Чтение Корана у могил

 

 

Взгляды  утверждающих, что читать Коран для мертвых не следует:

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) при посещении могил говорил следующее:

«Ассаламу алейкум ахли д-дияри миналь-му’минина уаль муслимин. Уа инна иншаАллаху ля ляхикун. Ас’алуллаха ляна уа лякумуль-‘афия. Смысл: «Мир вам, о обитатели могил, верующих и мусульман! И мы с дозволения Аллаха присоединимся к вам. Прошу у Аллаха для нас и для вас благополучия». [1]

Когда мать правоверных Аиша (да будет доволен ей Аллах) спросила у Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует):

— Что мне просить за обитателей могил, когда я буду их посещать?  Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

— Джибрил сказал мне: «Воистину твой Господь приказывает тебе идти к обитателям (кладбища) Баки и просить за них».

Я (Аиша) спросила:

— О Посланник Аллаха! Что мне просить за них?

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует):

— «Ассаламу аля ахли ддияри миналь му'минина уаль муслимин, уа йархаму Ллахуль мустакдимина минна уаль муста'хирин, уа инна инша'Аллаху бикум ляляхикун» (Мир обитателям жилищ из числа верующих мусульман! И да смилуется Аллах над предшествующими из нас, и задержавшимися! И воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам) [2]

Следовательно, если в нашей религии было бы разрешено читать Коран у могил или же отправлять «савабы» от прочитанного Корана в пользу покойникам, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обязательно сказал бы об этом своей супруге. Так как в Исламе на этот случай есть правило: «В случае необходимости нельзя медлить с разъяснениями.» Т.е. если от чтения Корана для умерших была бы польза, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы об этом, так как его спросили как раз о необходимых действиях на могилах.  

Если бы все опирались на Коран и Сунну, то не занимались бы такими бесполезными нововведениями. Нет никаких доказательств разрешенности чтения Корана для покойников и много доказательств того, что это запрещено.

Чтение суры Ясин вслед покойнику это одно из ужасных нововведений, противоречащих Корану и Сунне. Это нововведение появилось после счастливого века (когда был жив пророк) и эпохи праведных халифов. В суре Ясин нет аятов, обращенных к покойникам. По поводу чтения Ясина для покойника нет ни одного достоверного хадиса. Слово «ваши покойники» в хадисах по этой теме, шафииты, в отличии от ханафитов, трактовали как «умирающие». Во всех мазхабах, кроме ханафитского, ясно говорится о том, что по умершим читать Коран не следует. Ученые из предшественников, несмотря на то, что искали каждую возможность совершать благие дела, не говорили ничего касательно чтения Корана. Посланник Аллаха не учил их этому, Он призывал их взывать к Аллаху, совершать покаяния, раздавать милостыню, совершать хадж и держать пост. Если бы «саваб» за чтение Корана доходил до покойников, пророк рассказал бы им об этом и они делали бы так. Коран – закон для живых, не для мертвых. Скольким покойникам читал Коран наш Пророк, в каком аяте сказано «Читайте!»?

وَأَنْ لَيْسَ لِلإنْسَانِ إِلا مَا سَعَى / Человек получит только то, что он заработал. [3]

Это — не что иное, как Напоминание и ясный Коран. чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих. [4]

Не превращайте ваши дома в могилы. Ибо шайтан убегает из дома, в котором читают суру «Бакара». [5]

Мнения тех кто считает разрешенным чтение Корана для умерших. [6]

Сначала мы раскроем мнения имамов всех четырех мазхабов и ученых на эту тему, потом покажем открытые, не нуждающиеся в трактовке аяты, достоверные и слабые хадисы, побуждающие читать Коран за покойников, а также выявим первх передатчиков этих хадисов.

У тех, кто считает, что для покойников, лежащих в могилах, нельзя читать Коран нет ни единого доказательства в виде аята или хадиса достоверного или нет, в котором бы говорилось не читать Коран для покойника.

Еще раз повторюсь, обратите внимание! Нет ни единого доказательства из аятов, хадисов, высказываний сподвижников, в которых бы содержался явный и четкий запрет на чтение Корана для упокоившихся в могилах.

У них на руках и на устах есть только неодназначные хадисы, требующие трактовки. Мы упомянем эти хадисы и докажем, что они не являются доказательством к нашей теме.

Мнения ученых

Касательно этой темы имамы мазхабов, а также знатоки фикха высказывали различные мнения. Зная эти мнения, мы сможем лучше понять и осветить данный вопрос.

Ханафиты

Ханафиты считают, что читать Коран для покойников в могилах или в других местах разрешено и при «дарении саваба» от прочтения,

савабы будут записаны умершим. [7]

Почти во всех книгах по фикху ханафитского мазхаба помещен следующий текст: «Если человек прочитает намаз, выдержит пост, отдаст закят, совершит хадж, прочитает Коран и пр. и подарит савабы другому – с каким бы намерением не делал это – этот дар достигнет своего назначения и одаренный получит от этого пользу. Мертвый он или живой, разницы не имеет. [8]

Доказательством этому ученые приводят хадисы, что Посланник  Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) закалывал животных от имени своей общины, говорил о разрешенности чтения суры Ясин за покойников, указывал на разрешенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника и говорил о разрешенности читать Ясин и Ихлас у могил. [9] К этим ученым относятся почти все знатоки фикха ханафитского мазхаба начиная от мухаддиса и факыха Айни (умер в 855/1451 г) и до Ибн Абидина (умер в 1252/1836).

Такие выражения также принадлежат ученым ханафитам: «Согласно мазхабу Ахл-и Сунна уаль Джамаат человек может подарить савабы от таких деяний, как: намаз, ураза, хадж, зикр и чтение Корана»[10]

Ранние и поздние ученые придерживаются одинакового мнения. Ученые мазхаба Абу Ханифы высказали мнение, что Ахл-и Сунна также придерживаются такого взгляда, что если человек прочитает намаз, выдержит пост, отдаст закят, совершит хадж, прочитает Коран и пр. и подарит савабы другому – с каким бы намерением не делал это – этот дар достигнет своего назначения и одаренный получит от этого пользу. [11]

Ханбалиты

Ханбалиты также считают чтение Корана для умерших разрешенным. Ахмед ибн Ханбаль считал, что чтение Корана на могилах – нововведение, однако позже отказался от своего решения. [12]

Ахмад ибн Ханбаль присутствовал на заупокойной молитве (джаназа) вместе с Мухаммадом бин Кудама аль-Джаухари и когда они уже собирались покинуть кладбище Ибн Ханбаль увидел слепого человека, который начал читать Коран у изголовья могилы. Ибн Ханбаль окликнул его: «Эй такой-то! Читать Коран на могиле – это нововведение (бид’ат)» и прервал его чтение. На это Мухаммад бин Кудама спросил у Ибн Ханбаля его мнение про Мубашшира бин Исмаиля аль-Халяби и его мнение по поводу возможности передачи хадисов от него. Ибн Ханбаль ответил, что этот человек достойный передатчик, к нему можно прислушиваться, а также сказал, что передавал хадисы от этого человека.

На это Мухаммад рассказал про хадис от Ляджляджа (да будет доволен им Аллах), который пересказал ему Мубашшир бин Исмаиль.

Один из сподвижников, Ляджлядж (да будет доволен им Аллах) (120/738) оставляя завещание сказал:

عن عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج عن أبيه عن جده قال: قال لى أبى: يا بني! إذا أنا مت فالحدني فإذا وضعتني فى لحدى فقل: بسم الله وعلى ملة رسول الله، ثم سن على الثرى سنا، ثم اقرأ عند رأسي بفاتحة البقرة وخاتمتها، فانى سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول ذلك.

«Сын мой! Когда я умру похорони меня в могилу. А когда будешь класть меня в могилу скажи: «Бисмилля уа аля милляти Расулюлла.» Потом засыпь землей и сравняй могилу. Потом у моего изголовья прочитай начало и конец суры Бакара. Потому что я слышал что Пророк говорил так». [13]

Ахмад ибн Ханбаль услышав это попросил позвать того человека, которому он сказал, что чтение Корана на могиле это бид’ат и попросил его продолжить чтение. [14]

Передают, что Ахмад бин Ханбаль сказал:

إذا دخلتم المقابر اقرؤا آية الكرسي ثلاث مرار (قل هو الله أحد) ثم قل اللهم ان فضله لأهل المقابر

«Когда войдете на кладбище, прочитайте Аят уль Курси и три раза суру Ихлас, а потом скажите: О Аллах! Воистину я подарил их обитателям могил» [15]

В другом пересказе (риваяте): «Прочитайте Фатиху, Муавизатайн (суры Фаляк и Нас) и Ихлас. А потом подарите это обитателям могил! Так как они достигнут покойных» [16].

Известные ученые фикха из мазхаба Ханбали как Ибн Кудама (умер в 630/1223), Ибн Кудама аль-Макдиси (умер в 682/1283) и Ибн Таймия (умер в 728/1327), предпочли это мнение Ахмада ибн Ханбеля, считая ее более известной. [17]

В этом вопросе Ханбалиты держат ограничения также широко как и Ханафиты, считая что «какое бы не было поклонение, если человек попросит передать «саваб» от него покойнику, то тот, с разрешения Аллаха получит от него пользу» [18].

Ибн Таймия сказал, что в вопросе достижения к умершим «савабов» от имущественных поклонений среди ученых Ахл-и Сунна  уаль Джамаат нет никаких разногласий, в вопросе же саваба от чтения намаза, поста и чтения Корана, есть разногласия в вопросе достижения этих савабов до покойников, но правильное мнение, что «савабы» от этих видов поклонений дойдут до умерших, и как доказательство привел хадисы, которые мы рассмотрели в первой части.[19]

Что же касается аята  وأن ليس للإنسان إلا ما سعى [20] (Человек получит только то, что он заработал )… в сунне множеством путей  и единомыслием (иджма) общины доказано, что милостыня (садака), освобождение раба, мольба (дуа), просьба о прощении (истигфар) приносят пользу покойному, следовательно аят нужно понимать не в смысле «нет пользы», а в смысле «получит только то, что сам заработал». И заканчивает тему такими словами: «Подобно тому, как саадака и дуа достигает умерших, также и «саваб» от всех видов дел, не зависимо от родственных связей, достигнет покойного и он получит от этого пользу. И даже от прочитанного заупокойного намаза (джаназа) над ним» [21]

 

Маликиты

Маликиты сказали, что все поклонения совершаемые телом, кроме мольбы (дуа), не достигают умерших. По их мнению, Коран можно читать для человека, который находится на «смертном одре», присмерти. Но во время похорон и после похорон Коран не читается.

Однако поздние ученые из маликитов, в особенности факихи Андалузии, такие как Абдульхак аль Ишбили (умер в 581/1185г),[22] и Куртуби (умер в 681/1282) [23] говорили, что можно читать Коран для покойников и покойники получат пользу от этого чтения.

Имам Куртуби, в книге описывающей состояние покойников и различные ситуации в загробном мире широко описал данную проблематику и в как итог, написал следующее: «До покойников дойдет вознаграждение как от прочитанного за них Корана, так и вознаграждение за то, что они слушали Коран прочитанный у их могил. Вознаграждение (саваб) подаренное им после прочтения Корана также достигнет их. Ибо Коран – это мольба, покояние и просьба.» [24]

В мазхабе Малики разрешено оставлять завещание прочитать Коран на его могиле без каких либо условий. [25]

Кады Ияз считал чтение Корана за умершего – «мустахабом».[26]

Шафииты

Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) указал:

В мазхабе Шафи большую известность получило мнение, что «саваб» за прочитанный Коран не достигнет покойника. Однако, предпочтительная версия гласит, что «саваб» - в особенности с прочтением «дуа»(молитвы) – достигнет умершего.

Начиная с шестого века по Хиджре большинство ученых «факихов» из мазхаба Шафи, кроме Ибн Абдуссаляма (умер в 660/1261г), приняли точку зрения Ханафитов и считали правильным чтение Корана для умерших.

По мазхабу Шафи и Ханбали человеку разрешено оставлять завещание прочитать Коран на его. Так как в трех случаях «саваб» (вознаграждение) достигнет умершего:

● Читать около могилы, после прочтения попросить «дуа», читать с намерением «подарить саваб» душе покойного.[27]

● Согласно некоторым ученым, покойный получит пользу от прочитанного над его могилой Корана независимо от того было ли совершено «дуа» после чтения. [28]

● На вопрос разделится ли «саваб» от прочитанного Корана, который был прочитан возле кладбища и «подарен» всем душам лежащим на этом кладбище, или данный «саваб» достигнет каждой души неразделенным, некоторые из ученых мазхаба Шафии отвечали следующим образом:

Ибн Хаджар: «Савабы» достигнут каждого покойника неразделенными, это больше подходит необъятной милости Аллаха. [29]

Имам Газали: (умер в 505/1111г.) приводя вышеупомянутые нами хадисы, а также сны и высказывания мусульманских ученых, утверждает, что в чтении Корана на могилах нет ничего предосудительного, а вознаграждение за чтение достигает покойников[30]. Почти все поздние ученые мазхаба Шафии, такие как Аль Газали, Ибн Салах,[31] Навави,[32] Мухиббу’ Табари, Ибн Рифат, Ибн Хаджар, Суюти и Ширбини считали разрешенным чтение Корана над покойниками.  

Имам Навави: После слов: «Наши друзья сказали: Для человека, посетившего кладбище, желательно (мустахаб) сначала приветствовать салямом могилы, потом вознести дуа за того человека, которого он навещает, и за всех мусульман, прочитать из Корана то, что легко ему, а потом попросить «дуа» за покойных», Имам Навави утверждает, что такой точки зрения придерживался сам Имам Шафии, а также ученые его мазхаба. [33]

В своем «Аль-Азкаре» Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше» [34] После приведения этой цитаты, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафии положительно относился к чтению Корана на могилах.

Навави передает такие слова Имама Шафи:

«Чтение аятов и сур Корана у изголовья могилы – мустахаб»[35]

Ибн Каййим аль-Джаузия на 19 странице книги «Рух» пишет:

Хасан бин Саббах Зафарани сказал: «Я спросил у Имама Шафии, он ответил: «Нет ничего предосудительного в том, чтобы на могилах читать Коран».

Ширбани же в своей книге после оценки взглядов ученых до него, высказывает свою точку зрения. Он утверждает, что люди это практикуют, а то, что мусульмане считают прекрасным, является прекрасным и перед Аллахом. Поэтому, по его мнению, чтение Корана над мертвыми является желательным (мустахаб). [36]

Как пишут поздние ученые из мазхаба Шафи, чтение Корана достигает умершего, когда читается при нем, а когда его нет рядом в том случае если после чтения совершается «дуа». Так как, во время чтения Корана в это место, нисходят милость и благодать. Если вслед за чтением Корана совершается «дуа», то больше вероятности что ее примет Аллах. Смысл здесь в том, что: здесь подразумевается, что мертвый получает пользу, слушая чтение Корана, а не «зарабатывает» «саваб».

Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) сказал:

В мазхабе Шафии, по наиболее известной версии, «саваб» от Корана не достигает покойника. (По Шафии Коран читать можно, не путать с выражением «саваб не достигает»!).

В связи с этим, шафииты отдают предпочтение следующей дуа: «О, Аллах! Подобие саваба прочитанного Корана доставь до такого-то человека».

Следовательно, если шафииты просят «дуа» таким образом, значит считают, что вознаграждение от прочитанного Корана достигает покойников.

Мы же, ханафиты, считаем, что до мертвых доходит непосредственно сам «саваб». [37]

На вопрос «Разрешено ли, и возможно ли, прочитав Коран возле могилы или на удалении от нее, подарить «саваб» от чтения душам умерших мусульман и в особенности своим родителям?» Ибн Салах (умер в 643/1245) ответил следующее:

«На эту тему есть разные мнения ученых. Деяния и практика большинства людей показывает разрешенность и возможность этого. Если человек этого хочет он должен сказать так: «О Аллах! Прочитанное мною из Корана доставь до такого-то». В этом вопросе близость или отдаленность не играет роли» [38]

Ибн Хаджар аль-Аскалани когда его спросили о том, достигнет ли саваб от чтения до покойника, ответил:

«Это известная тема. На этот вопрос я написал трактат. Вкратце, большинство ранних ученых считали что «саваб» от прочитанного Корана достигает умерших. Предпочтительное же мнение, заключается в том, что это деяние - мустахаб (одобряемое действие) и часто практикуемое деяние, но в тоже время, лучше воздерживаться от категоричных выражениях про эту тему.» [39]

Шаукани (умер в 1250/1834) так же, как и другие поздние ученые, утверждал, что над покойными можно читать Коран, и саваб за это достигает умерших. [40]

Как мы уже отмечали выше, Шаукани сделал вывод о том, что хадис «Читайте умершим суру «Ясин»» в отношении покойников подразумевает прямое значение, в отношении находящихся на смертном одре – метафорическое, а для того, чтобы считать это метафорой, нужны какие-то причины, поэтому хадис следует понимать в прямом смысле.

Словом, абсолютное большинство ученых фикха считали, что Коран можно читать над умершими, и в случае, если саваб за это посвящается умершим, он достигает их, и покойники могут получать пользу от этого саваба. К этому мнению не присоединился только Имам Малик.

Поздние ученые-факихи, начиная с V в. Хиджры, включая таких ученых мазхаба малики, как Куртуби, Абдульхак, пришли к единодушию (иттифак) относительно того, что над умершими можно читать Коран, посвящать им саваб за это, и умершие могут воспользоваться этим савабом. Некоторые факихи сказали даже что в этом вопросе существует иджма’. [41]

Один из шейхов университета Аль-Азхар Хаттаб ас-Субки (умер в 1352/1933) сказал, что умершие получают пользу от всякого поклонения, посвященного им, и большинство факихов при-держиваются именно этой точки зрения.[42] Его современник Рашид Рыза (умер в 1354/1935) при встрече с казыем Мекки спросил, следует или не следует читать Коран над умершими. После того, как казый ответил ему, что следует, Рашид Рыза присоединился к этому мнению. [43]

Такие поздние ученые, как Сейид Сабык[44], Муфтий Египта Хасан Махлюф[45], один из шейхов Аль Азхара Шерабаси[46], Абдулькарим Зайднан[47], Абдульфаттах Абу Гудда [48] и Зухайли [49] приняли точку зрения большинства.   

Я хочу завершить раздел о чтении Корана над умершими, упомянув о случае с Ибн Абдиссалямом, который приводят такие ученые, как Куртуби и Суюти.[50]

При жизни Изуддин ибн Абдиссалям (умер в 660/1262), который умер на одиннадцать лет раньше Куртуби (умер в 671/1273), утверждал, что умершие не получают никакой пользы от чтения им Корана, и в качестве доказательства приводил аят: وأن ليس للإنسان إلا ما سعى / (Человек получит только то, что он заработал) [51]. [52].

После смерти Ибн Абдиссаляма, один из его близких друзей увидел его во сне и спросил у него:

— «Когда ты был жив, то говорил, что саваб за чтение Корана и подаренные им вознаграждения не достигают умерших. Сейчас ты думаешь также?» На что он получил ответ:

— «Да, при жизни я говорил так. Увидев милость и почитание со стороны Аллаха, я отказался от своего мнения. Саваб за чтение Корана за умерших, достигает их».

 

Считающие, что Коран на могилах читать нельзя скажут:

Коран ниспослан для живых, а не для мертвых! [53]

Как можно ясно понять из аята, Коран ниспослан для оживления мертвых сердец в живых телах. В таком случае, читать Коран на могиле – это нововведение (бид’а), которого не было в религии.

Ответ:

Это явная ошибка и недостаток информированности. Так как существуют достоверные и слабые хадисы Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и Приветствует), которые побуждают читать Коран на могиле покойника.

На руках у тех, кто считает, что Коран на могиле читать нельзя нет ни единого аята, достоверного или слабого хадиса, который бы без прибегания к измышлениям говорил «Не читайте Коран!».

В связи с этим, они трактуют подобные аяты по своему пожеланию и пытаются ослабить большое количество хадисов своими измышлениями и трактовками.

Да, мертвец не получит такой же саваб от прослушивания Корана, как получил бы будучи живым, да, не сможет встать на истинный путь. В этом плане, Коран ниспослан для живых, а не для мертвых! [54] Все верно! Однако просить благо для Мусульман, которые жили до нас, приказывает нам Всевышний Аллах и Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) показал нам пример в этом.  Всевышний Аллах сказал:

А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный».[55]

В конце каждого намаза принято просить:

Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет».[56]

Эти молитвы – аяты Корана.

Абу Усейд малик Ибни Рабиа ас-Саиди (да будет доволен им Аллах) сказал:

В один из дней, когда мы сидели возле Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек из рода Ибн Салама и спросил:

— О Посланник Аллаха! Есть ли благое дело, которое я могу сделать для своих родителей после их смерти? Пророк ответил:

— «Да! Проси за них, проси простить их грехи, выполни их завещания, присматривай за родственниками, угощай их друзей» [57]

Если мы обратимся к мольбой к Всевышнему после чтения Корана, Аллах, если захочет одарить нас своей милостью, одарит, а не захочет не одарит. Мы можем «подарить» вознаграждение от прочитанного из Корана умершему. Выше мы упомянули мнения ученых , которые принимали это.

«Саваб» от Корана, дается только тому, кто читает Коран с пониманием и старается жить согласно его законам. Но тому, кто при жизни научил чтению Корана другого, или стал причиной его обучения, засчитывается «саваб» за чтение Корана его учеником и после его смерти. В принципе это «саваб» за то, что он стал причиной благого дела.

От Тальхи передается хадис о чтении суры Фатиха в заупокойной молитве (джаназа):

عن طلحة قال: صليت خلف ابن عباس على جنازة فقرأ بفاتحة الكتاب، قال : لتعلموا انها سنة.

Тальха (да будет доволен им Аллах): «Я прочитал намаз джаназа стоя за Абдуллахом Ибн Аббасом и он прочитал суру Фатиха, потом сказал (я прочитал ее) чтобы вы научились, что это сунна».[58]

Заупокойный намаз понимается как восхваление Аллаха, салават Пророку и молитва за умершего.[59]

В принципе, тот факт, что этот намаз читается без земных и поясных поклонов, показывает его обособленность от других намазов. Джаназа намаз читается за покойного. Первоочередное условие для этого намаза, наличие покойника. В намазе , который читается только для покойника, чтение Корана наполнено смыслом. Пусть, Коран читается в качестве «дуа» (мольбы), пусть, как поиск благодати Аллаха, но данная практика служит доказательством того, что Коран можно читать для покойника.

Те, кто считают, что Коран нельзя читать умершим, говорили, что Коран только для живых. Тогда как, в вышеуказанном хадисе мы видим что сподвижник совершив намаз читал Коран. Этот хадис достоверный. Пророк  (Да благословит его Аллах и приветствует) делал так, и в тексте хадиса от Тальхи сказано «сунна».

Поэтомумы скажем так: разве есть разница между покойником которого не положили в могилу и покойником, который уже в могиле, почему же утверждается, что можно читать для покойника, который приготовлен для захоронения, а за того кто уже похоронен, читать нельзя? Сказать, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) читал Фатиху в заупокойном намазе «без промедлений, пока тело еще не сгнило, по прошествию времени он так не делал» тоже не правильно. И в следующем хадисе это явно видно.

В произведении «Шарху Маани-ль Асар» Имама Тахави (I, 503-504 стр пять хадисов) сказано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) прочитал джаназа намаз за шахидов, павших при битве Ухуд, по прошествии семи лет. Фатиха, которую прочитал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) через семь лет, разве не Коран?

Что, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) не знал, что Коран ниспослан для живых? Или вы не до конца поняли этот аят и делаете ошибочные умозаключения!?

Если бы от этого намаза и этого «дуа» не было бы пользы для умерших, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) не делал бы это сам и не приказывал бы другим.

Однако он сам на одной из заупокойных молитв просил такое «дуа»:

«О Аллах! Такой-тосын такого-то в твоей гарантии, под твоей защитой. Спаси его от смуты в могиле и мучений Ада! Ты обладатель верности и похвалы. О Аллах! Прости его, смилостивься над ним! Воистину ты Прощающий, Милостивейший!»[60]

Кроме того, заупокойный намаз, сам по себе мольба, «дуа» за умершего. Амерение для него делается со словами: вознамерился к намазу для Аллаха, «дуа» за покойника… Если в этом нет пользы для покойника, то и нет и смысла читать этот намаз. Посланник Аллаха просил: «Упаси его от смуты в могиле!» Если нет от этого пользы для покойника, лежащего в могиле, стал бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просить такими словами. Сам же он, иногда посещал кладбище «Баки», давал салям обитателям могил и росил «дуа» за них. Если бы «салям» не достигал покойников, если бы его «дуа» не приносила пользу, это занятие равнялось бы занятию бесполезностью. Пророк же, чист от этого.

Ибн Аббас (а будет доволен им Аллах) передал:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посетил две могилы и сказал:

«Несомненно они испытывают мучения. Они испытывают мучения за большие грехи, совершенный при жизни. Один из них был доносчиком, а другой не остерегался брызг мочи.» Потом Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) попросил молодой росток финиковой пальмы. Потом разделил стебель на две части и посадил одну часть на могилу одного, а другую часть на могилу второго и сказал: «Их муки ослабнут (и будут такими) пока они (саженцы) не высохнут»[61]

Значит даже финиковая ветвь  с позволения Аллаха может быть полезной дя покойника. Тогда как же не будет полезным Коран, являющийся словами Аллаха, который сотворил эту финиковую пальму и является Господином Миров?! Разве можно такое представить?!

Те кто говорит, что Коран читтаь нельзя, говорили, что до нас не дошло ни единого сообщения от Пророка о необходимости чтения, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), который за свою жизнь многократно посещал кладбища, не читал Коран покойникам и своей общине также не рекомендовал этого.

Теперь я приведу хадисы, в которых Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) завещал нам читать Коран для умерших. Они же (оппоненты) будут пытаться выставить эти хадисы «слабыми». Даже если эти хадисы «слабые», по сравнению с их трактовками, такие хадисы являются действующими доказательствами. Разрешено действовать согласно «слабым» хадисам. Имамы мазхабов руководствовались такими хадисами.

Считающие, что Коран читать для умерших нельзя, не могут привести и одного,  хотя бы «слабого хадиса», который бы в открытой форме, без необходимости измышлений сообщал бы о запрете такого чтения. Поэтому можно понять их желание выставить эти хадисы «слабыми».

Некоторые хадисы по этой теме

Есть большое количество хадисов от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и от его сподвижников (Да будет доволен ими Аллах) о чтении Корана для покойников. Нам нужно рассмотреть эти предания с точки зрения содержания текста и с точки зрения передатчиков, а также нужно раскрыть ценность источников:

a) Ма‘кыль бин Йасар (Да будет доволен им Аллах) сказал: Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

عن معقل ابن يسار قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: اقرؤا (يس) على موتاكم

«Читайте Ясин вашим покойникам» [62]

Этот хадис, который содержался в книгах таких собирателей хадисов, которые жили до известных шести состовителей сборников достоверных хадисов, как Таялиси (умер в 204/819г), Абу Убейд (умер в 224/839г), Ибн Абу Шейба (умер в 235/849г) и Ахмад Ибн Ханбаль (умер в 241/855г), кроме них, этот хадис также приводили и авторы «Сунанов».

Хадис имеет восемь независимых мутаби*. Но из сподвижников этот хадис передал только Ма’кыль ибн Йасар, и вплоть до пятого разряда (степени) это положение остается неизменным, и это показывает, что данный риваят является «абсолютно единственным» (ферд аль-мутлак) или, другими словами, «абсолютно неизвестным» (гариб аль-мутлак). В пятом поколении имеются два передатчика этого хадиса: Абдуллах ибн аль-Мубарак (умер в 181/797) и Яхъя аль-Каттан (умер в 198/813). Все хадисоведы за исключением Ибн Хыббана (ум. 354/965) передают этот хадис через Абдуллаха ибн Мубарака.

Хайсами утверждает, что передатчики хадиса являются достойными мужами (риджаль ас-салихин), поэтому иснад он определяет как достоверный.[63] Кроме того,  есть сведения, что хадис, размещенный в Сунанах является не обособленным, а частью другого хадиса.[64] Абу Давуд, передавая этот хадис, не приводит сведений о степени его достоверности. Так как Абу Давуд сам сказал[65], что можно считать хадис, про степень достоверности которого он умолчал, достоверным, следовательно, хадис годен для использования его в качестве доказательства.

Хаким (умер в 748/1347) также умолчал о «решении» этого хадиса и Захаби (умер в 748/1347) присоединился к нему в его молчании.

С другой стороны Ибн Каттан (умер в 628/1230), утверждая, что с трех позиций хадис является «дефектным», причисляет его к «слабым» хадисам.[66] По его мнению, дефектами хадиса является: в одних источниках он передается как маукуф*, в других – как марфу’**; также имеет место неизвестность степени авторитетности передатчика (маджхуль аль-халь), т.е Абу Усмана и его отца; а также имеется сложность в иснаде.

Абу Бакр Ибн аль-Араби (умер в 543/1148) передает, что Даракутни (умер в 385/995) придерживался того же мнения, что и Ибн Каттан и считал иснад хадиса слабым. [67]

Хаким писал, что Яхъя бин Саид аль-Каттан и другие определяли этот хадис как «маукуф»*, но Абдуллах ибн аль-Мубарак считал его «марфу’»** и эта позиция и является верной. [68]

Аджлуни (умер в 1162/1749), сообщив, что хадис является «марфу’»**, обращает внимание на то, что Ибн Хиббан принимал хадис как достоверный. Учитывая все сказанное в целом, а также принимая во внимание и свидетельство хадисов, которые мы приведем ниже, следует отдать предпочтение мнению, что хадис является хорошим (хасан). Собственно, Шаукани приходит к такому же выводу.

Относительно самого смысла хадиса хадисоведы также высказывали разные точки зрения. Ибн Хиббан (умер в 354/965), сделав тахридж хадиса, говорит следующее: «Под словами «Читайте мертвым “ЯСин”» Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) подразумевает чтение Корана умирающему. Он вовсе не имеет в виду чтение Корана покойнику». [69]

Некоторые составители сборников хадисов помещают этот хадис в раздел дел, которые следует совершать для человека, находящегося на смертном одре (при смерти),[70] другие составители в раздел действий, которые необходимо совершать после смерти, после произнесения слов «мы от Аллаха и к нему наше возвращение» (Инна лилляхи ва инна илейхи раджи’ун). На пример, Абу Давуд придерживался определенного порядка в оглавлениях разделов, и вышеупомянутый раздел поместил после главы, посвященной произнесению фразы «Инна лилляхи ва инна илейхи раджи’ун» (т.е после смерти человека) и раздела «покрывало для умершего». Таким образом, под словом «маута» (умерший) Абу Давуд подразумевает не находящегося при смерти, а уже умершего человека. Собственно говоря, внешний смысл этого хадиса как раз таков.

Из ученых-факихов мазхаба Шафи’ такие, как Ибн Рифат (умер в 710/1310), и Мухиббу Табари (умер в 694/1295), принимая внешний (захир) смысл хадиса, утверждали, что под «умершим» следует понимать того, чья душа отделилась от тела, а мнение, согласно которому здесь подразумевается, находящийся при смерти, ничем не обосновано. [71]

В качестве заключения можно сказать, что хотя хадис «Читайте над умершими «Ясин»» передается только от одного сподвижника, кроме этого от трех разных сподвижников передаются другие хадисы, схожие по смыслу. Все эти три хадиса являются слабыми. Однако это не означает, что в они ни куда не годятся, так как никто еще не утверждал, что эти хадисы являются выдуманными. Наоборот, эти хадисы показывают, что данная тема имеет основу. Но, смысл вытекающий из текста хадисов не очевиден. Истинное значение слова «маут» (смерть) «умереть, изчезнуть». Человека, чья душа покинула тело, называют «маййит» (умерший). Таким образом, в хадисе речь идет об умершем. В таком случае, нет ничего предрассудительного, что бы взять именно такой смысл из текста этого хадиса. С другой стороны, человека, находящегося на смертном одре, принимая во внимание его ближайшее будушее, можно назвать «покойником» (маййит).

Такие «мухаддисы», как Абдулхак аль-Ишбилли, Имам Куртуби, Тиби, Мунави и Абдуррахман аль-Банна сказали, что этот хадис возможен как к находящимся при смерти, так и тем покойникам, которые уже вернули душу Всевышнему. [72]

Имам Навави при описании того, что около находящихся в ожидании своей смерти нужно читать Коран упомянул этот хадис. [73] Ибн Хаджар присоединился во мнении к ученым фикха мазхаба Шафи’ Ибн Рифату и Мухиббу Табари которые считали что в хадисе подразумевается уже умерший, а мнение, что здесь подразумевается, находящийся при смерти, ничем не обосновано. [74]

Сан‘ани  же, после анализа данного хадиса вместе с другими риваятами по этой теме, утвердился во мнении, что этот хадис указывает на человека в предсмертной агонии. Шавкани считая также, как Мухиббу Табари и Ибн Рифат, сказал, что тот хадис относится к уже умершим, если отнести его к умирающим, тогда это переносный смысл, а чтобы искать переносные смыслы, нужна весомая причина и добавил, что то что понимается из этого хадиса – это истина.[75] Однако это метафора. Для того, чтобы искать вторичные смыслы нужна причина и такая причина приводится в хадисе от Абу Зарра.

Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) и Абу дДерда (да будет доволен им Аллах) передали такие слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Если прочитается около умершего/умирающего (маййита) сура «Ясин», Аллах облегчит его состояние.[76] В таком случае читайте «Ясин» покойникам.» Тогда, вместо того, чтобы фокусировать смысл хадиса «..читайте Ясин покойникам» только на находящихся в предсмертной агонии , нужно расширить спектр хадиса на оба смысла и получается, что  суру «ЯСин» можно читать как над покойниками, так и над умирающими.

Шавкани, упомянув вышеприведенный «спор» дает такую оценку: «Слова хадиса ясно указывают на покойников. Распространение смысла этого хадиса на умирающих вторично. Искать вторичные, метафорич-ные смыслы можно лишь при наличии причины (доказательства, признака).

Нет разницы между чтением суры «Ясин» коллективно возле умершего, или его могилы, и чтением всего Корана (хатм) или одной его части для покойника, находясь дома или в мечети.»[77]



[1] Müslim, Cenâiz: 35

[2] Müslim, Cenâiz: 35

[3] en-Necm 53/39.

[4] Yâsin: 70

[5] Müslim, Müsâfirîn: 212; Tirmizî, Fezâilü’l-Kur’ân: 2

[6] Mezar Başında Kur’ân Okumak, bölümü, Yusuf Acar’ın “Hayattakilerin Yaptığı İbadet ve Kırâatten Ölülerin Faydalanması Meselesi” adlı Yüksek Lisans Tezi eserinden alıntı yapılmıştır. Temkin Yayınları, İstanbul, 2004.

[7] İbn Nüceym, el-Bahru’r-Râik, III, 63; Meydânî, el-Lübâb, I, 138. İbn Âbidîn, er-Reddü’l-Muhtâr, I, 844.

[8] Aynî, el-Binâye, III, 844-845.

[9] Aynî, age., III, 844, 845.

[10]Fethu’l-Kadîr, 6/132; el-Bahru’r-Râik, VII, 379- Şamile-; er-Reddu’l-Muhtar, II, 263.

[11] İbn Nüceym, age., III, 63,64; İbn Âbidîn, age., I, 844.

[12] İbn Kudâme, el-Muğnî, II, 424.

[13] Taberânî, XIX, 220, 221 (no.491); İbn Asâkir, Târîhu Dımeşk, XXXXX, 292 (trc. No. 5848); el-Beyhakî, IV, 56.

[14] İbn Kudâme, age., II, 424.

[15] İbn Kudâme, age., II, 424; Kurtubî, et-Tezkira, I, 96.

[16] Kurtubî, age., I, 96.

[17] İbn Kudâme, age., II, 424; İbn Kudâme, eş-Şerhu’l-Kebîr, II, 424; İbn Teymiyye, Mecmû’u’l-Fetâvâ, XXIV, 366, 367.

[18] İbn Kudâme, el-Muğnî, II, 425; İbn Kudâme el-Makdisî, age., II, 424.

[19] İbn Teymiyye, age., XXIV, 366, 367.

[20] en-Necm 53/39.

[21] İbn Teymiyye, age., XXIV, 367.

[22] Abdulhak, el-Âkıbe, s.254-255.

[23] Kurtubî, et-Tezkira, I, 96-97.

[24] Kurtubî, et-Tezkira, I, 103.

[25] V. Zuhaylî, el-Fıkhu’l-İslamî, VIII, 51.

[26] Müslim Şerhi 11/125

[27] V. Zuhaylî, el-Fıkhu’l-İslamî, VIII, 51.

[28] (Yusuf el-Erdebilî, el-Envar, I, 399.

[29] Buğyetu’l-Musterşidîn, s. 97.

[30] Gazzâlî, İhyâ, XV, 178.

[31] Şirbinî, Muğni’l-Muhtâc, V, 445.

[32] Nevevî, el-Ezkâr, 137, el-Mecmû, V, 31.

[33] Nevevî, el-Mecmû’, V, 311.

[34] Nevevî, el-Ezkâr, s.137.

[35] Nevevî, Riyazu’s-Salihin, s. 293.

[36] Şirbînî, Muğni’l-Muhtâc, IV, 110, 111.

[37] Haşiyei İbn Abidin; II, 243.

[38] İbnü’s-Salâh, Fetâvâ, s. 59.

[39] İbn Hacer, Fetâvâ, s. 20.

[40] Şevkânî, Neylü’l-Evtâr, IV, 52.

[41] İbn Kudâme, el-Muğnî, II, 429.

[42] Hattâb, el-Menhel, VIII, s. 259.

[43] Reşid, Rızâ, el-Makâlât, IV, 1884.

[44] Sabık, Fıkhu’s-Sünne, I, 480.

[45] Mahlûf, el-Fetâva’ş-Şer’iyye, s. 50, 51.

[46] Şerabâsî, Yes’elûnek, I, 442.

[47] Zeydan, el-Mufassal, XI, 186.

[48] Bant çözümü. Bkz. Dipnot 449.

[49] Zuhaylî, el-Fıkhu’l-İslâmî, II, 550, 551.

[50] Kurtubî, et-Tezkira, I, 105; Suyûtî, Şerhu’s-Sudûr, s. 403.

[51] en-Necm 53/39.

[52] Fetvâ için bkz. İbn Abdisselâm, el-Fetâvâ, s. 96.

[53] Yâsîn 36/70.

[54] Yâsîn 36/70.

[55] Haşr, 59/10

[56] İbrahim, 14/41

[57] Ebû Dâvûd, Edeb: 120; İbn Mâce, Edeb: 2

[58] Buhârî, Cenâiz, 65; bab hadis 1335 Ebû Dâvud, Cenâiz, 59; Tirmizî, Cenâiz, 39; Nesâî, Cenâiz, 77; İbn Ebî Şeybe, 11/492, 493 (h.no: 11393, 11403).

[59] Begavî, Şerhu’s-sünne, c.III, s. 247. Hanefî, Şafi’i, İshâk, Nehâî ve Sevrî gibi âlimlerin kanaati bu yöndedir.

[60] Ebû Davud, Cenâiz: 56.

[61] Buhari, Vudû 55 - Müslim, Taharet, 34 - Ebû Dâvûd, Tahâret, 11 - Tirmizî, Tahâret, 53 - Nesâî, Tahâret, 27

[62] Ebû Dâvud, Cenâiz: 24; İbn Mâce, Cenâiz: 4; Nesâî, Amelü’l-Yevm ve’l-Leyle, s. 58 (h.no. 1074).

[63] Heysemî, Mecmau’z-Zevâid, VI, 314. İbn Hanbel, aynı hadisi üç ayrı tarikle rivâyet etmiş, bunlardan birinin isnadında meçhul bir râvi kullanmıştır. İşte Heysemî, bu tariki zayıf olarak addetmiştir.

[64] Heysemî, age., VI, 314. Taberânî ve İbn Hanbel, bu hadisi başka bir hadisin içerisinde tahric etmelerinin dışında müstakil olarak da rivâyet etmişlerdir.

[65] Ebû Dâvûd, Risâletü Ebî Dâvûd ilâ Ehl-i Mekke, s. 38.

* мутаби - хадис, который все его передатчики передавали так же, как передавал этот хадис первый и единственный их передатчик по форме и по смыслу или же только по смыслу,придерживаясь единого мнения относительно того, кто из сподвижников передал этот хадис.

[66] İbn Hacer, Telhîsu’l-Habîr, II, 650, İbn Kettân’dan naklen.

[67] İbn Hacer, age., II, 650.

[68] Hâkim, I, 753.

[69] İbn Hibbân, V, 3 (h.no: 2991)

* маукуф (остановленный) — это хадис, в цепи передачи которого слова, деяния или решения возводятся к сподвижнику.

** марфу’ (возведенный) — это хадис, сообщающий о пророческих словах, поступках и решениях, возводимый к самому Посланнику Аллаха.

[70] İbn Mâce, Cenâiz: 4; İbn Hibbân, V, 3.

[71] İbn Hacer, Telhîsu’l-Habîr, II, 650; Şirbînî, Mugni’l-Muhtac, II, 5.

[72] Kurtubî, et-Tezkira, I, 102; Abdulhak, el-Âkıbe, s. 255. Münâvî, Feyzü’l-Kadîr, II, 65.

[73] Nevevî, el-Mecmû, V, 115, 116.

[74] İbn Hacer, Telhîsu’l-Habîr, II, 650.

[75] Şevkânî, Neylü’l-Evtâr, IV, 22.

[76] Şevkânî, Neylü’l-Evtâr, IV, 52.

[77] Şevkânî, İrşâdü’s-Sâil, s. 46.

Али бин Муртада аль-Истанбули

 

http://huzur.ru/radd/chtenie-korana-u-mogil.html

Имам Шафии и шафииты о чтении Корана на могиле

بسم الله الرحمن الرحيم 


Имам ан-Навави
, да смилуется над ним Аллах, приводит в своей книге «Сады праведных», что Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал:

قَالَ الشَّافِعِيُّ رَحِمَهُ اللهُ : وَيُسْتَحَبُّ أنْ يُقْرَأ عِنْدَهُ شَيْءٌ مِنَ القُرآنِ ، وَإنْ خَتَمُوا القُرآنَ عِنْدَهُ كَانَ حَسَنَاً.

«Сказал аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран». 

[Имам ан-Навави, «Сады праведных», глава 161, стр. 365]
 

Также Имам ан-Навави пишет в своей книге «аль-Маджму»:

. الثامنة : يستحب أن يمكث على القبر بعد الدفن ساعة يدعو للميت ويستغفر له نص عليه الشافعي واتفق عليه الأصحاب ، قالوا : ويستحب أن يقرأ عنده شيء من القرآن وإن ختموا القرآن كان أفضل ،

«Восьмое: Рекомендуется после завершения похорон задержаться на могиле некоторое время и делать дуа для покойного и просить для него прощения. На это указал аш-Шафии и с этим согласились его асхабы (ученики). Они сказали: «Желательно прочитать возле него (покойного) что-нибудь из Корана, а если прочитают до конца будет еще лучше»

[Имам ан-Навави,  «аль-Маджму», 5/185]

Скан страницы с книги 
 «Сады праведных»:

 

Ибн Куддама аль-Макдиси о чтении Корана возле могилы и передаче вознаграждения усопшему

Имам ханбалитов своего времени Муваффакуддин Ибн Куддама аль-Макдиси (541-620 х/1146-1223 м) сказал:

فصل القراءة عند القبر

فصل : قال : ولا بأس بالقراءة عند القبر ، وقد روي عن أحمد أنه قال : إذا دخلتم المقابر اقرءوا آية الكرسي وثلاث مرات قل هو الله أحد ، ثم قل : اللهم إن فضله لأهل المقابر . وروي عنه أنه قال : القراءة عند القبر بدعة ، وروي ذلك عن هشيم ، قال أبو بكر  : نقل ذلك عن أحمد جماعة ، ثم رجع رجوعا أبان به عن نفسه ، فروى جماعة أن أحمد نهى ضريرا أن يقرأ عند القبر ، وقال له : إن القراءة عند القبر بدعة . فقال له محمد بن قدامة الجوهري  : يا أبا عبد الله  : ما تقول في مبشر الحلبي ؟ قال : ثقة .

قال : فأخبرني مبشر ، عن أبيه ، أنه أوصى إذا دفن يقرأ عنده بفاتحة البقرة وخاتمتها ، وقال : سمعت ابن عمر يوصي بذلك . قال أحمد بن حنبل  : فارجع فقل للرجل يقرأ . وقال الخلال  : حدثني أبو علي الحسن بن الهيثم البزار ، شيخنا الثقة المأمون ، قال : رأيت أحمد بن حنبل يصلي خلف ضرير يقرأ على القبور . وقد روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال : { من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف عنهم يومئذ ، وكان له بعدد من فيها حسنات  } . وروي عنه عليه السلام { من زار قبر والديه أو أحدهما ، فقرأ عنده أو عندهما يس غفر له  }


(Раздел) Чтение возле могилы.

Нет вреда в чтении Корана возле могилы. Передано от Ахмада, что он сказал: «Когда вы входите на кладбища, то читайте «Аятуль Курси», и 3 раза суру «аль-Ихлас», затем скажите: «О Аллах, поистине воздаяние за прочитанное для обитателей могил»».

И также передано от него, что он сказал: «Чтение Корана возле могилы является новшеством». Это передано также от Хашима. Абу Бакр сказал: «Одна группа передала это от Ахмада.  Затем он отошел от этого мнения, и разъяснил это от себя». Передала одна группа, что Ахмад запретил слепому читать Коран возле могилы, и сказал ему: «Чтение Корана возле могилы является новшеством». Мухаммад ибн Куддама аль-Джавхари спросил у него: «О Абу Абдуллах, что ты можешь сказать о Мубашшире аль-Халяби?» Ахмад ответил: «Он надежный, доверенный человек». Потом Мухаммад ибн Куддама говорит: «Мне рассказал Мубашшир от своего отца, что он завещал, что бы после того как его похоронят, прочитали возле него начало суры аль-Бакара и её конец, и сказал: «Я слышал как Ибн Умар завещал это»». Тогда Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать».

Аль-Халляль сказал: «Мне рассказал Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хайсам аль-Баззар, что наш шейх надежный, доверенный». Я видел Ахмада ибн Ханбаля совершающим намаз за слепым, который читал Коран над могилой. Передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Кто войдет на кладбище и прочтет суру «Ясин», то им облегчат в этот день [наказание], и будут ему вознаграждения по количеству этих обитателей». А также передано от него, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочтет возле них или возле него «Ясин», тому будут прощены прегрешения»».


Далее Ибн Куддама сказал:

فصل أي قربة فعلها وجعل ثوابها للميت نفعه ذلك

فصل : وأي قربة فعلها ، وجعل ثوابها للميت المسلم ، نفعه ذلك ، إن شاء الله ، أما الدعاء ، والاستغفار ، والصدقة ، وأداء الواجبات ، فلا أعلم فيه خلافا ، إذا كانت الواجبات مما يدخله النيابة ، وقد قال الله تعالى : { والذين جاءوا من بعدهم يقولون ربنا اغفر لنا ولإخواننا الذين سبقونا بالإيمان  } . وقال الله تعالى : { واستغفر لذنبك وللمؤمنين والمؤمنات  } . { ودعا النبي صلى الله عليه وسلم لأبي سلمة حين مات  } ، وللميت الذي صلى عليه في حديث عوف بن مالك ، ولكل ميت صلى عليه . ولذي النجادين حتى دفنه . وشرع الله ذلك لكل من صلى على ميت { وسأل رجل النبي صلى الله عليه وسلم فقال : يا رسول الله ، إن أمي ماتت ، فينفعها إن تصدقت عنها ؟ قال : نعم  } . رواه أبو داود  . وروي ذلك عن سعد بن عبادة  . { وجاءت امرأة إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقالت : يا رسول الله ، إن فريضة الله في الحج أدركت أبي شيخا كبيرا ، لا يستطيع أن يثبت على الراحلة ، أفأحج عنه ؟ قال : أرأيت لو كان على أبيك دين أكنت قاضيته ؟ قالت : نعم . قال : فدين الله أحق أن يقضى .  } { وقال للذي سأله : إن أمي ماتت ، وعليها صوم شهر؟ ، أفأصوم عنها ؟ قال : نعم .  }

(Раздел) Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему, принесет тому пользу.

Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Аллаха. Что касается мольбы, просьб о прощении, милостыни, совершение обязательного поклонения, то я не знаю в этом разногласий, (в том случае) если эти обязательные (поклонения) являются из тех, которые принимают замещение (т.е. в которых можно заменить того, кто должен был их совершить, как например хадж). Ведь Аллах сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный»(59:10). Также Всевышний Аллах сказал: «…и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (47:19). «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил дуа Абу Саламату когда тот  умер». А также [пророк совершил дуа] умершему, над которым совершил намаз в хадисе Авфа ибн Малика, также каждому умершему, над которым совершал намаз, и для Зу ан-Наджадин и похоронил его.  Аллах установил это (дуа) на каждого кто совершил намаз над усопшим. «Один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О, посланник Аллаха, моя мать умерла, будет ли ей польза, если я раздам милостыню за нее?» Пророк ответил: «Да»». Передал это Абу Дауд. А также это передано от Са’д ибн Ибада. «Одна женщина пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросила: «О, посланник Аллаха, Всевышний Аллах обязал хадж, когда мой отец постарел, он не может удержаться на верховном животном, могу ли я совершить хадж за него?» Пророк спросил: «Если был бы у твоего отца долг, ты бы вернула его? Она ответила: «Да». Пророк сказал: «Долг перед Аллахом более заслуживает восполнения»». «А также когда у Пророка спросили: «Моя мать умерла, на ней был месяц поста, могу ли я держать пост за нее?». Он ответил «да».  

وهذه أحاديث صحاح ، وفيها دلالة على انتفاع الميت بسائر القرب ; لأن الصوم والحج والدعاء والاستغفار عبادات بدنية ، وقد أوصل الله نفعها إلى الميت ، فكذلك ما سواها ، مع ما ذكرنا من الحديث في ثواب من قرأ يس ، وتخفيف الله تعالى عن أهل المقابر بقراءته . وروى عمرو بن شعيب ، عن أبيه ، عن جده ، { أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال لعمرو بن العاص  : لو كان أبوك مسلما ، فأعتقتم عنه ، أو تصدقتم عنه ، أو حججتم عنه ، بلغه ذلك  } . وهذا عام في حج التطوع وغيره ، ولأنه عمل بر وطاعة ، فوصل نفعه وثوابه ، كالصدقة والصيام والحج الواجب .


Эти хадисы достоверные. В них имеются доказательства на то, что получает пользу умерший от остальных средств приближения, так как пост, хадж, дуа и просьба о прощении являются телесными поклонениями. Всевышний Аллах доводит пользы умершему. А также пользы от других, вместе с тем, что мы упомянули из хадиса о вознаграждении того, кто прочтет суру «Ясин» и об облегчении наказания обитателям могил из-за его чтения. Умар ибн Шуайб передал от своего отца от своего дедушки, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Амру ибн аль-Асу: «Если бы твой отец был мусульманином, и вы освободили бы рабов, раздали бы милостыню или совершили бы паломничество за него, (то все это) дошло бы до него». Это охватывает добровольный хадж и другие, так как это благое дело, и его польза и вознаграждение доходит до него, как доходит вознаграждение милостыни, поста и обязательного хаджа.

وقال الشافعي  : ما عدا الواجب والصدقة والدعاء والاستغفار ، لا يفعل عن الميت ، ولا يصل ثوابه إليه ; لقول الله تعالى : { وأن ليس للإنسان إلا ما سعى  } . وقول النبي صلى الله عليه وسلم : { إذا مات ابن آدم انقطع عمله إلا من ثلاث : صدقة جارية ، أو علم ينتفع به من بعده ، أو ولد صالح يدعو له  } . ولأن نفعه لا يتعدى فاعله ، فلا يتعدى ثوابه . وقال بعضهم : إذا قرئ القرآن عند الميت ، أو أهدي إليه ثوابه ، كان الثواب لقارئه ، ويكون الميت كأنه حاضرها ، فترجى له الرحمة .

Сказал аш-Шафии: «Кроме обязательного (ваджиб), милостыни, дуа и истигфара, не совершают ничего за покойного, и не доходит вознаграждение этого покойному, из-за слова Всевышнего Аллаха: «Человеку уготовано только то, что [заслужил] он усердием». И слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда умирает сын Адама, прерываются его деяния, кроме трех: непрекращающаяся милостыня, знания от которых получают пользу после него, и праведный сын, который делает ему дуа».  И потому что польза этого не переходит на делающего это, и не переходит воздаяние».

Некоторые ученые сказал: «Когда рядом с умершим читают Коран или отдают ему вознаграждение за это, то вознаграждение будет читающему, и покойный будет подобен присутствующему, и есть ему надежда на милость Всевышнего».

 

Преобладающее мнение в этом вопросе

Далее Ибн Куддама сказал: 

ولنا ، ما ذكرناه ، وأنه إجماع المسلمين ; فإنهم في كل عصر ومصر يجتمعون ويقرءون القرآن ، ويهدون ثوابه إلى موتاهم من غير نكير . ولأن الحديث صح عن النبي صلى الله عليه وسلم : { إن الميت يعذب ببكاء أهله عليه  } . والله أكرم من أن يوصل عقوبة المعصية إليه ، ويحجب عنه المثوبة .

«Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением мусульман, ибо это практикуется повсеместно – во все времена и во всех областях мусульмане собираются, читают Коран, и посвящают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений. Потому что в хадисе, который пришел по достоверной цепочке от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Поистине мертвого наказывают плачем его близких по нему». Аллах наиболее Благородный, чем донести до мертвого наказание за грех (например как наказание за плач близких этого мертвого) и не допускать до него воздаяние (за те благие дела которые совершили его близкие и т.д.)».

[Ибн Куддама аль-Макдиси, «Аль-Мугни», 2/225; Китаб аль-Джанаиз]



Источник: http://islamshariat.ru

 

Ибн Куддама о чтении Корана усопшему

Сказал Имам Ибн Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали (541-620 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Аль-Мугъни»: 
 
ص: 225 فصل : وأي قربة فعلها ، وجعل ثوابها للميت المسلم ، نفعه ذلك ، إن شاء الله ".. إلى أن قال: وقال بعضهم : إذا قرئ القرآن عند الميت ، أو أهدي إليه ثوابه ، كان الثواب لقارئه ، ويكون الميت كأنه حاضرها ، فترجى له الرحمة . ولنا ، ما ذكرناه ، وأنه إجماع المسلمين ; فإنهم في كل عصر ومصر يجتمعون ويقرءون القرآن ، ويهدون ثوابه إلى موتاهم من غير نكير .
 
«Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Всевышнего.… Некоторые ученые указывают, что если рядом с умершим прочитали Коран и посвятили ему вознаграждение за это, то читавший Коран получает вознаграждение за чтение, а покойный подобен слушающему, и милость Всевышнего нисходит на него. Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением всех мусульман, ибо это практикуется повсеместно - везде и всегда мусульмане собираются, читают Коран, и посвящают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений». 
 
[Ибн Куддама, «Аль-Мугни», 2/225]

 

Ученик Ибн Таймийи, Ибн Къайим о чтении Курана на могилах, а также о том, что это практика салафов

Сказал ученик Ибн Таймийи, Ибн Къайим аль-Джавзия (691-751 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «ар-Рух»:

ذكر عن جماعة من السلف أنهم أوصوا أن يقرأ عند قبورهم وقت الدفن، قال عبد الحق الإشبيلي: يروى أن عبد الله بن عمر أمر أن يقرأ عند قبره سورة البقرة، وكان الإمام أحمد ينكر ذلك أولاً حيث لم يبلغه فيه أثر ثم رجع عن ذلك.

«Передается от многих саляфов, что они завещали читать Куран во время погребения. Абдулхакк передает, что Абдуллах ибн Умар завещал читать суру аль-Бакара у его могилы. Известно, что в начале имам Ахмад отрицал это, но когда до него дошел этот риваят, то он также стал высказываться в пользу этого мнения».

 

وقال لخلال في الجامع، (كتاب القراءة عند القبور) أخبرنا العباس بن محمد الدوري، حدثنا يحيى بن معين، حدثنا مبشر الحلبي، حدثني عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج، عن أبيه قال: قال أبي: إذا أنا متُّ فضعني في اللحد وقل: باسم الله، وعلى سنة رسول الله. وشن عليّ التراب شنّا، واقرأ عند رأسي بفاتحة البقرة، فإني سمعت عبد الله بن عمر يقول ذلك، قال عباس الدوري: سألت أحمد بن حنبل، قلت: تحفظ في القراءة شيئاً؟ وفي رواية: تحفظ في القراءة على القبر شيئاً؟ فقال: لا، وسألت يحيى بن معين فحدثني هذا الحديث.

Cказал аль-Халял в «аль-Джамиъ» (книга о чтении Корана возле могил): Нам рассказал Аббас ибн Мухаммад ад-Даври, рассказал Яхья бин Муин, рассказал Мубашшир аль-Халяби, рассказал 'Абдурахмана ибн 'Аля’, который передал от своего отца: «Когда я умру ты поставь меня в лахду и скажи: «Бисмиллягьи ва аля суннати расулиллагь», и насыпь на меня землю, и прочитай около головы начало суры «аль-Бакара». Поистине я слышал, как это говорил сам Абдуллах ибн Умар (сподвижник и сын Умара ибн аль-Хаттаба)». Сказал Аббас ад-Даври: «Я спросил у Ахмада ибн Ханбала, знает ли он что-либо о чтении Корана на могилах, и он сказал, что не знает. Тогда я спросил у Яхья ибн Муина и он привел мне этот хадис».

 

قال الخلال: وأخبرني الحسن بن أحمد الوراق، حدثنا علي بن موسى الحداد وكان صدوقاً قال: كنت مع أحمد بن حنبل ومحمد بن قدامة الجوهري في جنازة، فلما دفن الميت جلس رجل ضرير يقرأ عند القبر، فقال له أحمد: يا هذا إن القراءة عند القبر بدعة، فلما خرجنا من المقابر قال محمد بن قدامة لأحمد بن حنبل: يا أبا عبد الله ما تقول في مبشر الحلبي؟ قال: ثقة، قال: كتبت عنه شيئاً؟ قال: نعم، فأخبرني، قال: أخبرني مبشر عن عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج عن أبيه أنه أوصى إذا دفن أن يقرأ عنه رأسه بفاتحة البقرة وخاتمتها وقال: سمعت ابن عمر يوصي بذلك، فقال له أحمد: فارجع وقل للرجل يقرأ.

Аль-Халлял передает, что аль-Хасан ибн Ахмад аль-Варак передал от Али ибн Мусы аль-Хаддада: «Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Куддамой аль-Джавхари, после того как покойный был похоронен, один из присутствовавших сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это и сказал ему: «О ты, поистине чтение Корана у могилы – новшество». После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: «О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?» Тот сказал: «Надежный, достоверный передатчик». Мухаммад спросил: «Написал ли ты от него что-нибудь?» Ахмад сказал: «Да». Мухаммад сказал: «Мне сообщил Мубашшир от 'Абдурахмана ибн 'Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал чтобы, когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры «аль-Бакъара» и ее конец, и он сказал: «Я слышал, как Ибн Умар сделал такое завещание». Тогда Ахмад сказал ему: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать».

[Ибн Къайим, «ар-Рух», стр. 64-65]

Также Ибн Каййим передает слова Хасана ибн Саббаха Зафарани:

وقال الحسن بن الصباح الزعفراني سألت الشافعي عن القراءة عند القبر فقال لا بأس بها 

«Я спросил у Имама аш-Шафии, он ответил: «Нет ничего предосудительного в том, чтобы на могилах читать Коран»»

[Ибн Къайим, «ар-Рух», стр. 19]

 

Сканы: