَب السَّلَف الصَّالِح مَالِك وَالْأَوْزَاعِيّ وَالثَّوْرِيّ وَاللَّيْث بْن سَعْد وَالشَّافِعِيّ وَأَحْمَد وَإِسْحَاق بْن رَاهْوَيْهِ وَغَيْرهمْ مِنْ أَئِمَّة الْمُسْلِمِينَ قَدِيمًا وَحَدِيثًا وَهُوَ إِمْرَارهَا كَمَا جَاءَتْ مِنْ غَيْر تَكْيِيف وَلَا تَشْبِيه وَلَا تَعْطِيل وَالظَّاهِر الْمُتَبَادِر إِلَى أَذْهَان الْمُشَبِّهِينَ مَنْفِيّ عَنْ اللَّه فَإِنَّ اللَّه لَا يُشْبِههُ شَيْء مِنْ خَلْقه وَ " لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْء وَهُوَ السَّمِيع الْبَصِير " «Что касается слов Всевышнего: «затем истава на троне», то у людей в отношении к этому много мнений, и я считаю тут не место для их упоминания. Мы же проложим в этом вопросе, путь праведных предшественников (саляфов), имамов Малика, аль-Аузаи, ас-Саури, Лейса, аш-Шафии, Ахмада, Исхака ибн Рахавейхи, и других имамов прошлого и настоящего. Это прохождение этих аятов как они пришли, без придания образа, без уподобления (ташбиха) и без опустошения. Внешнее (явное) указание, приходящее на ум уподобляющих (мушаббиха) отрицается в отношении Аллаха. Поистине Всевышний Аллах не подобен ничему из Своих творений и «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий Видящий». [Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым», сура 7, аят 54] Имам Абу Мухаммад аль-Багави (436-510 х/1044-1117 м) в толковании 54 аята, суры «аль-А`раф»: "ثُمَّ ٱسْتَوَىٰ عَلَى ٱلْعَرْشِ" ، قال الكلبي ومقاتل: استقرّ. وقال أبو عبيدة: صعد. وأوّلت المعتزلة الاستواء بالاستيلاء. فأمّا أهل السنة يقولون: الاستواء على العرش صفة لله تعالى، بلا كيف، يجب على الرجل الإيمان به ويكل العلم فيه إلى الله عزّ وجلّ. وسأل رجل مالك بن أنس عن قوله: "ٱلرَّحْمَـٰنُ عَلَى ٱلْعَرْشِ ٱسْتَوَىٰ" [طه: 5] كيف استوى؟ فأطرق رأسه مَلِيَّاً، وعلاه الرُّحَضَاء ثم قال: الاستواء غير مجهول، والكيف غير معقول، والإيمان به واجب، والسؤال عنه بدعة، وما أظنك إلا ضالاًّ، ثم أمر به فأخرج. وروي عن سفيان الثوري والأوزاعي والليث بن سعد وسفيان بن عيينة وعبدالله بن المبارك وغيرهم من علماء السنّة في هذه الآيات التي جاءت في الصفات المتشابهة: أمِرّوها كما جاءت بلا كيف «затем истава над троном». Сказали аль-Кяльби и Мукатиль: «утвердился» (истакарра). Сказал Абу Убайда: «Са`ада» (Взобрался). Мутазилиты объяснили «Истива» как овладение (истиля). А Ахлю Сунна говорят: «Истивау `аляль `Арш» это сифат Аллаха Всевышнего «биля кяйф» (без образа). Человек обязан верить в это и оставлять знание об этом Аллаху Всевышнему. Один человек спросил Малика ибн Анаса о слове Всевышнего Аллаха: «Милостивый истава над троном» (сура «Та Ха», аят 5). Как «истава»? Малик понизил свою голову и начал покрываться потом. Затем он поднял голову и сказал: «Истава» не неизвестна, образ немыслим (абсурден), вера в него обязательна, спрашивать об этом новшество, и думаю, что вы ни кто иной, как заблудший. Затем приказал, чтобы его вывели». [Аль-Багави, «Маалим ат-Танзиль», сура 7, аят 54] Имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари (260-324 х/874-936 м) в своей книге «Аль-Ибана»: وأن الله تعالى استوى على العرش على الوجه الذي قاله، وبالمعنى الذي أراده، استواء منزها عن الممارسة والاستقرار والتمكن والحلول والانتقال، لا يحمله العرش، بل العرش وحملته محمولون بلطف قدرته، ومقهورون في قبضته، وهو فوق العرش، وفوق كل شيء، إلى تخوم الثرى، فوقية لا تزيده قربا إلى العرش والسماء، بل هو رفيع الدرجات عن العرش، كما أنه رفيع الدرجات عن الثرى، وهو مع ذلك قريب من كل موجود، وهو أقرب إلى العبد من حبل الوريد، وهو على كل شيء شهيد «Аллах истава над Троном в том смысле, с которым Он это сказал. А смысл, который Он вложил, – это отрицание соприкосновения, нахождения, растворения и перемещения. Трон (Арш) не несёт Его, Арш несом теми, кто его держит, на основе могущества Аллаха, и все они находятся во власти Аллаха. Он над Троном и над каждой вещью таким возвышением, которое не означает приближенность к Трону и небу. И Он возвышен над Троном так же, как и над остальными творениями. И вместе с тем Он близок к творениям. И Он ближе к рабу, чем сонная артерия. И Он свидетель каждой вещи». [Имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари, «Аль-Ибана ан Усуль ад-Дийяна», стр. 21] Имам Кади Ийяд аль-Малики (476-544 х/1083-1149 м) в разделе об «истава»: لا يعلم تأويله إلا الله وعلينا الإيمان به والتصديق والتسليم وتفويض علمه إلى الله تعالى وهو صحيح مذهب الأشعري وعامة الفقهاء والمحدثين والصواب إن شاء الله «Не знает ее толкования кроме Всевышнего и на нас (обязанность) верить, подтверждать, признавать и оставлять (тафвид) знание о нем (истава) Всевышнему Аллаху и это (является) достоверным мазхабом аль-Аш’ари и в общем факихов и мухаддисов, и (является) правильным иншаАллаh». [«Машарик аль-Анвар аля сахахиль асар», 2/460]

Убеждения салафов и “Асхабуль-Хадис” в вопросе сифатов

Шейхуль Ислам, имам Абу Усман ас-Сабуни (373-449 х/983-1057 м) в своей книге «Акыдату ас-Саляф ва Асхабуль Хадис» сказал: وقد أعاذ الله تعالى أهل السنة من التحريف والتكييف، ومن عليهم بالتعريف والتفهيم، حتى سلكوا سبل التوحيد والتنزيه، وتركوا القول بالتعطيل والتشبيه، واتبعوا قول الله عز وجل: ا ليس كمثله شيء وهو السميع البصير). وكذلك يقولون في جميع الصفات التي نزل بذكرها القرآن، ووردت بها الأخبار الصحاح من السمع والبصر والعين والوجه والعلم والقوة والقدرة، والعزة والعظمة والإرادة، والمشيئة والقول والكلام، والرضا والسخط والحياة، واليقظة والفرح والضحك وغرها من غير تشبيه لشيء من ذلك بصفات المربوبين المخلوقين، بل ينتهون فيها إلى ما قاله الله تعالى، وقاله رسوله صلى الله عليه وآله وسلم من غير زيادة عليه ولا إضافة إليه، ولا تكييف له ولا تشبيه، ولا تحريف ولا تبديل ولا تغيير، ولا إزالة للفظ الخبر عما تعرفه العرب، وتضعه عليه بتأويل منكر، ويجرونه على الظاهر، ويكلون علمه إلى الله تعالى، ويقرون بأن تأويله لا يعلمه إلا الله، كما أخبر الله عن الراسخين في العلم أنهم يقولونه في قوله تعالى: (والراسخون في العلم يقولون: آمنا به، كل من عند ربنا. وما يذكر إلا أولو الألباب). «Спас Аллах приверженцев Ахлю-Сунны, от изменения [сифатов] и придания образа [им], и даровал им познание и понимание, так, что они проложили путь Единобожия (таухида) и очищения (танзиха), и оставили путь опустошения и уподобления, последовав Слову Аллаха: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». (Сура Шура, 11 аят). И таким же образом, говорят они обо всех качествах и атрибутах, которые пришли в Коране и достоверной Сунне, такие как; слух, зрение, айн, ваджх, знание, сила, мощь, величие, воля, желание, слово, речь, довольство, гнев, любовь, ненависть, радость, дахк (смех) и другие. Они говорят о них без уподобления чего-либо из этих качеств и атрибутов, качествам и атрибутам созданий. Нет же, они останавливаются в них на том, что сказал Аллах и Его посланник, без добавления к ним чего-либо или преувеличения, без придания образа Ему и без уподобления, без изменения и подмены, и без удаления от “лафза” [произношения], той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё отвергаемый таъвиль. Они проходят их внешне, уповая знание этого Аллаху Всевышнему. Они утверждают, что толкование (таъвиль) этого не знает никто кроме Аллаха, как поведал нам Аллах об ученых обладающих основательными знаниями: «А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в это [, ибо] всё это — от нашего Господа”, а внимают увещаниям только обладающие разумом». (Сура Семейство Имрана, 7 аят)». [Абу Усман ас-Сабуни, «Акыдату ас-Саляф ва Асхабуль Хадис», стр. 165] Немного о нем: Абу Усман Исмаил ибн Абдуррахман ас-Сабуни (373-449 х/983-1057 м) - муфассир, факих, мухаддис, Шейхуль Ислам, последователь мазхаба аш-Шафии. Имам аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) говорил о нем: إنه إمام المسلمين حقا ، وشيخ الإسلام صدقا ، وأهل عصره كلهم مذعنون لعلو شأنه فِي الدين ، والسيادة ، وحسن الاعتقاد ، وكثرة العلم ، ولزوم طريقة السلف «Поистине он настоящий Имам мусульман, и истинный Шейхуль Ислам, все его современники покорно признают величину его положения в религии, его главенство и верность его убеждений [акыды], величину знаний, и приверженность к пути салафов». [«Табакат аш-Шафиия аль-кубра», 3/123] Имам Тажуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал о нем: قلت : وبالجملة كان مجمعا على دينه ، وسيادته ، وعلمه لا يختلف عليه أحد من الفرق «Он был одним из тех, о ком не разногласили ни одна из групп [течений], по поводу его религиозности, главенства и знания». [«Табакат аш-Шафиия аль-кубра», 3/123]

Акыда саляфов в понимании имама аль-Байхаки

Великий мухаддис и факих, шейхуль Ислам, муджтахид, имам, хафиз Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) пишет в своей книге «аль-И’тикъад»: وَفِي الْجُمْلَةِ يَجِبُ أَنْ يُعْلَمَ أَنَّ اسْتِوَاءَ اللَّهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى لَيْسَ بِاسْتِوَاءِ اعْتِدَالٍ عَنِ اعْوِجَاجٍ وَلا اسْتِقْرَارٍ فِي مَكَانٍ ، وَلا مُمَّاسَّةٍ لِشَيْءٍ مِنْ خَلْقِهِ ، لَكِنَّهُ مُسْتَوٍ عَلَى عَرْشِهِ كَمَا أَخْبَرَ بِلا كَيْفٍ بِلا أَيْنَ ، بَائِنٌ مِنْ جَمِيعِ خَلْقِهِ ، وَأَنَّ إِتْيَانَهُ لَيْسَ بِإِتْيَانٍ مِنْ مَكَانٍ إِلَى مَكَانٍ ، وَأَنَّ مَجِيئَهُ لَيْسَ بِحَرَكَةٍ ، وَأَنَّ نُزُولَهُ لَيْسَ بِنَقْلَةٍ ، وَأَنَّ نَفْسَهُ لَيْسَ بِجِسْمٍ ، وَأَنَّ وَجْهَهُ لَيْسَ بِصُورَةٍ ، وَأَنَّ يَدَهُ لَيْسَتْ بجَارِحَةٍ ، وَأَنَّ عَيْنَهُ لَيْسَتْ بِحَدَقَةٍ ، وَإِنَّمَا هَذِهِ أَوْصَافٌ جَاءَ بِهَا التَّوْقِيفُ ، فَقُلْنَا بِهَا وَنَفَيْنَا عَنْهَا التَّكْيِيفَ ، فَقَدْ قَالَ : لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ سورة الشورى آية 11 ، وَقَالَ : وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ سورة الإخلاص آية 4 ، وَقَالَ : هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا سورة مريم آية 65 . «В общем обязательно знать, что истава Всевышнего Аллаха не является ни выпрямлением искривленного, ни утверждением на месте, ни соприкасанием с Его творением. Он - истава над Своим Троном так, как Он сказал, и без "как?", и без "где?"; отделен от Своих творений. Также нужно знать, что Его приход не является приходом из места в место, и что Его приход не движение, и что Его нисхождение не является передвижением, и что Его Сущность не тело, и Его «ваджх» не имеет образ, и что Его «йад» не конечность, и что Его «айн» не зрачок. Это сифаты, которые пришли от Аллаха, и мы сказали так, как о них сказано, и отрицаем всякое придание образа, ибо Он сказал: "Нет ничего подобного Ему" (42:11), "И нет никого равного Ему" (112:4), "Знаешь ли ты подобного Ему?" (19:65)». Далее он пишет: أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ ، أنا أَبُو بَكْرٍ مُحَمَّدُ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ بَالَوَيْهِ ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ بِشْرِ بْنِ مَطَرٍ ، ثنا الْهَيْثَمُ بْنُ خَارِجَةَ ، حَدَّثَنَا الْوَلِيدُ بْنُ مُسْلِمٍ ، قَالَ : سُئِلَ الأَوْزَاعِيُّ , وَمَالِكٌ ، وَسُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ ، والليث بن سعد عَنْ هَذِهِ الأَحَادِيثِ فَقَالُوا : أَمِرُّوهَا كَمَا جَاءَتْ بِلا كَيْفِيَّةٍ . أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ ، أَخْبَرَنِي مُحَمَّدُ بْنُ يَزِيدَ ، سَمِعْتُ أَبَا يَحْيَى الْبَزَّارَ ، يَقُولُ : سَمِعْتُ الْعَبَّاسَ بْنَ حَمْزَةَ ، يَقُولُ : سَمِعْتُ أَحْمَدَ بْنَ أَبِي الْحَوَارِيِّ ، يَقُولُ : سَمِعْتُ سُفْيَانَ بْنَ عُيَيْنَةَ ، يَقُولُ : كُلُّ مَا وَصَفُ اللَّهُ مِنْ نَفْسِهِ فِي كِتَابِهِ فَتَفْسِيرُهُ تِلاوَتُهُ وَالسُّكُوتُ عَلَيْهِ . قَالَ الشَّيْخُ : وَإِنَّمَا أَرَادَ بِهِ وَاللَّهُ أَعْلَمُ فِيمَا تَفْسِيرُهُ يُؤَدِّي إِلَى تَكْيِيفٍ ، وَتَكْيِيفُهُ يَقْتَضِي تَشْبِيهَهُ لَهُ بِخَلْقِهِ فِي أَوْصَافِ الْحُدُوثِ . (حديث مرفوع) أَخْبَرَنَا أَبُو عَلِيٍّ الْحُسَيْنُ بْنُ مُحَمَّدٍ الرُّوذْبَارِيُّ ، أنا مُحَمَّدُ بْنُ بَكْرٍ ، ثنا أَبُو دَاوُدَ ، ثنا الْقَعْنَبِيُّ ، ثنا يَزِيدُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي مُلَيْكَةَ ، عَنِ الْقَاسِمِ بْنِ مُحَمَّدٍ ، عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا ، قَالَتْ : قَرَأَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ هَذِهِ الآيَةَ : هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلا اللَّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِنْ عِنْدِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلا أُولُو الأَلْبَابِ سورة آل عمران آية 7 . قَالَتْ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : فَإِذَا رَأَيْتُمُ الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ فَأُولَئِكَ الَّذِينَ سَمَّى اللَّهُ فَاحْذَرُوهُمْ Спросили у аль-Авза’и, Малика, Суфьяна ас-Саури, Лейса ибн Са’ада о тех текстах, где упоминаются сифаты Аллаха, и все они сказали: "Проходите их так, как они пришли, без образа". Суфьян ибн ’Уяйна говорил: "Все, чем Всевышний Аллах описал Себя в Коране, толкование этого заключается в том, чтобы читать это и молчать об этом". Он хотел этим сказать – а Аллах лучше знает – что толкование приводит к приданию образа, а придание Ему образа приводит к уподоблению Всевышнего творению, что является недопустимым. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят (, в котором говорится): «Он — Тот, кто ниспослал тебе Книгу. Есть в ней ясные айаты, составляющие собой основу (этой) Книги, другие же (вполне) ясными не являются. Что касается тех (людей), в сердцах которых есть отклонение (от истины), то они следуют тому, что (вполне) ясным не является, стремясь ввергнуть (других) в соблазн и желая дать этому (своё) толкование, тогда как (истинное) толкование этого известно лишь Аллаху. Что же касается утвердившихся в знании, то они говорят: “Мы уверовали в это (, ибо) всё это — от нашего Господа”, а внимают увещаниям только обладающие разумом», а потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если увидишь тех, которые следуют из (Корана) тому, что (вполне) ясным не является, (знай, что) это и есть те, которых назвал Аллах, так остерегайтесь же их!". («Сахих» аль-Бухари, книга толкования Корана, глава 1208). [Аль-Байхаки, «Аль-И’тикад валь-хидайят иля сабиль ар-рашад», стр. 57; Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1406] Высказывания ученых о нем Хафиз Абдул-Гъафир ибн Исмаил аль-Фариси (451-529 х/1059-1135 м) сказал о нем в своей работе «Тарих»: قال الحافظ عبد الغافر بن إسماعيل في "تاريخه" : كان البيهقي على سيرة العلماء ، قانعا باليسير ، متجملا في زهده وورعه . وقال أيضا : هو أبو بكر الفقيه ، الحافظ الأصولي ، الدين الورع ، واحد زمانه في الحفظ ، وفرد أقرانه في الإتقان والضبط ، من كبار أصحاب الحاكم ، ويزيد على الحاكم بأنواع من العلوم ، كتب الحديث ، وحفظه من صباه ، وتفقه وبرع ، وأخذ فن الأصول ، وارتحل إلى العراق والجبال والحجاز ، ثم صنف ، وتواليفه تقارب ألف جزء مما لم يسبقه إليه أحد ، جمع بين علم الحديث والفقه ، وبيان علل الحديث ، ووجه الجمع بين الأحاديث ، طلب منه الأئمة الانتقال من بيهق إلى نيسابور ، لسماع الكتب ، فأتى في سنة إحدى وأربعين وأربع مائة ، وعقدوا له المجلس لسماع كتاب "المعرفة" وحضره الأئمة . «Аль-Байхаки был образцовым ученым, он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота… Он - факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве. Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел аль-Хакима, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль-Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов. Имамы просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге «аль-Ма’рифа», эти уроки посещали многие имамы». [аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 17/167] Сказал Абу Са’д ас-Сам’ани (506-562 х/1113-1167 м) в книге «аль-Ансаб»: كان إماما فقيها حافظا، جمع بين معرفة الحديث وفقهه، وكان يتتبع نصوص الشافعي وجمع كتابا فيها سماه كتاب المبسوط وكان أستاذه الحاكم الحافظ، وتفقه على أبي الفتح ناصر بن محمد العمري المروزي، وسمع الحديث الكثير وصنف فيه التصانيف اللتي لم يسبق إليها، وهي مشهورة موجودة بين أيدي الناس «Он был имамом, факихом, хафизом, в нем сочетались науки хадис и фикх, и следовал словам аш-Шафии, и написал книгу и назвал её «Китаб аль-Мабсут». Его учителем был хафиз аль-Хаким, а фикх он изучал у Абуль-Фатха Насир ибн Мухаммада аль-Амари аль-Марвази. Он слушал много хадисов и составил по ним труды, подобных которым не было до него и это известно и находится перед людьми». [ас-Сам’ани, «аль-Ансаб», 1/438] Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в книге «Сияр а’лям ан-нубаля» сказал об имаме аль-Байхаки: هو الحافظ العلامة ، الثبت ، الفقيه ، شيخ الإسلام أبو بكر ، أحمد بن الحسين بن علي بن موسى الخسروجردي الخراساني . وبيهق «Он хафиз, великий ученый, надежный, факих, шейхуль Ислам Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хасравджарди аль-Хурасани из села Байхак». Также аз-Захаби сказал: وبلغنا عن إمام الحرمين أبي المعالي الجويني قال : ما من فقيه شافعي إلا وللشافعي عليه منة إلا أبا بكر البيهقي ، فإن المنة له على الشافعي لتصانيفه في نصرة مذهبه . قلت : أصاب أبو المعالي ، هكذا هو ، ولو شاء البيهقي أن يعمل لنفسه مذهبا يجتهد فيه ، لكان قادرا على ذلك ، لسعة علومه ، ومعرفته بالاختلاف До нас дошло от имама аль-Харамайн Абуль-Ма’али аль-Джувайни (419-478 х/1028-1185 м), что он сказал: "Любой факих-шафиит обязан имаму аш-Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхаки, который, напротив, сам оказал ему услугу, написав книги, которые поддерживают шафиитский мазхаб и утверждают его подлинность". Я скажу: "То, что сказал Абуль-Ма’али - истина. Ведь, если бы аль-Байхаки захотел создать свой собственный мазхаб, ему бы это было под силу, так как он владел всеми необходимыми для этого качествами и знаниями, включая всеобъемлющее знание в области различающихся мнений (ихтиляф)". Хафиз аз-Захаби передал три сна связанные с имамом аль-Байхаки: قال شيخ القضاة أبو علي إسماعيل بن البيهقي : حدثنا أبي قال : حين ابتدأت بتصنيف هذا الكتاب -يعني كتاب "المعرفة في السنن والآثار"- وفرغت من تهذيب أجزاء منه ، سمعت الفقيه محمد بن أحمد -وهو من صالحي أصحابي وأكثرهم تلاوة وأصدقهم لهجمة- يقول : رأيت الشافعي -رحمه الله - في النوم ، وبيده أجزاء من هذا الكتاب ، وهو يقول : قد كتبت اليوم من كتاب الفقيه أحمد سبعة أجزاء . قال : وفي صباح ذلك اليوم رأى فقيهٌ آخرُ من إخواني الشافعيَّ قاعدا في الجامع على سرير وهو يقول : قد استفدت اليوم من كتاب الفقيه حديث كذا وكذا . وأخبرنا أبي قال : سمعت الفقيه أبا محمد الحسن بن أحمد السمرقندي الحافظ يقول : سمعت الفقيه محمد بن عبد العزيز المروزي يقول : رأيت في المنام كأن تابوتا علا في السماء يعلوه نور ، فقلت : ما هذا ؟ قال : هذه تصنيفات أحمد البيهقي . قلت : هذه رؤيا حق ، فتصانيف البيهقي عظيمة القدر ، غزيرة الفوائد ، قل من جوَّد تواليفه مثل الإمام أبي بكر ، فينبغي للعالم أن يعتني بهؤلاء سيما "سننه الكبير" Сказал шейх кадиев Абу Али Исмаил ибн аль-Байхаки, что ему рассказал отец (аль-Байхаки), что когда он писал свою книгу "Аль-Ма’рифа фи ас-сунан валь-Асар", когда он освободился от расставления джузов, он услышал, что факих Мухаммад ибн Ахмад, ученый, известный своей набожностью, увидел сон, в котором имам аш-Шафии держал в руках эту книгу и говорил: "Сегодня я переписал 7 листов из книги факиха Ахмада". Другой ученый тоже увидел во сне имама аш-Шафии, который находился в мечети и сказал: "Сегодня я использовал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада". Другой ученый, Мухаммад ибн Абдуль Азиз аль-Марвазий, сказал: "Я видел ларец, поднятый в небо, и от него шло свечение. Я спросил: «Что это?». И голос ответил: «Это книги Ахмада аль-Байхаки". Все три сна переданы сыном имама аль-Байхаки, Исмаилом ибн аль-Байхаки. Я (аз-Захаби) скажу: «Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность, они - достояние уммы. Мало кто достиг такого уровня в знаниях и ясности изложения. Каждому ученому необходимо ознакомиться с его книгами, особенно с "Сунан аль-Кабир"». [аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 17/164-170; биография аль-Байхаки] http://www.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=4370&idto=4370&bk_no=60&ID=4231

Имам Ибн Джахбаль о мазхабе саляфов в акыде, а также о мушаббиха (уподобленцы)

Шейх, имам Шихабуддин аль-Халяби (ум. 733 х/1333 г), известный, как Ибн Джахбаль, пишет: العلامة شهاب الدين الحلبيُّ المشهورُ باب جهبل: ومذهب السلف إنما هو التوحيد والتنزيه دون التجسيم والتشبيه، والمبتدعة تزعم أنها على مذهب السلف وكلٌّ يدعون وصال ليلى وليلى لاتُقِرُّ لهم بذاكا وكيف يعتقد في السلف أنهم يعتقدون التشبيه أو يسكتون عند ظهور البدع وقد قال الله (ولا تلبسوا الحق بالباطل وتكتموا الحق وأنتم تعلمون) وقال الله تعالى(وإذ أخذ الله ميثاق الذين أوتوا الكتاب لتُبَيِّنُنَّه للنا ولا تكتمونه) وقال الله تعالى(لتبين للناس ما نُزِّل إليهم) وقال الإمام أبو جعفر الطحاوي في عقيدته:" إن الله واحد لا شريك له ولا شيء مثله ولا شيء يعجزه ولا إله غيره قديم بلا ابتداء دائم بلا انتهاء لا يفنى ولا يبيد ولا يكون إلا ما يريد، لا تبلغه الأوهام ولا تدركه الأفهام ولا تشبهه الأنام «Мазхаб саляфов заключается в единобожии и неподобии Аллаха творениям, и это не таджсим (придание тела) и ташбих (уподобление). Различные сторонники дурных новшеств заявляют, что они на мазхабе саляфов. Как можно говорить, что саляфы уподобляли Аллаха творениям или что они молчали, когда вводились различные новшества, ведь Всевышний сказал: «Не выдавайте ложь за истину» (2:42)? Всевышний Аллах сказал: «Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его»» (3:187)». Имам Абу Джа`фар ат-Тахави (229-321 х/844-933 г) сказал в своей «Акыде ат-Тахавийя»: «Поистине, Аллах Един, и нет у Него сотоварища, нет ничего, подобного Ему, нет ничего, что может пересилить или превозмочь Его, нет иного божества, кроме Него. Он Предвечный без начала, Вечный без конца, Он никогда не исчезнет, и никогда не прекратится Его Бытие. Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает, никакое воображение не может постичь Его, и никакое понимание не охватывает Его, Он не имеет сходства с сотворённым»». Также он сказал: قال الشيخ شهاب الدين الحلبي: مذهب الحشوية في إثبات الجهة مذهب واهٍ ساقط ، يظهر فساده من مجرد تصوره، حتى قالت الأئمة: لولا اغترار العامة بهم لما صُرِفَ إليهم عنان الفكر، ولا قَطَرَ القلم في الردِّ عليهم"، وقال:"وبالله أقسم يميناً بَرَّةً، ما هي مرة، بل ألفُ ألفِ مرة، أن سيد الرسل صلى الله عليه وسلم لم يقل أيها الناس اعتقدوا أن الله تعالى في جهة العلو ( رسالة ابن جهبل في طبقات الشافعية). «Мазхаб хашавитов, приписывающих Аллаху место, – это жалкий и необоснованный мазхаб. Ложность их утверждения проявляется при элементарном размышлении. Имамы сказали: «Их мазхаб не стоит даже чернил, чтобы их опровергать, но, так как обычные мусульмане обмануты ими, приходится это делать». Также он сказал: «Клянусь Аллахом, даже не один раз, а тысячи раз, что господин посланников (да благословит его Аллах и приветствует) не исповедовал то, что Аллах находится буквально наверху» [Это текст из работы Ибн Джахбаля, которая представляет собой опровержение на Ибн Таймийю и которую приводит имам ас-Субки в своём «Табакат аш-шафиия аль-кубра», том 9, стр. 34, 36, 38]

Имам аль-Газали о понимании сифатов Всевышнего

Худжатуль-Ислам (Довод Ислама) Имам аль-Газали (450-505 г.х.), да смилуется над ним Аллах, красиво разъяснил, что должен делать мусульманин, услышав иносказательные аяты или хадисы. В книге «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям» он пишет: ولقد أجمل حجة الإسلام الغزالي - رحمه الله تعالى - ما يجب على المسلم عند سماعه لهذه النصوص بقوله (إلجام العوام عن علم الكلام ص/4 من الطبعة الأزهرية للتراث سنة 1418هـ): (اعلم أن الحق الصريح الذي لا مراء فيه عند أهل البصائر هو مذهب السلف، أعني مذهب الصحابة والتابعين. وها أنا أورد بيانه وبيان برهانه، فأقول: حقيقة مذهب السلف وهو الحق عندنا أن كل من بلغه حديث من هذه الأحاديث من عوام الخلق يجب عليه فيه سبعة أمور، التقديس ثم التصديق ثم الاعتراف بالعجز ثم السكوت ثم الإمساك ثم الكف ثم التسليم لأهل المعرفة. أما التقديس: فأعني به تنزيه الرب تعالى عن الجسمية وتوابعها. وأما التصديق: فهو الإيمان بما قاله‘، وأن ما ذكره حق وهو فيما قاله صادق، وأنه حق على الوجه الذي قاله وأراده. وأما الاعتراف بالعجز: فهو أن يقر بأن معرفة مراده ليست على قدر طاقته، وأن ذلك ليس من شأنه وحرفته. وأما السكوت: فأن لا يسأل عن معناه ولا يخوض فيه، ويعلم أن سؤاله عنه بدعة، وأنه في خوضه فيه مخاطر بدينه، وأنه يوشك أن يكفر لو خاض فيه من حيث لا يشعر. وأما الإمساك: فأن لا يتصرف في تلك الألفاظ بالتصريف والتبديل بلغة أخرى، والزيادة فيه والنقصان منه والجمع والتفريق، بل لا ينطق إلا بذلك اللفظ وعلى ذلك الوجه من الإيراد والإعراب والتصريف والصيغة. وأما الكف: فأن يكف باطنه عن البحث عنه والتفكر فيه. وأما التسليم لأهلـه: فأن لا يعتقد أن ذلـك إن خفي عليـه لعجـزه فقد خفي على رسول الله ‘ أو على الأنبياء أو على الصديقين والأولياء. فهذه سبع وظائف اعتقد كافة السلف وجوبها على كل العوام، لا ينبغي أن يظن بالسلف الخلاف في شي منها) اهـ. Знай, ясной и бесспорной истиной для обладающих глубоким знанием людей является мазхаб саляфов, то есть мазхаб сподвижников и табиинов. Я приведу здесь разъяснение этому и доказательство. Человеку не из ученых, который слышит такой [иносказательный (муташабихат)] хадис, следует соблюдать 7 условий. Он должен: почтить его, подтвердить, признать свою слабость, молчать, воздержаться, отказаться и предоставить это людям знания. Почтить – значит считать Всевышнего Аллаха чистым от телесности и того, что из этого вытекает. Что касается подтверждения, то имеется в виду вера в то, что он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал, в то, что его слова – истина и что он прав в своих словах. Верить, что это истина в том смысле, который он имел в виду. Что касается признания своей слабости, то это признание неспособности понять смысл и того, что это не является его делом и специальностью. Молчать – значит не спрашивать об их (иносказательных аятов и хадисов) смысле и не углубляться в это; знать, что вопросы об этом есть новшество (бид`а), а углубляться в них опасно для веры, поскольку таким образом можно выйти из веры, даже не зная об этом. Что касается воздержания, то имеется в виду, что не следует склонять эти слова, заменять их другими, на другом языке (т. е. переводить), сокращать их или прибавлять к ним что-либо, разделять или объединять. То есть говорить надо никак иначе, а только теми же словами, в той же форме, как они дошли до нас, сохраняя их род, стиль, спряжение, падеж. Отказаться – значит удержать свое сердце от исследования этих текстов и размышления о них. Предоставить это знающим – значит не быть убежденным, что если не знаешь их смысла из-за своей слабости, то не знал этого и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), или праведники, или любимцы Аллаха (авлия). Воистину, по убеждению всех саляфов, это семь обязательных условий для каждого человека, не обладающего знаниями. Не следует даже думать, что среди саляфов были разногласия по этому поводу. [Имам аль-Газали, «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям», стр. 4]

Имам Навави о пути салафов в понимании сифатов Аллаха

Сказал Шейхуль Ислам, Имам ан-Навави (631-676 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своем шархе на «Сахих» Муслима: قال الإمام النووي رحمه الله تعالى في : "شرح مسلم" (3/19): "اعلم أن لأهل العلم في أحاديث الصفات وآيات الصفات قولين : أحدهما: وهو مذهب معظم السلف أو كلهم : أنه لا يُتَكَلَّم في معناها، بل يقولون : يجب علينا أن نؤمن بها ونعتقد لها معنى يليق بجلال الله وعظمته ، مع اعتقادنا الجازم بأن الله تعالى ليس كمثله شيء، وأنه مُنـزَّه عن التجسيم والانتقال والتَّحيُّر في جهة وعن سائر صفات المخلوق" أ.هـ. «Знай, что Ахлю аль-Ильм (люди знания) в понимании хадисов и аятов о сифатах, делятся на два мнения: Первое мнение представляющее собой большую часть салафов и даже всех салафов, гласит, что нельзя разговаривать о смыслах (сифатов). Они даже говорят, что нам следует верить в них (сифаты), быть убежденными в том, что они обладают смыслом, подобающим Величию Всевышнего, с полной убежденностью в том, что нет абсолютно ничего подобного Ему, и что Он пречист от придания Ему (свойств) тела, (свойств) передвижения, нахождения в какой-либо стороне, а также от всех других качеств творений» [Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би Шархин Навави», 3/19]

Ученик Ибн Таймийи, Ибн Къайим о чтении Курана на могилах, а также о том, что это практика салафов

Сказал ученик Ибн Таймийи, Ибн Къайим аль-Джавзия (691-751 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «ар-Рух»: ذكر عن جماعة من السلف أنهم أوصوا أن يقرأ عند قبورهم وقت الدفن، قال عبد الحق الإشبيلي: يروى أن عبد الله بن عمر أمر أن يقرأ عند قبره سورة البقرة، وكان الإمام أحمد ينكر ذلك أولاً حيث لم يبلغه فيه أثر ثم رجع عن ذلك. «Передается от многих саляфов, что они завещали читать Куран во время погребения. Абдулхакк передает, что Абдуллах ибн Умар завещал читать суру аль-Бакара у его могилы. Известно, что в начале имам Ахмад отрицал это, но когда до него дошел этот риваят, то он также стал высказываться в пользу этого мнения». وقال لخلال في الجامع، (كتاب القراءة عند القبور) أخبرنا العباس بن محمد الدوري، حدثنا يحيى بن معين، حدثنا مبشر الحلبي، حدثني عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج، عن أبيه قال: قال أبي: إذا أنا متُّ فضعني في اللحد وقل: باسم الله، وعلى سنة رسول الله. وشن عليّ التراب شنّا، واقرأ عند رأسي بفاتحة البقرة، فإني سمعت عبد الله بن عمر يقول ذلك، قال عباس الدوري: سألت أحمد بن حنبل، قلت: تحفظ في القراءة شيئاً؟ وفي رواية: تحفظ في القراءة على القبر شيئاً؟ فقال: لا، وسألت يحيى بن معين فحدثني هذا الحديث. Cказал аль-Халял в «аль-Джамиъ» (книга о чтении Корана возле могил): Нам рассказал Аббас ибн Мухаммад ад-Даври, рассказал Яхья бин Муин, рассказал Мубашшир аль-Халяби, рассказал 'Абдурахмана ибн 'Аля’, который передал от своего отца: «Когда я умру ты поставь меня в лахду и скажи: «Бисмиллягьи ва аля суннати расулиллагь», и насыпь на меня землю, и прочитай около головы начало суры «аль-Бакара». Поистине я слышал, как это говорил сам Абдуллах ибн Умар (сподвижник и сын Умара ибн аль-Хаттаба)». Сказал Аббас ад-Даври: «Я спросил у Ахмада ибн Ханбала, знает ли он что-либо о чтении Корана на могилах, и он сказал, что не знает. Тогда я спросил у Яхья ибн Муина и он привел мне этот хадис». قال الخلال: وأخبرني الحسن بن أحمد الوراق، حدثنا علي بن موسى الحداد وكان صدوقاً قال: كنت مع أحمد بن حنبل ومحمد بن قدامة الجوهري في جنازة، فلما دفن الميت جلس رجل ضرير يقرأ عند القبر، فقال له أحمد: يا هذا إن القراءة عند القبر بدعة، فلما خرجنا من المقابر قال محمد بن قدامة لأحمد بن حنبل: يا أبا عبد الله ما تقول في مبشر الحلبي؟ قال: ثقة، قال: كتبت عنه شيئاً؟ قال: نعم، فأخبرني، قال: أخبرني مبشر عن عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج عن أبيه أنه أوصى إذا دفن أن يقرأ عنه رأسه بفاتحة البقرة وخاتمتها وقال: سمعت ابن عمر يوصي بذلك، فقال له أحمد: فارجع وقل للرجل يقرأ. Аль-Халлял передает, что аль-Хасан ибн Ахмад аль-Варак передал от Али ибн Мусы аль-Хаддада: «Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Куддамой аль-Джавхари, после того как покойный был похоронен, один из присутствовавших сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это и сказал ему: «О ты, поистине чтение Корана у могилы – новшество». После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: «О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?» Тот сказал: «Надежный, достоверный передатчик». Мухаммад спросил: «Написал ли ты от него что-нибудь?» Ахмад сказал: «Да». Мухаммад сказал: «Мне сообщил Мубашшир от 'Абдурахмана ибн 'Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал чтобы, когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры «аль-Бакъара» и ее конец, и он сказал: «Я слышал, как Ибн Умар сделал такое завещание». Тогда Ахмад сказал ему: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать». [Ибн Къайим, «ар-Рух», стр. 64-65] Также Ибн Каййим передает слова Хасана ибн Саббаха Зафарани: وقال الحسن بن الصباح الزعفراني سألت الشافعي عن القراءة عند القبر فقال لا بأس بها «Я спросил у Имама аш-Шафии, он ответил: «Нет ничего предосудительного в том, чтобы на могилах читать Коран»» [Ибн Къайим, «ар-Рух», стр. 19] Сканы:

Тафсир аль-Куртуби. аят 7, сура аль-Имран.

Сказал величайший муфассир, Имам Абу Абдуллах аль-Куруби (600-671 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в тафсире к аяту 7, суры аль-Имран: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательным, желая посеять смуту».

 

قَالَ شَيْخنَا أَبُو الْعَبَّاس رَحْمَة اللَّه عَلَيْهِ : مُتَّبِعُو الْمُتَشَابِه لَا يَخْلُو أَنْ يَتَّبِعُوهُ وَيَجْمَعُوهُ طَلَبًا لِلتَّشْكِيكِ فِي الْقُرْآن وَإِضْلَال الْعَوَامّ , كَمَا فَعَلَتْهُ الزَّنَادِقَة وَالْقَرَامِطَة الطَّاعِنُونَ فِي الْقُرْآن ; أَوْ طَلَبًا لِاعْتِقَادِ ظَوَاهِر الْمُتَشَابِه , كَمَا فَعَلَتْهُ الْمُجَسِّمَة الَّذِينَ جَمَعُوا مَا فِي الْكِتَاب وَالسُّنَّة مِمَّا ظَاهِره الْجِسْمِيَّة حَتَّى اِعْتَقَدُوا أَنَّ الْبَارِئ تَعَالَى جِسْم مُجَسَّم وَصُورَة مُصَوَّرَة ذَات وَجْه وَعَيْن وَيَد وَجَنْب وَرِجْل وَأُصْبُع , تَعَالَى اللَّه عَنْ ذَلِكَ ; أَوْ يَتَّبِعُوهُ عَلَى جِهَة إِبْدَاء تَأْوِيلَاتهَا وَإِيضَاح مَعَانِيهَا , أَوْ كَمَا فَعَلَ صَبِيغ حِينَ أَكْثَر عَلَى عُمَر فِيهِ السُّؤَال .

فَهَذِهِ أَرْبَعَة أَقْسَام :  [ الْأَوَّل ] لَا شَكَّ فِي كُفْرهمْ , وَإِنَّ حُكْم اللَّه فِيهِمْ الْقَتْل مِنْ غَيْر اِسْتِتَابَة . [ الثَّانِي ] الصَّحِيح الْقَوْل بِتَكْفِيرِهِمْ , إِذْ لَا فَرْق بَيْنهمْ وَبَيْنَ عُبَّاد الْأَصْنَام وَالصُّوَر , وَيُسْتَتَابُونَ فَإِنْ تَابُوا وَإِلَّا قُتِلُوا كَمَا يُفْعَل بِمَنْ اِرْتَدَّ . [ الثَّالِث ] اِخْتَلَفُوا فِي جَوَاز ذَلِكَ بِنَاء عَلَى الْخِلَاف فِي جَوَاز تَأْوِيلهَا . وَقَدْ عُرِفَ أَنَّ مَذْهَب السَّلَف تَرْك التَّعَرُّض لِتَأْوِيلِهَا مَعَ قَطْعهمْ بِاسْتِحَالَةِ ظَوَاهِرهَا , فَيَقُولُونَ أَمِّرُوهَا كَمَا جَاءَتْ . وَذَهَبَ بَعْضهمْ إِلَى إِبْدَاء تَأْوِيلَاتهَا وَحَمْلهَا عَلَى مَا يَصِحّ حَمْله فِي اللِّسَان عَلَيْهَا مِنْ غَيْر قَطْع بِتَعْيِينِ مُجْمَل مِنْهَا . [ الرَّابِع ] الْحُكْم فِيهِ الْأَدَب الْبَلِيغ , كَمَا فَعَلَهُ عُمَر بِصَبِيغٍ . وَقَالَ أَبُو بَكْر الْأَنْبَارِيّ : وَقَدْ كَانَ الْأَئِمَّة مِنْ السَّلَف يُعَاقِبُونَ مَنْ يَسْأَل عَنْ تَفْسِير الْحُرُوف الْمُشْكِلَات فِي الْقُرْآن , لِأَنَّ السَّائِل إِنْ كَانَ يَبْغِي بِسُؤَالِهِ تَخْلِيد الْبِدْعَة وَإِثَارَة الْفِتْنَة فَهُوَ حَقِيق بِالنَّكِيرِ وَأَعْظَم التَّعْزِير , وَإِنْ لَمْ يَكُنْ ذَلِكَ مَقْصِده فَقَدْ اِسْتَحَقَّ الْعَتْب بِمَا اِجْتَرَمَ مِنْ الذَّنْب , إِذْ أَوْجَدَ لِلْمُنَافِقِينَ الْمُلْحِدِينَ فِي ذَلِكَ الْوَقْت سَبِيلًا إِلَى أَنْ يَقْصِدُوا ضَعَفَة الْمُسْلِمِينَ بِالتَّشْكِيكِ وَالتَّضْلِيل فِي تَحْرِيف الْقُرْآن عَنْ مَنَاهِج التَّنْزِيل وَحَقَائِق التَّأْوِيل . فَمِنْ ذَلِكَ مَا حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيل بْن إِسْحَاق الْقَاضِي أَنْبَأَنَا سُلَيْمَان بْن حَرْب عَنْ حَمَّاد بْن زَيْد عَنْ يَزِيد بْن حَازِم عَنْ سُلَيْمَان بْن يَسَار أَنَّ صَبِيغ بْن عِسْل قَدِمَ الْمَدِينَة فَجَعَلَ يَسْأَل عَنْ مُتَشَابِه الْقُرْآن وَعَنْ أَشْيَاء ; فَبَلَغَ ذَلِكَ عُمَر رَضِيَ اللَّه عَنْهُ فَبَعَثَ إِلَيْهِ عُمَر فَأَحْضَرَهُ وَقَدْ أَعَدَّ لَهُ عَرَاجِين مِنْ عَرَاجِين النَّخْل . فَلَمَّا حَضَرَ قَالَ لَهُ عُمَر : مَنْ أَنْتَ ؟ قَالَ : أَنَا عَبْد اللَّه صَبِيغ . فَقَالَ عُمَر رَضِيَ اللَّه عَنْهُ : وَأَنَا عَبْد اللَّه عُمَر ; ثُمَّ قَامَ إِلَيْهِ فَضَرَبَ رَأْسه بِعُرْجُونٍ فَشَجَّهُ , ثُمَّ تَابَعَ ضَرْبه حَتَّى سَالَ دَمه عَلَى وَجْهه , فَقَالَ : حَسْبك يَا أَمِير الْمُؤْمِنِينَ فَقَدْ وَاَللَّه ذَهَبَ مَا كُنْت أَجِد فِي رَأْسِي . وَقَدْ اِخْتَلَفَتْ الرِّوَايَات فِي أَدَبه , وَسَيَأْتِي ذِكْرهَا فِي " الذَّارِيَات " . ثُمَّ إِنَّ اللَّه تَعَالَى أَلْهَمَهُ التَّوْبَة وَقَذَفَهَا فِي قَلْبه فَتَابَ وَحَسُنَتْ تَوْبَته .

 

Имам аль-Куртуби передает: Мой учитель Абуль Аббас сказал по поводу отрывка 7 аята «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательным, желая посеять смуту»:

Цель тех людей, кто следует муташаббихату и хочет добиться их толкования заключается в том, чтобы пробудить сомнения и сбить с пути людей. Так как те самые зиндыки-карматы также пытались оклеветать Куран. Другая преследуема цель - это попытка заставить людей уверовать в (захир) явный смысл мутушаббихата. Так как муджассимиты (антропоморфисты) сделали это собрав все сообщения из Курана и Сунны с целью доказательства подобия Аллаха со свойствами тварных (джисм). И в итоге, они уверовали в то, что Аллах есть «тело»(джисм) с присущими телу свойствам. И по их мнению у этого «тела» есть глаза, лицо, руки, ноги, бок, пальцы. Пречист Аллаха от этого. Или же следуют муташабихату, чтобы дать толкование, прояснить этого. Или же они хотят поступить подобно тому как поступил Сабиг, задавая много вопросов по муташабихату халифу Умару, да будет доволен им Аллах.

Посему имеется 4 группы следующие муташабихату:

1. Те, кто несомненные кафиры, которые не хотят привести покаяние перед Аллахом и хукм для них смертная казнь.

2. Те, кто по достоверному мнению являются кафирами. Так как нет разницы между ними и теми, кто поклоняется идолам, изображениям. От них требуется покаяние, если они покаялись, то вопросов нет. Но если нет, то хукм их подобен хукму муртадов-вероотступников (смертная казнь).

3. Позволение на таъвиль (иносказание) муташабихата есть ихтилаф. Так как салафу салих вместе с тем, что утверждал невозможность понятия смысла муташабихата по захиру, так и запрещали пытаться делать всякий таъвиль на это. По этому поводу они говорили: Как к вам пришло это, также прочитав, пройдите мимо этого. Но некоторые, сделав таъвиль, дали обобщенное понятие на муташабихат, без конкретного определенного утверждения смысла насколько это возможно было передать нормальным языком методом.

4. Те, кто подобны Сабигу, которого наказал Халиф Умар, да будет доволен им Аллах, подвергнув его наказанию побития палкой (та`диб - то есть научили адабу в этом вопросе). Абу Бакр аль-Анбари говорил, что Салафу Салих подвергали наказанию тех, кто задавали много вопросов по поводу аятов со сложным (мушкиль) смыслом. Так как спрашивающий о подобном хочет внедрить бид`ат и посеять фитну, поэтому он достоин такого наказания (тазир). В те времена таким способом (через непозволительный метод таъвиля) эти люди открывали путь отвергающим истину мунафикам для послабления веры в мусульманах. История о Сабиге передана через Исмаил бин Исхак - Сулайман бин Харб - Хаммад бин Зейд-Йязид бин Хазим - Сулайман бин Ясар передает: Сабиг бин Иси пришел в Медину и стал спрашивать о муташабихате. Весть дошла до Умара Халифа и он послал людей за ним, предварительно подготовив палки для побития. Умар спросил его «Ты кто?» Тот ответил «я раб Аллаха Сабиг». Умар сказал ему  «а я раб Аллаха Умар» и стал бить его по голове до тех пор, пока кровь не пошла из головы. Сабиг взмолился «хватит, о эмир правоверных! те сомнения, которые у меня были в сердце уже прошли». Таким образом, Аллах разместил покаяние в сердце Сабига и он до конца придерживался этого.

 

[Имам аль-Куртуби, «аль-Джами ли ахкам аль-Кур`ан», тафсир аята 7, суры аль-Имран]