Протирание лица руками после дуа - бид'а или сунна?

Практика протирания лица руками по окончании дуа верна и является Сунной. Посланник Аллаха рекомендовал данное действие и сам практиковал его.


Обратите внимание на следующие хадисы:

 


1) Посланник Аллаха рекомендовал сахабам во время исполнения дуа:


سلوا الله ببطون أكفكم ولا تسألوه بظهورها فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم

 

«Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите свое лицо вашими ладонями». (Абу Дауд, хадис 1487, передан Абдуллой бин Аббасом)


 


2) В число действий, совершаемых Пророком , входило протирание лица рукам после дуа. Об этом говорил саидуна Умар бин Хаттаб (радиаллаху анху):


كان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه

 


«Посланник Аллаха никогда не опускал свои руки, когда бы он ни поднял их в дуа, не протерев перед этим свое лицо обеими своими руками». (Тирмизи, хадис 3386)


Из приведенных хадисов очевидно, что протирание лица руками после дуа действительно является Сунной. Это не является нововведением или бидга, как заявляют некоторые невежды.


А Аллах знает лучше.


Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед

Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи

Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта


darulfikr.ru


Правда ли, что хадисы об обтирании лица после дуа слабые?


Вопрос: Ассалямуъалейкум уа рахматуллахи уа баракятуху! У меня вопрос относительно обтирания руками после ду'а! Шейх аль-Албани (рахматуллах) в своей книге "Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)" в третьем издании приводит все хадисы относительно этого, и он доказал что все они слабые! Что вы можете ответить? (Казахстан)


-----------------------------------


Ответ:


Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!


Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!


Когда алимы в области хадисов комментируют их и указывают, что такой-то является достоверным, а такой-то слабым или хасан (хорошим) и т.д., то они относят это, большей частью, к цепи передатчиков. Их комментарии не относятся к самому хадису как таковому. Хадис может иметь несколько цепей передатчиков, или очень мало или вообще только одну цепь. В зависимости от достоверности каждого передатчика хадиса, хадис классифицируется как слабый, достоверный, приемлемый и т. д. В данном конкретном случае, хадис об обтирании лица после дуа был записан с несколькими различными цепями передатчиков. Да, они слабы сами по себе (по отдельности). Но когда они собираются вместе, они усиливают друг друга, пока не достигают уровня приемлемости (хасан).


Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (рахимахуллах), который был одним из самых выдающихся ученых хадисов своего времени, и автором очень популярного и общепризнанного комментария к Сахиху аль-Бухари "Фатх уль-Бари", признал хадис, поощряющий обтирание руками лица после дуа, как "хасан" (хорошим и приемлемым). (Джами уль-Усуль). Таким образом, мы делаем вывод, что протирание руками по лицу после дуа является сунной.


، والفقرة الأخيرة " فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم " يشهد لها حديث عمر عند الترمذي في الرواية الآتية رقم (2110) ، وحديث السائب بن يزيد عند أبي داود الذي سيأتي برقم (2114) ، ولها شواهد أخرى بمعناها ترتقي بها إلى درجة الحسن ، وقد حسنها الحافظ ابن حجر في " بلوغ المرام " بمجموع الطرق


А Аллах знает лучше.


Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед

Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта


askimam.ru

Протирание лица ладонями после мольбы



Автор: Шейх Абд аль-Малик ас-Саади


Вопрос: Каковы положения Шариата о протирании ладонями лица после чтения суры «аль-Фатиха» или же после мольбы? Мы читали фетву, что это нововведение, так как это не приведено в хадисе, и прочитали фетву аль-Альбани, что это нововведение, а что касается хадиса «…А когда завершите, то протирайте ими (т.е. ладонями) лица», то он слабый, несмотря на то, что он от Ибн Аббаса, поскольку передатчик хадиса Абдуллах ибн Исхак аль-Курази – сомнительный. Мы слышали высказывание Иззу ибн Абд ас-Саляма: «Так протирает только невежда». Я надеюсь на разрешение этой проблемы, которая стала причиной споров среди молодежи нашего региона. 


Ответ: Протирание лица руками не является нововведением, напротив – это сунна, и об этом приведены хадисы с различными иснадами. Например, Абу Дауд привел от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Просите у Аллаха, свят Он и велик, своими ладонями, и не просите внешней стороной кисти, а когда завершите, то протирайте ими ваши лица»». 


Ибн Маджа привел: «Когда обращаешься с мольбой к Аллаху, то моли ладонями, а не внешней стороной кисти, а когда закончишь, то протри ими свое лицо». 


Приведено ат-Тирмизи от Ибн Умара: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину ваш Господь Живой, Щедрый, Он стесняется, чтобы раб поднял свои руки и вернул их пустыми без блага. И когда один из вас поднимает руки, то пусть скажет: «О, Живой, Вечно Сущий, нет божества, кроме Тебя. О Милостивый из милостивейших» три раза, и когда закончит, то пусть выльет это благо на лицо. В риваяте, приведенном ат-Тирмизи от Ибн Умара, сказано: «Когда протянет руки в молитве, то пусть не возвращает их, пока не протрет ими свое лицо»».



Все вышеприведенные хадисы не без слабости, однако слабость иснада не обязательно приводит к слабости текста хадиса, поскольку текст хадиса усиливается при многочисленности иснадов. Даже если каждый отдельно взятый иснад слаб, однако они в совокупности делают слабый хадис хорошим(Хасан ли гайр); кроме того этому хадису имеется свидетельство, как мы уже упомянули ранее.


Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани сказал о риваяте, приведенного ат-Тирмизи от ибн Умара: «Его привел ат-Тирмизи и он имеет свидетельства, в том числе приведенный Абу Даудом хадис от ибн Аббаса и другие, они в совокупности говорят, что это хороший хадис». (Субуль ас-Салям, т. 4, стр. 19)


Что касается слов аль-Альбани, что это нововведение, то как это часто бывает с его высказываниями, это неверно, поскольку нововведение - это новшество о котором ничего не приведено хадисов, аятов, нет иджмы или кияса, и не подпадающее ни под один из принципов Ислама. Поскольку нельзя называть нововведением новшество подпадающее под один из принципов Ислама.


Не говоря уже о том, что относительно протирания ладонями лица приведены хадисы, и даже признавая их слабыми, нельзя называть протирание ладонями лица нововведением, поскольку совершать дополнительные благие поступки, опираясь на слабый хадис дозволено, хотя и нельзя однозначно связывать это с пророком, как это уже было разъяснено. 

Кроме того, как ты уже узнал, в соответствии с достоверными правилами хадисоведов это - хороший хадис, а не слабый.


Я говорю моему вопрошающему брату, что аль-Альбани является специалистом только в хадисах и не является факихом, а фатву должны давать факихи, а роль мухаддиса только в анализе хадиса и он оставляет решение вопроса факихам, которые знают выносится ли решение на основе хадиса или нет.


al-fatava.com


Имам ан-Навави в книге "аль-Азкар"(641 стр. №1190 в разделе <Поднятие руки во время дуа,и потом обтирать их по лицу>) приводит два хадиса о обтирании рук по лицу,один хадис от Имама ат-Тирмизи(3386),один от Абу Дауд(1485). Мы знаем,эта книга адресована на желательные действия в ибадате и вне ибадате. И он написал раздел <...о обтирании руки по лицу после дуа>. 


А что касается хадиса,переданным ат-Тирмизи,то он сам пишет следующее по поводу степени этого хадиса:<<Мне рассказал Абу Муса Мухаммад бин Мусанна и Ибрахим бин Яъкуб и не один, сказали они:Нам рассказал Хаммад бин Иса от Ханзаля бин Абу Суфьян аль-Джумахий,от Салим бин Абдуллах,от его отца,от Умар бин аль-Хаттаб,он сказал:Пророк(соллаллаху алейхи ва саллам) когда поднимал руки в мольме,не отпускал их,пока не обтирал по лицу.

Сказал Имам Абу Иса:Этот хадис сахих аль-гариб/достоверный-странный. Мы его(хадиса) не знаем,кроме от хадиса Хаммада бин Иса [аль-Джуханий]. Он отделился этим(хадисом),и он моло хадисы передавал,от него люди передавали хадисы.(сказал о нем Ибн Муин:Хороший Шейх. См. "Тахзиб аль-камиль"(7/282) и "Тарих аль-Исламийя"(5/129. №118). И Ханзаля бин Абу Суфьян аль-Джумахийю доверенный(сикка),сказал о нем Яхья бин Саид [b]аль-Каттан: Он доверенный(сикка).>>


Конец цитаты из "Сунан ат-Тирмизи"(773 стр. №3386,раздел 11, муъджам/по алфавиту 45-й. "Китаб ад-Даават").


Если вы знакомы с наукой <Мусталах аль-хадис>,то в ней говорится,что хадис аль-гариб бывает трех видов:

1.сахих аль-гариб/достоверный-странный. Например,если отделился со своей версией(ривая) доверенный передатчик(в матне,или в иснаде)


2.хасан аль-гариб/хороший/странный. Таких у ат-Тирмизи валом,это когда отделяется тот,вокруг доверенности которого разошлись ученые.


3.даиф иль-гариб/слабый странный. Слабым счиется тот хадис,когда отделится слабый передатчик,и большинство ученые хадис аль-гариб называют тот хадис, в матне или в цепочке которого отделился слабый,или неизвестный передатчик. 


Абу Ханафи сказал:Тот кто ищет хадис аль-гариб-тот лжет.



См. "Шарх аль-Алфийя лиль Иракий"(345 стр.) автор аль-Хафиз ас-Сахави(ученик Ибн Хаджара Аскалани).


И в добавок эти слова Ибн Хаджара Аскалани: <<Его привел ат-Тирмизи и он имеет свидетельства, в том числе приведенный Абу Даудом хадис от ибн Аббаса и другие, они в совокупности говорят, что это хороший хадис>>. "Субуль ас-Салям"( 4/ 19 стр.)


Это и подтверждает о том,что обтирание рук по лицу-это достоверная Сунна.


Хвала Аллаху.


al-fatava.com