Такфир

Куфр являясь отглагольным именем существительного (масдар) от глагола ( كَفَرَ /кâ-фâ-рa), переводится как «сокрытие чего либо». По этой причине, подобно тому, как человек, скрывающий свою веру и неверующий называется «кафиром», так же в арабском словом «кафир» называется человек, сажающий семена в землю и ночь, покрывающая теменью все вещи. [1]

Такфир в переводе с арабского означает «относить человека к неверию, считать неверующим, обращаться как к неверующему». [2]

Такфир, в смысле обвинить мусульманина или человека, считающегося мусульманином в неверии (куфре) использовался как оружие разными группами в течении всей истории Ислама. Спор о том, какие вероубеждения и выражения, какие действия и поведение выводят человека за пределы веры, продолжается с первого века ислама по сегодняшний день. [3]

Некоторые мусульмане, обвинив других мусульман в неверии, для того, что бы доказать правоту своих доводов приводили доказательства из аятов и хадисов, и по причине этого разделялись на различные течения. Такие разделения стали причиной раздробленности исламского движения и ослаблению ислама. В следствии этого, противники ислама набрали силу, а мусульмане стали слабыми и угнетенными.

В данной ситуации плохо то, что все считают себя правыми и считают себя спасителями, которые пытаются спасти мусульман из противоположного лагеря. Таким образом, они с еще большей страстью и желанием, сражаются, обвиняя людей в неверии. Но вот только Всевышний Аллах запрещает нам такую форму борьбы.

 

Аяты Корана, касающиеся «такфира»

وَأَطِيعُوا اللهَ وَرَسُولَهُ وَلا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ وَاصْبِرُوا إِنَّ اللهَ مَعَ الصَّابِرِينَ.

 “Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми.” [4]

وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَةَ اللهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَآءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُمْ بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُمْ مِنْهَا كَذالِكَ يُبَيِّنُ اللهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ.

“Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем.” [5] 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا ضَرَبْتُمْ فِي سَبِيلِ اللهِ فَتَبَيَّنُوا وَلا تَقُولُوا لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلامَ لَسْتَ مُؤْمِنًا تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَعِنْدَ اللهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ كَذَلِكَ كُنْتُمْ مِنْ قَبْلُ فَمَنَّ اللهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُوا إِنَّ اللهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا.

“О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты — неверующий», — стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете.” [6]

Хадисы, касающиеся этой темы

От Джарира (радыяллаху анху) передается:

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) послал меня в Йемен, чтобы я призывал к исламу. Приказал мне сражаться с ними если они не примут и сказал:

«Если они скажут «Нет божества, кроме Аллаха» их имущество и их кровь станут запретными для меня». [7]

От Джабира (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто скажет «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад его Посланник» его кровь станет запретной для меня, кроме трех случаев: вероотступник, совершивший прелюбодеяние будучи в браке и убийца невинного».[8]

От Джабира (радыяллаху анху) передается, к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) подошел человек и сказал:

— Мой сосед - лицемер (мунафик), делает так то и так то. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) спросил:

— «Он говорит «Нет божества, кроме Аллаха»?» Тот человек ответил: «Да». Посланник Аллаха: «Мне запрещено убивать людей которые скажут это». [9]

 «Тот, кто совершает намаз так же как и мы, направляет лицо к нашей «кыбле» и ест то, что мы закалываем, получил гарантию Аллаха и Его Посланника. В таком случае не нарушайте клятву Всевышнего Аллаха и Его гарантию, убивая таких людей»[10]

إِذَا الْتَقَى الْمُسْلِمَانِ بِسَيْفِهِمَا فَالْقَاتِلُ وَالْمَقْتُولُ فِى النَّارِ

«если два мусульманина поднимут мечи друг на друга, то и убивший и убитый в огне».

(Про это спросили Пророка): «О Посланник Аллаха! Про убийцу мы поняли, почему убитый в огне».

 - «Так как он желал убить своего брата». [11]

Кто про своего брата мусульманина скажет «Неверный (кяфир)», воистину это слово вернется к одному из двух. Если тот, кому сказали «неверный» на самом деле неверует, то это слово ему. Если он не «неверный», то это слово тому, кто сказал [12]

«Ругать и хаять мусульманина – греховодство, сражаться с ним – неверие»[13]

كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ دَمُهُ وَمَالُهُ وَعِرْضُهُ

«Кровь, имущество и честь одного мусульманина, запретны для другого» [14]

Мнения ученых касательно «такфира»

Имам Аль Газали (рахматуллахи алейх) (умер в 505/1111г) сказал: “По нашему мнению нет ни одного доказательства из аятов и хадисов, которые указывали бы на необходимость такфира из-за ошибки в трактовке. По этой причине, при обвинении в неверии необходимо приводить доказательства. В тоже время зафиксированы источники, по которым жизнь и имущество сказавшего «Ля иляха илляллах» несомненно должно быть вне опасности».

Имам А’зам (рахматуллахи алейх) (умер в 150/767г) сказал: один из недостатков  тех, кто вводит нововведения в ислам, то, что они называют друг друга неверными. Хорошая черта Ахли Сунны, когда кто-то из них ошибается его не называют неверным. [15]

Имам аш-Шафи’ (рахматуллахи алейх) (умер в 204/819г) сказал: Я не отвергну свидетельства никого из тех, кто привносит нововведения и тех, кто находится в погоне за удовольствиями.

Ибн Таймия (умер в 728/1328г): из-за мнений некоторых мусульманских ученых был обвинен в неверии, и по-причине взглядов, противоречащих общему мнению ученых, был несколько раз брошен в тюрьму и в итоге умер, находясь в заточении. Несмотря на это про «такфир»[16] сказал следующее:

Не разрешено обвинять в неверии мусульманина, по причине какой либо его ошибки, или совершенному действию, или по какому либо вопросу, например из-за позиции в споре о людях Кыблы.

Несмотря на то, что предшественники (саляфы) спорили о многих вопросах, нет никаких сведений о том, что кто либо из них обвинил другого в неверии, греховности или непокорности. [17]

Возможно, что человек совершивший действие, которое считается неправильным, знает противоположный источник. Может он истрактовал по-своему. Если даже он ошибся в трактовке его нельзя обвинить в куфре. Трактовка не оставляет места греху. «Ошибка в иджтихаде не считается неповиновением»

Люди с промятежным, прораскольническим складом ума вцепляются в поверхностностные смыслы аятов и хадисов, как раз такие, будучи не в состоянии постичь сути источников, опираясь на аят “إِنِ الْحُكْمُ إِلا لِلَّهِ / Решение принимает только Аллах”, [18] сказали Достопочтенному Али (радыяллаху анху) (умер в 40/661г.), который решил прибегнуть к Третейскому Суду после битвы Сыффин:

«Эй, Али, ты обращаешься к суду людей, и считаешь нужным подчиниться их решению, тогда когда есть книга Аллаха. Мы убъем тебя и тем самым достигнем довольства Аллаха». Обратите внимание, они считают, что Аллах будет доволен их решением.

Те, кто обвиняет в неверии мусульман в наше время, также не раскаиваются в этом,  так как в своих обвинениях основываются на один из аятов Корана и утверждают, что достигнут довольства Аллаха.

Хариджиты считали, что Усман (умер в 35/656г), Али, Тальха (умер в 36/656г), Зубейир (умер в 36/656г), Аиша (умерла в 58/678г), Ибн Аббас (умер в 68/687г) (радыяллаху анхум) и их единомышленники среди мусульман стали неверными, что они будут вечно в Аду, что разрешено убийство этих людей, а их имущество будет считаться военной добычей. В наше время есть те, кто выносит «такфир» по логике «хариджитов».

Абдуллах бин Умар (радыяллаху анху) (умер в 73/692г) так сказал про «хариджитов»: «Аяты, ниспосланные про многобожников, они используют для мусульман» [19]

Хариджиты и Мутазилиты согласно поверхностному смыслу аята  «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверными» выдвинули мнение, что человек сердцем согласный с приказами Всевышнего Аллаха и не действующий согласно этим приказам становится кяфиром (неверным).

Однако мутакаллимы* ахлю сунны интерпретировали данный аят следующим образом: «Кто посчитает дозволенным не выносить решения по ниспосланному Аллахом»[20] и те, которые утверждают, что решения ниспосланные Всевышним являются неправильными или ошибочными. [21]

Всевышний Аллах говорит в Благородном Коране:

أَفَنَجْعَلُ الْمُسْلِمِينَ كَالْمُجْرِمِينَ مَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ

 - Неужели Мы мусульман уравняем с грешниками? Что с вами? Как вы судите? [22] 

Если мы обратим свой взор на те группы мусульман, которые в прошлом и настоящем обвиняют друг друга в неверии, то увидим, что описанные выше по тексту условия ученых, полностью не выполняются. Так как:

1- Обе стороны после исчерпания всех доказательств и доводов не сдаются или не принимают доводов другой стороны.

2- Обе стороны продолжают интерпретировать аят или хадис «под себя».

3- Обе стороны не умышляют неверие и не выбирают неверие.

4- Намерения представителей обеих сторон только добрые, у обеих сторон вы можете услышать логичные ответы.

Несмотря на это, для некоторых мусульман, заразившихся «болезнью такфира», такие вещи как исламское единение, братство и объединение сил, отходят на второй план после чувства собственного превосходства, выражающееся в победе в споре. Доходит до того, что это чувство, зародившееся безусловно от хорошего намерения, заставляет скрывать в переводах противоположные своему видению мнения, которые он может увидеть в книгах своих авторов. При изучении других книг, если такой человек наткнется на доказательство, усложняющее его положение в споре, он не будет говорить о нем ни своим единомышленникам ни оппонентам и будет настаивать в «такфире» оппонентов. Если такому «зараженному» мусульманину показать доказательства, опровергающее его измышления, из книг   его же ученых, он ответит: «Этот ученый тоже человек, он тоже мог ошибаться. Мое мерило Коран и сунна». То есть будет стараться показать себя правым. Если ему сказать, что его ученый для доказательства своего мнения опирался на хадис, то он упрется еще больше и будет продолжать повторять свои слова.

Мусульман такого типа очень мало. Они, или получившие задание от врагов Ислама внести смуту среди мусульман, или же, в основе своей добронравные, но потерявшие самоконтроль мусульмане. Это относится к мусульманам с обеих сторон.

Излечение таких очень затруднительно. Так как не зная их намерений у нас нет точек приложения силы при вмешательстве. В любом случае из этих двух, необходимо предостерегать таких людей, не одобрять их действия и при необходимости отдалять их от «джамаата» Так как, они помимо воздействия на искренних и состоявшихся мусульман в «джамаате», заражают новообратившихся мусульман «болезнью такфира», подкладывают динамит под основы чувства единения и единства,  о которых тоскуют все мусульмане.

Обращаясь к ученым  просим еще чаще упоминать про важность данного вопроса в своих кругах. Пусть будет доволен Аллах всеми вами, пусть увеличит Он ваше число. Аминь.

Как мы и написали в последующих главах, мы приложим все усилия для того чтобы стать причиной обнаружения среднего пути в спорных вопросах и уничтожения условий, необходимых для возможности обвинений в неверии среди мусульман. Из числа всех спорных моментов, начнем с вопроса слышат или не слышат умершие люди.



[1]Аль-Бакиллани, ат-Тамхид, стр. 348; Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, III, 284.

[2] Ибн Манзур, Арабский язык, V, 145.

[3] Проф. Доктор Ахмад Саим Кылавуз, Граница Веры и Неверия, стр.15, (глава Такфир цитирует это произведение.) Изд Марифет, Стамбул, 2000.

[4] аль-Анфаль 8/46. Этот аят Корана оповещает о том, что разногласия и конфликты между верующими являются большим вредом, а взаимопонимание и союз людей истины – это причина, по которой Всевышний Аллах ниспосылает успех. (перевод смыслов от проф. док. Суат Йылдырыма).

[5] Али Имран 3/103. В доисламской Аравии человеческая жизнь потеряла свою ценность. Убийства совершались по малейшим причинам. Велись непрекращающиеся межплеменные войны и убийства по кровной мести. К примеру, война между племенами Авс и Хазредж продолжалась 120 лет. Побратались между собой только после принятия ислама. (перевод смыслов от проф. док. Суат Йылдырыма).

[6] ан-Ниса 4/94.

[7] Ибн Абу Шейба, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Высшие Желания, издательство Тавхид: 3/6.

[8] Абу Шейба, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Высшие Желания, издательство Тавхид: 3/6.

[9] Абу Шейбе, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Высшие Желания, издательство Тавхид: 3/6..

[10] Бухари, Молитва: 28: Абу Давуд, Джихад: 95.

[11] Аль Бухари, Возмещение: 2, Фитан: 10; Муслим, Фитан: 14, Абу Давуд, Фитан: 5, Насаи, Тахрим: 29.

[12] Аль Бухари, Приличие: 73: Муслим, Вера: 212, Муватта, Калям: 1

[13] Аль Бухари, Вера: 36; Приличие: 44; Муслим, Вера: 116; Тирмизи, аль-Бирру вас сыля: 2.

[14] Муслим, аль-Бирру вас сыля: 10, Абу Давуд, Приличие: 40, Тирмизи, аль-Бирру вас сыля: 18

[15] «Фикхуль Акбар», Шарх Али аль-Кари, стр. 429, Стамбул, 1579; Багдади, Различие, стр. 119.

[16] «Собрание трактатов и тем» 5-ый том, стр. 159-201.

[17] Ибн Таймия, Сборник фетв, 12/180.

[18] Юсуф 12/40.

[19] Аль Бухари, Покаяние: 6.

[20] Матуриди, Единобожие стр. 348.

[21] Данный параграф взят из книги Доктора Ахмад Саим Кылавуза «Граница веры и неверия».

* образовано от слова калям - наука о  путях рационалистических доказательств мусульманских вероубеждений, мутакаллим – ученый илм-и калям.

[22] Аль Калам: 68/35, 36.

Сейид Али Хошафчи

 

http://huzur.ru/akyida/?page=1

بسم الله الرحمن الرحيم Предостережение от необоснованного такфира

بسم الله الرحمن الرحيم Предостережение от необоснованного такфира Обвинение в неверии (такфир) без соблюдения условий (шурут) и непринятие во внимание того, что препятствует выходу человека из Ислама (мауани’), относится к числу величайших грехов. Посланник Аллаха ,да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 6269. Имам аль-Къуртуби сказал: ”Обвинение в неверии (такфир) – опасная дверь, к которой подошло множество людей, и споткнулось, а остановились у этой двери избранные и спаслись. А что может сравниться со спасением!” См. ”аль-Муфхим” 3/111. Имам Ибн ‘Абидин говорил: ”Неверие (куфр) – опасная вещь! И я не обвиняю в неверии верующего, если я нахожу хоть одно оправдание на то, что он не впадает в неверие”. См. ”Фатауа-ссугъра” 4/224. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: ”Не следует обвинять в неверии, кроме как на основании того, в чем нет разногласий”. См. ”ат-Тамхид” 17/22. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: ””Обвинение в неверии может различаться в зависимости от состояния конкретного лица, ибо не всякий совершивший ошибку, становится еретиком или невеждой, и не каждый заблудший является неверным, нечестивцем (фасикъ) или даже просто грешником. См. ”Минхаджу-Ссунна” 5/250. Ибн Таймия также сказал: ”Не дозволено никому из мусульман обвинять в неверии мусульманина, даже если он ошибся или впал в заблуждение, до тех пор, пока ему не предоставят довод (худджа)”. См. ”Маджму’уль-фатауа” 12/468. Хафиз Ибн Хаджар сказал: ”Тот, чей Ислам явен, не выходит из него кроме как на основании таких же явных доказательств”. См. ”Фатхуль-Бари” 2/314. Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб говорил: ”Мои враги говорят, будто бы я обвиняю в неверии на основании своего предположения, или за любовь к неверным, или же будто я обвиняю в неверии невежественных людей, до которых не дошел довод. Все это великая клевета, посредством которой желают сбить людей с пути Аллаха и Его посланника , да благословит его Аллах и да приветствует!” См. ”Маджму’у муаллифат” 3/14. Также Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб сказал: ”Мы не обвиняем в неверии, кроме как за то, в чем единогласны все ученые, а это два свидетельства (ля иляха илля-Ллах, Мухаммад расулю-Ллах)”. См. ”ад-Дурару-ссания” 1/102.

Предостережение от необоснованного такфира Сказал Ахмад Аль Хамави (ум. 1098 г.х.) в книге «Гъамзу Уйуниль Басаи

Предостережение от необоснованного такфира Сказал Ахмад Аль Хамави (ум. 1098 г.х.) в книге «Гъамзу Уйуниль Басаир фи Шархиль Ашбах ван Назаир» которая написана в качестве шарха к книге «Аль Ашбах ван Назаир» Ибн Нуджейма Аль Мисри (ум. 970 г.х.): وَفِي الصُّغْرَى : الْكُفْرُ شَيْءٌ عَظِيمٌ فَلَا أَجْعَلُ الْمُؤْمِنَ كَافِرًا مَتَى وَجَدْتُ رِوَايَةً أَنَّهُ لَا يَكْفُرُ الشَّرْحُ قَالَ فِي الْعِمَادِيَّةِ بَعْدَ كَلَامٍ : ثُمَّ اعْلَمْ أَنَّهُ إذَا كَانَ فِي الْمَسْأَلَةِ وُجُوهٌ تُوجِبُ التَّكْفِيرَ وَوَجْهٌ لَا يُوجِبُ ، فَعَلَى الْمُفْتِي أَنْ يَمِيلَ إلَى الْوَجْهِ الَّذِي يَمْنَعُهُ تَحْسِينًا لِلظَّنِّ بِالْمُسْلِمِ ثُمَّ إنْ كَانَتْ نِيَّةُ الْقَائِلِ ذَلِكَ فَهُوَ مُسْلِمٌ وَإِنْ كَانَتْ نِيَّتُهُ الْوَجْهَ الَّذِي يُوجِبُ الْكُفْرَ لَا يَنْفَعُهُ حَمْلُ الْمُفْتِي كَلَامَهُ عَلَى الْوَجْهِ الَّذِي لَا يُوجِبُ الْكُفْرَ وَيُؤْمَرُ بِالتَّوْبَةِ وَالرُّجُوعِ وَبِتَجْدِيدِ النِّكَاحِ بَعْدَ الْإِسْلَامِ ثُمَّ إنْ أَتَى بِكَلِمَةِ الشَّهَادَةِ عَلَى وَجْهِ الْعَادَةِ لَمْ يَنْفَعْهُ مَا لَمْ يَرْجِعْ عَمَّا قَالَ ؛ لِأَنَّهُ بِالْإِتْيَانِ بِكَلِمَةِ الشَّهَادَةِ عَلَى وَجْهِ الْعَادَةِ لَا يَرْتَفِعُ الْكُفْرُ ( انْتَهَى ) . وَهُوَ الْمُخْتَارُ كَمَا فِي الْفَتَاوَى الظَّهِيرِيَّةِ . قَوْلُهُ : مَتَى وَجَدْتُ رِوَايَةً أَنَّهُ لَا يَكْفُرُ : يَعْنِي وَلَوْ كَانَتْ تِلْكَ الرِّوَايَةُ ضَعِيفَةً كَمَا فِي شَرْحِ الْمُصَنِّفِ رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى عَلَى الْكَنْزِ . أَقُولُ : وَلَوْ كَانَتْ تِلْكَ الرِّوَايَةُ لِغَيْرِ أَهْلِ مَذْهَبِنَا ، وَيَدُلُّ عَلَى ذَلِكَ اشْتِرَاطُ كَوْنِ مَا يُوجِبُ الْكُفْرَ مُجْمَعًا عَلَيْهِ . وَفِي شَرْحِهِ أَيْضًا مِنْ بَابِ الْبُغَاةِ يَقَعُ فِي كلامِ أَهْلِ الْمَذْهَبِ تَكْفِيرٌ كَثِيرٌ لَكِنْ لَيْسَ مِنْ كَلَامِ الْفُقَهَاءِ الَّذِينَ هُمْ الْمُجْتَهِدُونَ بَلْ غَيْرِهِمْ ، وَلَا عِبْرَةَ بِغَيْرِ الْفُقَهَاءِ «Сказано в книге «Аль Фатава Ас Сугъра»: «Куфр это большой вопрос и я не вынесу такфир верующему, в то время, как я нахожу хотя бы один риваят на, то, что он не стал кяфиром». Разъяснения Ахмада Аль Хамави к этим словам мусаннифа (автора): «Сказал он в книге «Аль Имадийя»: «Знай, что если в каком либо вопросе есть несколько сторон, которые требуют такфира и только одна (сторона) не требует этого, то на муфтии лежит необходимость склонится к той стороне, которая запрещает такфир, исходя из принципа, быть в хорошем мнении о мусульманине. Если намерение того, кто сказал эти слова (куфровые) было таким как выбрал муфтий, то он мусульманин. Но если его намерение было таким которое требует куфра, то не даст ему польза выбор муфтия, той стороны которая не требует куфра. И ему прикажут покаяться и вернутся в религию, обновить свой никах, после обратного входа в Ислам. Если он скажет Шахаду по адату (т.е. по обычаям, но не с намерением войти в Ислам) то это не даст ему пользы, пока он не отречется от того, что сказал (от слов куфра). Потому что с выговором Шахады по адату, он не избавится от хукма куфра». Конец цитаты из книги «Аль Имадия». Это мнение предпочтительнее, как сказано в книге «Аль Фатава Аз Захирия». Объяснение слов мусуннифа: «в то время как я нахожу хотя бы один риваят на, то, что он не стал кяфиром»: «Даже если этот риваят слабый, как сказал мусанниф - рахимахуЛлаху тааля – в шархе книги «Аль Канз» (то есть в книге «Аль Бахрур Раик Шарх Канзид Дакаик») Я скажу, даже если этот риваят будет от тех, кто не из нашего масхаба (ханафитского) и указывает на это установление условия «то, что требует куфра должно быть муджмаъа аляйх (единогласие в нем). А так же в его шархе, в главе «Бугъат» (Восставшие) есть много такфира в словах приверженцев мазхабов, но эти фатвы не из слов факихов которые являются муджтахидами, наоборот это слова других. И не имеют какого либо значения в вопросах такфира слова тех, кто не являются факихами». Источник: Абуль Аббас Аль Хамави: Гъамзу Уйуниль Басаир: 2/190 Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1405/1985

Сказал маликитский ученый Къади Ийад (476-544 х/1083-1149 м) в книге «Аш Шифа би Таърифи Хукукиль Мустафа» в главе про

Сказал маликитский ученый Къади Ийад (476-544 х/1083-1149 м) в книге «Аш Шифа би Таърифи Хукукиль Мустафа» в главе про такфир: وقال غيرُهما مِن المحقّقين : الذي يجبُ الاحترازُ عن التكفيرِ في أهلِ التأويلِ , فإن استباحةَ الموحِّدين خطأٌ , والخطأ في ترْكِ ألف كافرٍ أهونُ مِن الخطأ في سفْكِ مِحْجَمَةٍ مِن دمِ مسلمٍ واحدٍ «И добавили другие мухаккики (ученые исследователи) кроме этих двоих (Абуль Маъали и Абуль Хасан Аль Ашъари): Необходимо избегать такфира на ахлют таъвиль (тем, кто инотолкуют). Так как считать дозволенным (кровь и имущество) муваххидов это ошибка (хата). И ошибка в оставлении (такфира) тысячи кяфиров лучше ошибки в проливании баночки крови одного мусульманина (вынося ему такфир)». Источник: Кади Ийад: Аш-Шифаъ би Таърифи Хукукил Мустафа: 1058 Даруль Китабиль Араби: 1404/1984 Сказал Абу Хамид Аль Гъазали (450-505 х/1111-1058 м) в книге «Ат Тафрика Байналь Ислам ваз Зандакъа»: إن التكفير هو صنيع الجهال، ولا يسارع إلى التكفير إلا الجهلة، فينبغي الاحتراز من التكفير ما وجد الإنسان إلى ذلك سبيلا، فإن استباحة الدماء والأموال من المصلين إلى القبلة، المصرحين بقول: "لا إله إلا الله محمد رسول الله"، خطأ. والخطأ في ترك ألف كافر أهون من الخطأ في سفك محجمة من دم مسلم. والوصية: أن تكف لسانك عن أهل القبلة ما أمكنك، ما داموا قائلين "لا إله إلا الله محمد رسول الله"، غير مناقضين لها. والمناقضة: تجويزهم الكذب على رسول الله صلى الله عليه وسلم، بعذر أو غير عذر، فإن التكفير فيه خطر، والسكوت لا خطر فيه «Поистине такфир это дело джахилей (невежд). Торопятся в вынесении такфира только джахили. Нужно сторониться от такфира всевозможными путями для человека. Считать дозволенным (вынося им такфир) кровь и имущество совершающих намаз в сторону киблы и говорящих «нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад Его Посланник» это ошибка (хата). И ошибка котороя совершается при оставлении (такфира) тысячам кяфиров лучше ошибки которая совершается при пролитии баночки крови мусульманина (вынося ему такфир). Наставление тебе: удержи свой язык от порицания ахлуль киблы, по мере возможности, пока они продолжают говорить «нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад Его Посланник» не противореча этой шахаде! А противоречие это: когда они считают дозволенным ложь на Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям, с узром (оправданием) или без. Поистине в такфире есть опасность, а в сукуте (воздержании от него) нет опасности». Источник: Аль Гъазали: Ат Тафрика Байналь Ислам ваз Зандакъа Эти слова Аль Гъазали так же цитировали Бадруддин Аз Заркъаши в книге «Аль Мансур филь Къаваид», Аш Шавкани в книге «Нейлюль Автар» и Ибн Хаджар в книге «Фатхуль Бари».