Имам аль-Куртуби о псевдосуфиях

بسم الله الرحمن الرحيم

 

Сказал Имам Абу Абдиллях аль-Куртуби аль-Малики (600-671 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в толковании аята 35, суры «Аль-Анфаль»:

 

{وَمَا كَانَ صَلاتُهُمْ عِنْدَ الْبَيْتِ إِلَّا مُكَاءً وَتَصْدِيَةً فَذُوقُوا الْعَذَابَ بِمَا كُنْتُمْ تَكْفُرُونَ}

فَفِيهِ رَدّ عَلَى الْجُهَّال مِنْ الصُّوفِيَّة الَّذِينَ يَرْقُصُونَ وَيُصَفِّقُونَ وَيُصْعَقُونَ . وَذَلِكَ كُلّه مُنْكَر يَتَنَزَّه عَنْ مِثْله الْعُقَلَاء , وَيَتَشَبَّه فَاعِله بِالْمُشْرِكِينَ فِيمَا كَانُوا يَفْعَلُونَهُ عِنْدَ الْبَيْت

Аят: «Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопанием в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими».

«…и в этом опровержение невежд из суфиев, которые танцуют, хлопают в руки, кричат. И все это запретно, очищаются от подобного здравомыслящие, и уподобляются совершающие это язычникам в том, что они делали рядом с Домом».

 

Также Имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, пишет в толковании аята 14, суры «аль-Кахф»:

 

الثَّانِيَة : - قَالَ اِبْن عَطِيَّة : تَعَلَّقَتْ الصُّوفِيَّة فِي الْقِيَام وَالْقَوْل بِقَوْلِهِ {إِذْ قَامُوا فَقَالُوا رَبّنَا رَبّ السَّمَوَات وَالْأَرْض}.

 قُلْت : وَهَذَا تَعَلُّق غَيْر صَحِيح هَؤُلَاءِ قَامُوا فَذَكَرُوا اللَّه عَلَى هِدَايَته , وَشَكَرُوا لِمَا أَوْلَاهُمْ مِنْ نِعَمه وَنِعْمَته , ثُمَّ هَامُوا عَلَى وُجُوههمْ مُنْقَطِعِينَ إِلَى رَبّهمْ خَائِفِينَ مِنْ قَوْمهمْ ; وَهَذِهِ سُنَّة اللَّه فِي الرُّسُل وَالْأَنْبِيَاء وَالْفُضَلَاء الْأَوْلِيَاء . أَيْنَ هَذَا مِنْ ضَرْب الْأَرْض بِالْأَقْدَامِ وَالرَّقْص بِالْأَكْمَامِ وَخَاصَّة فِي هَذِهِ الْأَزْمَان عِنْد سَمَاع الْأَصْوَات الْحِسَان مِنْ الْمُرْد وَالنِّسْوَان ; هَيْهَاتَ بَيْنهمَا وَاَللَّه مَا بَيْن الْأَرْض وَالسَّمَاء . ثُمَّ هَذَا حَرَام عِنْد جَمَاعَة الْعُلَمَاء , عَلَى مَا يَأْتِي بَيَانه فِي سُورَة لُقْمَان إِنْ شَاءَ اللَّه تَعَالَى . وَقَدْ تَقَدَّمَ فِي " سُبْحَان " عِنْد قَوْله : {وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْض مَرَحًا}  [ الْإِسْرَاء : 37 ] مَا فِيهِ كِفَايَة . وَقَالَ الْإِمَام أَبُو بَكْر الطَّرَسُوسِيّ وَسُئِلَ عَنْ مَذْهَب الصُّوفِيَّة فَقَالَ : وَأَمَّا الرَّقْص وَالتَّوَاجُد فَأَوَّل مَنْ أَحْدَثَهُ أَصْحَاب السَّامِرِيّ ; لَمَّا اِتَّخَذَ لَهُمْ عِجْلًا جَسَدًا لَهُ خُوَار قَامُوا يَرْقُصُونَ حَوَالَيْهِ وَيَتَوَاجَدُونَ ; فَهُوَ دِين الْكُفَّار وَعُبَّاد الْعِجْل , عَلَى مَا يَأْتِي .

 

 «…второе: сказал Ибн `Атия: Суфии связали вставание и слово, с аятом «…когда они встали и сказали: «Господь наш – Господь небес и земли...»

Я же говорю: это связывание не верно, эти встали и упомянули Аллаха в Его истине, и возблагодарили за то, что он дал им из благодати, затем ушли, куда глаза глядят, оторвавшиеся к своему Господу, боясь своего народа. Это путь Аллаха в посланниках, пророках, и в лучших праведниках. И где же это от ударения ногами об землю, и танцев, особенно как в наше время, слушая красивые голоса безбородых и женщин? Какая же большая разница между ними, клянусь Аллахом, как между небом и землей. И поэтому это запрещено по мнению джамаата ученых…»

«…И сказал имам Абу Бакр ат-Тарсуси, когда его спросили о мазхабе суфиев, он сказал: «Что же касается танцев и экстаза, первый кто внес это были товарищи Самири, Когда он сделал для них теленка, из тела которого донесся рев, они встали и стали танцевать вокруг него, достигая экстаза, и это религия неверных, и поклоняющихся теленку…».

 

 

Имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, пишет в толковании аята 90-93, суры «Та Ха»:

 

وَإِنَّمَا كَانَ يَجْلِس النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَعَ أَصْحَابه كَأَنَّمَا عَلَى رُءُوسهمْ الطَّيْر مِنْ الْوَقَار ; فَيَنْبَغِي لِلسُّلْطَانِ وَنُوَّابه أَنْ يَمْنَعهُمْ عَنْ الْحُضُور فِي الْمَسَاجِد وَغَيْرهَا ; وَلَا يَحِلّ لِأَحَدٍ يُؤْمِن بِاَللَّهِ وَالْيَوْم الْآخِر أَنْ يَحْضُر مَعَهُمْ , وَلَا يُعِينهُمْ عَلَى بَاطِلهمْ ; هَذَا مَذْهَب مَالِك وَأَبِي حَنِيفَة وَالشَّافِعِيّ وَأَحْمَد بْن حَنْبَل وَغَيْرهمْ مِنْ أَئِمَّة الْمُسْلِمِينَ

 В продолжении ответа Абу Бакра ат-Тарсуси:

«…и поистине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел со своими сподвижниками не иначе как будто на их головах птицы, с достоинством, поэтому султану и его заместителям необходимо препятствовать им вхождение в мечети и другие места, и не дозволено никому, тому кто верит в Аллаха и в Судный день посещать их, и поддерживать их в лжи. Это мазхаб Малика, Абу Ханифы, аш-Шафии, Ахмада бин Ханбала и других имамов мусульман…».

[Абу Абдиллях аль-Куртуби, «Аль Джамиъу ли Ахкамиль Куран»]

 

Сказал Ибн Хаджар Аль-Аскалани (773-852 г.х.) в книге «Фатхуль Бари би Шархи Сахихиль Бухари»:

 

قال وأما ما ابتدعه الصوفية في ذلك فمن قبيل ما لا يختلف في تحريمه لكن النفوس الشهوانية غلبت على كثير ممن ينسب إلى الخير حتى لقد ظهرت من كثير منهم فعلات المجانين والصبيان حتى رقصوا بحركات متطابقة وتقطيعات متلاحقة وانتهى التواقح بقوم منهم إلى أن جعلوها من باب القرب وصالح الأعمال وأن ذلك يثمر سني الأحوال وهذا على التحقيق من آثار الزندقة وقول أهل المخرقة والله المستعان أه

Он (Имам Аль-Куртуби) сказал: «То же, что привнесли суфии в это, не вызывает в хараме (запретности) этого разногласий, однако телесные предпочтения взяли верх над теми кто относит себя к добру, пока не появилось меж ними действия сумасшедших и детей, пока они не стали двигаться в синхронных движениях двигаясь одинаково, повторяя друг за другом. А закончилось это наглостью с их стороны, когда они назвали эти действия, приближением к Аллаху и праведными делами. На самом же деле, это только плодоносит плохими делами, и после нашего исследования, это оказалось наследием зиндиков (еретиков) и словом глупцов, а Аллах тот у кого мы просим содействия….».

[Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатхуль Бари», шарх 907 хадиса «Сахих аль-Бухари»]

 

Различие между Суфиями и лжесуфиями Многие заблуждаются разными внушениями шайтана, он стимулирует у них разные грехи, и внушает в них, что типа эти грехи будут прошены, так как Всевышний их типа любит и что типа все зависит только от того, что в сердцах людей находится, а не в делах . Мужчины перестали даже молиться, девушки ходят не в полном Хиджабе и многое другое, а когда у них спрашивают, почему так, то они отвечают, это суфизм, Бог нас понимает, Намаз и Хиджаб для вас, а не для нас, у каждого есть свои законы, у каждого есть свои причины. О каком суфизме здесь идет речь? Если о лжесуфизме, то уже все понятно. Поэтому надо различать между Суфиями и лжесуфиями. Если в пустыне какие-то мусульмане умирают от голода и находят свинину, эта свинина не становится Халялем. Харам остается Харамом, а просто в Судный День Всевышний уменьшит грех от употребления в пищу этой свинины каждому как Он захочет, и может быть Он и простит, но люди после того, как они покушали, чтобы не умереть должны просить у Бога прощения. Но Суфии бы никогда не кушали свинину, даже если умрут от голода, так как свинина запрещена Всевышним, и они от любви к Нему согласны умереть, чем сделать то, что Ему не угодно. Суфизм это не только соблюдение всего, что необходимо и желательно, это не только отдаление от грехов и нежелательных дел в Исламе, а это ещё направление больших усилий, чтобы получить любовь Всевышнего. Всевышний Аллах сказал в Хадисе Кудсы: «Не перестанет Мой РАБ приближаться ко Мне по средством дополнительного поклонения до тех пор пока Я не полюблю его. А если же я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слушать, его глазами, которыми он будет видеть, его ногами которыми он будет передвигаться, если он о чем-то попросит Меня, Я непременно дам ему это, если он попросит у Меня помощи, Я непременно дам ее ему! ». (Аль Бухари 6137) Т.е. человек станет Велий (Святым). Также Пророк, благословение Бога ему и приветствие, сказал: «Если Всевышний Аллах полюбит кого-то из своих рабов, Он обратится к Джибриилю говоря:". Поистине Аллах полюбил этого раба и ты полюби же его "И Джибрииль полюбит его Затем Джибрииль обратится к обитателям небес (Ангелам), говоря: ". Поистине Всевышний Аллах полюбил этого раба и вы полюбите его!" и они полюбят его И так до тех пор пока не дойдет до обитателей земли ".. (Аль Бухари 5693, Муслим 2637). Этот Хадис тоже про Велий (Святых). И так мы можем понимать, что Суфизм это путь к Святости. Этот путь один из прекрасных путей для приближения к Всевышнему. Даже если человек не станет Святым, то он этим путем может подняться выше многих мусульман, только он должен быть осторожен в том, чтоб не стал лжесуфистом, иначе тогда может только отдалиться от Бога. Просим у Всевышнего Бога, чтоб Он показал нам Истину истиной и ложь ложью, и чтоб Он простил наши грехи и принял нас в Рай без мучения в Аду. Аль-Джунайд Бен Мухаммед Аль-Каварири (умер 298г.х.), согласие Бога над ним, один из самых ярких истинных Суфиев, говорил: - "Суфизм - это когда Всевышний умертвляет тебя от себя и даёт тебе жить Им ", т.е. человек перестанет думать о себе, а живёт только по Шариату. - "Путь к Всевышнему закрыт для Его творенных, кроме как для тех, кто пошли полностью по пути Его Пророка, благословение ему и приветствие", т.е. выполняют все, что Пророк, благословение ему и приветствие приказал, и отдаляются от всего, что он запрещал. - "Если человек будет идти к Всевышнему миллион лет, а потом на секунду остановится, то, что он потерял за эту секунду больше чем то, что он приобрёл ", т.е. человек не должен думать, что вот я делаю много хороших дел -. это мне достаточно . Известно, что в Исламе нежелательно человеку отдалятся от мусульман и жить одному, ТАК КАК В Таких случаях шайтану становится ЛЕГКО заблудить ЕГО ИЛИ ЕГО В бросать разные грехи НО Суфии когда отходят от людей, они отходят, чтобы отходить от всего мирского, чтобы быстрее приближаться у Всевышнему, чтобы никто им не мешал когда они все время молятся, читают Зикры и соблюдают пост. (Что называется Хильве, как Пророк Мухаммед, благословение Бога ему и приветствие, уходил в пещеру на 40 дней и получил Пророчество). Единственный метод у шайтана чтобы заблудить их, это показать им разные типа Карамет (чудеса), чтоб они перестали молиться, поститься и Зикр читать. Абдель Кадер Аль-Джиляни, помилует Бог его, любил выходить за пределы города в пустыню молиться. Однажды во время Намаза, он услышал голос с небес, что "я твой бог, ты можешь уже делать все, что ты хочешь, так как я простил тебе все грехи, которые были у тебя, и которые будут у тебя" Абдель Кадер Аль- Джилани, помилует Бог его, сказал голосу. "Ты врёшь", так как он знает, ЧТО Харам остается Харамом ДЛЯ Всех ИЗ-за этого мы поймём, что надо сначала знать и понимать религию, а потом идти в Суфизм, чтоб мы не стали лжесуфиями. Суфии - это мусульмане, которые кроме обязательных (Фард) и желательных по Сунне (Сунна Мухаммеда, мир ему и благословение) дел, ещё соблюдают дополнительные определенные Зикры или молитвы, и поставили такие задачи как минимально выполняемые каждый день обряды, и это называется метод (Тарикат), чтобы приближаться к Богу и заслужить Его любовь и получить Его согласие. Суфизм как термин появился после Пророка Мухаммеда, благословение ему и приветствие. Но Суфии были ещё и до Пророка Мухаммеда, благословение ему и приветствие, а в его время были Ахлю Аль-Сафа, согласие Бога над ними. Слова учёных, которые жили в первые 3-х века (Салафов) о Суфизме: В книге "Аль -Дер Аль-Мухтар ", которая считает основой Ханафитского Мазхаба, написано, что Аба Али Аль-Даккак взял Тарикат у Абази, который взял его от Аль-Шабли, от Сакти, от Кархи, от Аль-Таи, который взял и науку и Тарикат у Аби Ханифы (умер 150г.х.), согласие Бога над ним. Трудно сомневаться в этой истории, когда мы знаем, что эта книга очень ценная у всех ханафитских учёных, т.е. все её читали, и ни один из них не выразил своё сомнение в этой истории. Имам Малик (умер 179г.х.), согласие Бога над ним, сказал: - "тот, кто получил религиозные знания и не становился суфием, становился грешником. А тот, кто стал Суфием и не получил религиозные знания стал лицемером. А тот, который стал суфием и алимом, то стал на правильный путь ". ("Хашия Аль-Аллама Али Аль-Адави" и в "Шарах Айн Аль-Елм ва Зайн Аль-Хелм»). Имам Аль-Шафеи (умер 204г.х.), согласие Бога над ним, сказал: - "Суфизм без религиозных знаний - сумасшедшие, а религиозные знания без Суфизма - сухость "(" Манекеб Аль-Шафеи ") - "Мне понравились три вещи в этой жизни: 1 - Бросать излишние, 2 - относиться к людям милосердно, 3 - идти по дороге Суфиев " ("Кашф Аль-Хафаа" Имам Аль-Ажлуни). Имам Ахмед Бен Ханбаль (умер 241г.х.), согласие Бога над ним, говорил своему сыну - до того, как он познакомился с Суфизмом: "О сын, придерживайся Хадисов, и не сиди с Суфиями, может быть кто-то из них невежда в законах Ислама " - после того, как он подружил с Аба Хамза Аль-Багдади (Суфий): "О сын, сиди с Суфиями, так как они добавляли нам знания, наблюдательность, богобоязненность, отрешённость от жизненных проблем и силу воли "(" Танвир Аль-Кулуб ")

Имам Шафии о псевдосуфиях



Имам Абу Бакр аль-Байхаки пишет в своей книге «Манакиб аш-Шафии»: "Сообщил нам Абу Абдуллах аль-Хафиз, который сказал: "Я слышал, как Абу Мухаммад Джа'фар ибн Мухаммад ибн аль-Харис сказал: "Я слышал, как Абу Абдуллах аль-Хусайн ибн Мухаммад ибн аль-Бахр сказал: "Я слышал, как Юнус ибн Абдуль-А'ля сказал:

أخبرنا أبو عبد الله الحافظ قال: سمعت أبا محمد جعفر بن محمد بن الحارث يقول: سمعت أبا عبد الله: الحسين بن محمد بن بحر يقول: سمعت يونس بن عبد الله الأعلى يقول: سمعت الشافعي يقول: لو أن رجلاً تصوَّف من أول النهار لم يأت عليه الظهر إلا وجدته أحم

Я слышал, как аш-Шафи'и сказал: «Если человек в начале дня станет суфием, то до наступления обеда ты обнаружишь его умалишённым».


Далее имам аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) поясняет слова имама аш-Шафии:

قلت: وإنما أراد به من دخل في الصوفية واكتفى بالاسم عن المعنى , وبالرسم عن الحقيقة , وقعد عن الكسب , وألقى مؤنته على المسلمين , ولم يبال بهم , ولم يرع حقوقهم ولم يشتغل بعلم ولا عبادة , كما وصفهم في موضع آخر . . . لا يكون الصوفي صوفيا حتى يكون فيه أربع خصال : كسول أكول نؤوم كثير الفضول .

وإنما أراد به ذم من يكون منهم بهذه الصفة , فأما من صفا منهم في الصوفية بصدق التوكل على الله عز وجل واستعمال آداب الشريعة في معاملته مع الله عز وجل في العبادة , ومعاملته مع الناس في العشرة , فقد حكي عنه أنه عاشرهم وأخذ عنهم

«Я говорю: он имел в виду тех, кто вошёл в суфизм и довольствовался лишь именем и внешней формой без истинной сути суфизма. Тех, кто уклонился от работы и бросил свои проблемы на мусульман, не думал о них, и не исполнял обязанности по отношению к ним, и не приобрел знания, и не занимался поклонением подобающим образом. А также он описал подобных суфиев в другом месте следующим образом: «Не будет суфий суфием, пока не соберутся в нём четыре качества: ленивость, обжорство, сонливость, излишество». 

Здесь он критикует тех, кто обладает подобными качествами. Что же касается истинных суфиев, которые искренни в уповании на Аллаха и в следовании этике Шариата, будь то в поклонении Аллаху или же в отношениях с людьми - то было рассказано от него, что он дружил с такими суфиями и получил от них пользу».

[аль-Байхаки, «Манакиб аш-Шафи'и», 2/207, 208. Изд. Дар ат-Тарас]

 

Имам Джалалуддин Суюти о суфизме и суфиях

 

Сказал великий факих и суфий, мухаддис и муфассир, Имам Джалалуддин ас-Суюти аш-Шафии (849-911 г.х.), да смилуется над ним Всевышний Аллах, в своей книге «Тайиду аль-хакикати аль-алийя»:

 

قال العلامة  الحافظ جلال الدين السيوطي رحمه الله تعالى في كتابه ((تأييد الحقيقة العلية وتشييد الطريقة الشاذلية)): (إعلم أن علم التصوف في نفسه علم شريف، وإِن مداره على اتباع السنة وترك البدع ، والتبرِّي من النفس وعوائدها وحظوظها وأغراضها ومراداتها واختياراتها، والتسليمِ لله، والرضى به وبقضائه، وطلبِ محبته، واحتقارِ ما سواه.. وعلمتُ أيضاً أنه قد كثر فيه الدخيل من قوم تشبهوا بأهله وليسوا منهم، فأدخلوا فيه ما ليس منه، فأدى ذلك إِلى إِساءة الظن بالجميع، فوجَّه أهلُ العلم للتمييز بين الصنفين ليُعلمَ أهل الحق من أهل الباطل، وقد تأملتُ الأمور التي أنكرها أئمة الشرع على الصوفية فلم أرَ صوفياً محقِّقَاً يقول بشيء منها، وإِنما يقول بها أهل البدع والغلاةُ الذين ادَّعَوْا أنهم صوفية وليسوا منهم)  تأييد الحقيقة العلية وتشييد الطريقة الشاذلية ص57. للعلامة جلال الدين السيوطي.

«Знай, поистине, суфизм сам по себе - наука, достойная почитания, его стержень - следование Сунне и отказ от нововведений, отход от плоти и ее привычек, корысти, желаний и воли, подчинение Аллаху и довольство Его решениями, поиск Его Любви и унижение всего остального, я знаю, что много в нем самозванцев, выдающих себя за его приверженцев, которыми они не являются. Они привнесли в суфизм то, что к нему не относится, что привело к плохому мнению обо всех суфиях, и наши ученые приложили немало усилий, чтобы отделить эти две категории, чтобы люди Истины были известны, чтобы их можно было отличить от людей лжи. Я подумал над всеми вопросами относительно того, что имамы говорят в адрес суфиев, но я не видел истинного суфия, утверждающего что-либо из противозаконного. Это утверждают только еретики и фанатики, считающие себя суфиями, хотя они вовсе не из них».

 

[Имам ас-Суюти, «Тайиду аль-хакикати аль-алийяти ва ташйиду тарикати шазалияти», (Подтверждение возвышенной истины и укрепление шазалийского тариката), стр. 57]

 

Шейх Шуайб-афанди аль-Багини о преднамеренных телодвижениях во время зикра

Автор: Махди Шамсуддин

Многим, читающим эту статью, наверное, приходилось видеть - если не в живую, так по ТВ, - громкий зикр чеченских суфиев братства Кунта-Хаджи, являющегося ветвью знаменитого тариката Кадирия. Отличительной чертой исполнения зикра Кунта-Хаджи является танец и неистовый бег по кругу поминающих Бога. И это представляется странным, так как изначально танцы и кружения в суфийском тарикате шейха Абдул-Кадира аль-Джилани, да смилуется над ним Аллах, запрещены, если телодвижения эти, совершаемые поминающими Аллаха, не являются результатом потери ими самоконтроля. В этом отношении представляют собой интерес слова одного из больших накшбандийских шейхов, Шуайба аль-Багини ад-Дагистани, да смилуется над ним Аллах, который связывает кружения и танцы суфиев (в частности суфиев Кунта-Хаджи) с распространением лжешейхов на территории Дагестана и Чечни в конце 19-го в. начале 20-го столетия.


Шейх Шуайб-афанди ибн Идрис аль-Багини ад-Дагистани ан-Накшабанди (1274-1330 х/1853-1909 м) в своей книге, посвященной биографиям имамов накшбандийского тариката "ат-Табакату ан-Накшбандия", затрагивая тему муташейхов (лжешейхов), в частности пишет:

ورئيس هؤلاء المتشيخين الحاج عمر العندي ، ووكيله الحاج عمر الهچوي القراخيّ ، ووزرائه ابراهيم البهندي الهندي و محمدالليلي وغزيوا الخنزخيّ وأحزابهم ، والمتشيخ المستقل وأكبرهم المستقل المفسد الذي يتملك الدنيا علي الناس الحاج محمد الهچدي .

وهؤلاء يدّعون أن الشيخ كنت أمرهم بالرقص والدوران ، ولم يَعلَم هؤلاء المساكين أن الرقص والدوران إنما يكون لمن غيب عليه حاله كما مر . والعجب منهم أنهم يدّعون أنهم قادريّون ، ولا يعلمون ولا يتفكرون هل نقل الغوث الأعظم عبد القادر الجيلاني وأتباعه الرقص؟ والله لم يفعل الغوث الأعظم الرقص والدوران؛ ولو مرة واحدة . وإن كانوا قادريين ، لِمَ لا يتبعونه ، وفي أفعاله وأحواله لم لا يقتدونه  إنالله وإنا إليه راجعون . وإنما الرقص والدوران فيه باختيارهم لا بسطوة الحال ، ورقص ودوران الشيخ كُنت إنما كانا لا باختياره ، بل بسطوة حاله . وأقوال المشايخ إذا غلبت عليهم حالهم مسلّمة ،كما في الكتب الصوفية ، وأما بالاختيار فلا ؛ لأنه يشبه رقص أهل اللعب والمزمار ، واللعب عندالله تعالى ممنوعة ، فالرقص والدوران عند المشايخ مذمومة .

وأما ما يقولونه إن الملائكة يرقصون حول العرش ، ويوردون له حديثاً!! فحديثه غير ثابت ، ولو كان ضعيفاً ، وإن سلّمنا ضعفه ، لا يمكن لنا العمل به لأن أحوالنا وأفعالنا لا يقاس بأحوال وأفعال الملائكة الكرام لأنهم معصومون ، ومن كل الذنوب محفوظون ، وليس عليهم تكليف في أفعالهم إلا في اعتقادهم .

"И глава этих муташейхов - Хаджи Умар аль-Инди, заместителем которого является Хаджи Умар аль-Кархи, а вазирами - Ибрахим аль-Баганди аль-Гинди, Мухаммад аль-Лейли, Газви аль-Ханзахи и все партии их. Однако самый большой муташейх - это Хаджж Мухаммад аль-Гадчи - человек, живущий за счет обмана доверившихся ему людей.

Все эти люди заявляют, что шейх Кунта наказал им кружения во время исполнения зикра. Однако не ведают эти бедолаги, что кружения и телодвижения, схожие в чем-то с танцем, могут считаться законными и оправданными только в случае потери человека контроля за своими чувствами и действиями во время поминания Аллаха по причине преобладания над разумом его сильного духовного состояния (халь).

Поистине, удивительно, что люди эти позиционируют себя, как Кадирийя и даже не задаются вопросом: действительно ли передавали сам имам Абдул-Кадир, а также ученики его наказ сопровождения зикра кружением и танцем? Клянусь Аллахом, не было такого, чтобы великий шейх Абдул-Кадир кружился или танцевал хотя бы даже один раз! И если люди эти притязают на то, чтобы называться и быть Кадирийя - тогда почему не следуют они наказам основателя этого братства, не желая брать для себя в качестве примера дела его и духовные состояния? Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун. Ведь все эти кружения совершаются ими по причине свободного выбора их; без того, чтобы вызваны они были преобладанием духовного экстатического состояния над чувствами и разумом поминающих. Между тем как кружение или телодвижения шейха Кунта случались с ним не по свободному волеизволению его, а непроизвольно, будучи обусловленными властью над разумом его сильного духовного состояния. Поэтому слова шейхов, высказанные ими в состоянии мистического экстаза (по причине потери ими разума) могут быть приняты и оправданы, как сказано об этом в суфийских книгах. Однако нет никаких извинений подобным изречениям, если высказаны они были в момент присутствия разума. Итак, танец или кружения не могут быть приняты, если совершаются произвольно - посредством свободной воли человека, - когда в силах он контролировать ситуацию, так как в таком случае телодвижения эти ничем не будут отличаться от танца и кружений ищущих забав и проводящих свое время в танцах и слушании свирели. Ведь запретил Всевышний Аллах такую забаву. Поэтому и порицают суфийские шейхи танцы и кружения некоторых суфиев.

Что же касается далиля, который приводят они в оправдание танцев своих (а это слова хадиса о кружении и танцах ангелов вокруг Арша (Трона) Всевышнего Аллаха), то хадис этот не установленный. И даже если допустить, что "хабар" этот слабый - все равно нельзя опираться на него, доказывая дозволенность кружений, так как нельзя сравнивать духовные состояния и действия ангелов с действиями и состоянием человека по причине абсолютной безгрешности первых, на которых не возлагаются такалиф (обязанности Шариата), хотя они и являются мукалляфами в том, что касается акыды".

[Шуайб аль-Багини, «ат-Табакат аль-хаваджакан ан-Накшабандийя ва садат аль-машаих аль-Халидийя аль-Мухаммадийя», стр. 419-420. Дамаск: Даруль Нуъман лиль-Улюм: 1417/1996]

 

Имам Шатыби о суфиях из числа Ахлю Сунна

Сказал великий ученый усуля Абу Исхак аш-Шатыби (ум. 790 г.х.) в книге «аль-И`тисам»:

 

فصل الوجه الرابع من النقل

 ما جاء في ذم البدع وأهلها عن الصوفية المشهورين عند الناس . وإنما خصصنا هذا الموضع بالذكر وإن كان فيما تقدم من النقل كفاية ، لأن كثيراً من الجهال يعتقدون فيهم أنهم متساهلون في الاتباع ،وأن اختراع العبادات والتزام ما لم يأت في الشرع التزامه مما يقولون به ويعملون عليه ، وحاشاهم من ذلك أن يعتقدوه أو يقولوا به ، فأول شيء بنوا عليه طريقتهم اتباع السنة واجتناب ما خالفها حتى زعم مذكرهم ، وحافظ مأخذهم ، وعمود نحلتهم ، ( أبو القاسم القشيري ) أنهم إنما اختصوا باسم التصوف انفراداً به عن أهل البدع ، فذكر أن المسلمين بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم لم يتسم أفاضلهم في عصرهم باسم علم سوى الصحبة إذ لا فضيلة فوقها ، ثم سمي من يليهم التابعين ، ورأوا هذا الاسم أشرف الأسماء ، ثم قيل لمن بعدهم أتباع التابعين . ثم اختلف الناس وتباينت المراتب ، فقيل لخواص الناس ممن له شدة عناية من الدين الزهاد والعباد . قال : ثم ظهرت البدع وادعى كل فريق أن فيهم زهاداً وعباداً فانفرد خواص أهل السنة المراعون أنفسهم مع الله الحافظون قلوبهم عن الغفلة باسم التصوف . هذا معنى كلامه ، فقد عد هذا اللقب مخصوصاً باتباع السنة ومباينة البدعة . وفي ذلك ما يدل على خلاف ما يعتقده الجهال ومن لا عبرة به من المدعين للعلم

«Глава. Четвертый путь передач того, что пришло в порицании ереси и ее приверженцев от суфиев, известных среди людей.

Мы выделили этот пункт упоминанием, хотя то, что было сказано ранее из передач было достаточно, потому, что многие из невежд убеждены в них (суфиях) как о тех, кто делает послабления в следовании Сунне, и что изменение поклонения и приверженность к тому, что не пришло в шариате, приказ придерживаться этого является их деяниями и словами.

Упаси их от такого убеждения или слова. Так первая вещь на которой они основали свой путь - это следование Сунне и остережение от того, что ей противоречит, вплоть до того, что их летописец, хранитель их источника и опора вероубеждений Абуль Касим аль-Кушайри утверждает, что они выделились именем тасаввуфа для отделения от еретиков.

И он упомянул, что мусульмане после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  не назывались лучшие из людей именем, кроме как наименованием «сахабы», так как не было выше их.

Затем тех, кто пришли за ними называли «табиины», и их наименование было самое благородное, затем шли «табиу табиины».

Затем люди разошлись и стали ясны степени людей, и говорили о единицах, кто сильно придерживался религии - аскеты, усиленно поклоняющиеся.

Затем появились приверженцы ереси, и каждая группа называли себя аскетами и усиленно поклоняющимися.

И тогда выделились единицы Ахлу-с-Сунна которые хранят свои души с Аллахом, ограждающие свои сердца от беспечности именем тасаввуфа (суфизма). Это смысл его речи.

И он посчитал это обозначение персональным для следующих Сунне и отделившихся от ереси. И в этом то, что указывает на обратное, вероубеждениям невежд и тех с кем не считаются из претендующих на знание».

[Имам аш-Шатыби, «Аль-И`тисам», стр. 41]

 

Шейх Рамазан аль-Бути, о действиях некоторых псевдосуфиев.

 

Шейх Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути, один из великих ученных и суфиев нашей эпохи, да продлит Аллах его жизнь, в своей книге «Фикху с-Сира»пишет относительно действий некоторых псевдосуфиев:

كلمة عن حديث أبى بكر وما اختلقه البعض من زيادة فيه، ليسوغوا بها بدعة من أهم البدع المحرمة:

ذكرنا الحديث الذي رواه الترمذي وأبو داود، عن تقديم أبى بكر ماله كله للرسول صلى الله عليه وسلم، وأنه أجابه صلى الله عليه وسلم حينما سأله: وما أبقيت لأهلك؟: أبقيت لهم الله ورسوله .

Слово о хадисе Абу Бакра, разияллаhу `анhу, и о выдуманном добавлении к нему некоторыми, чтобы обосновать этим одно из самых запрещенных новшеств.

Ранее мы упомянули хадис переданный ат-Тирмизи и Абу Даудом, о том как Абу Бакр передал все свои средства Посланнику Аллаха, салляллаhу `алеиhи ва саллям, и то, что он ему, салляллаhу `алеиhи ва саллям ответил, когда тот спросил: «А что ты оставил своей семье?»

وقد اختلق بعضهم زيادة على الحديث: أن النبي صلى الله عليه وسلم قال له: يا أبا بكر إن الله راض عنك فهل أنت راض عن الله ؟ فاستفزه السرور والوجد، وقام يرقص أمام رسول الله صلى الله عليه وسلم قائلاً: كيف لا أرضى عن الله ؟! .. ثم ذهبوا يجعلون من هذه الزيادة المختلقة دليلاً على مشروعية الرقص و الدوران في حلق الذكر على نحو ما يفعل (المولوية) وطوائف أخرى من المتصوفة.

И выдумали некоторые из них добавление на хадис, что Пророк салляллаhу `алеиhи ва саллям сказал ему: «О Абу Бакр, поистине Аллах доволен тобой, доволен ли ты Аллахом?». И тогда радость охватила его и экстаз и он стал танцевать перед Пророком, салляллаhу `алеиhи ва саллям, говоря: «Как я могу быть недовольным Аллахом?».

Затем они стали делать из этого добавления довод в установленности танца и кружения в кружке зикра, так как это делают мавлавиты и другие группы суфиев.

فأما الدليل الذي يستندون إليه، فهو دليل مختلق كما ذكرت. ولم يثبت في حديث صحيح ولا ضعيف أن أبا بكر قام بفعل ذلك بين يدي رسول الله صلى الله عليه وسلم. كل ما ورد في الأمر هو ما ذكرته من نص حديث الترمذي والحاكم وأبى داود، على ما فيه من احتمالات الضعف التي بينتها في تخريج الحديث.

وأما المدلول فلا نقول: أنه لم يثبت دليلاً عليه، بل الحق الذي ينبغي أن يقال: إن الدليل قد ثبت على حرمته. وإليك بيان ذلك.

Что касается довода, на который они ссылаются, то это выдуманный довод, как я упомянул, и не установлено ни в одном достоверном, ни в слабом хадисе, что Абу Бакр делал такое перед Пророком, салляллаhу `алеиhи ва саллям…

Что касается обосновываемого деяния: мы не говорим, нет в нем довода. Однако правда, которую нам надо сказать: установленный довод есть в запрещенности этого. И далее разъяснение этого.

أجمع الأئمة على أن الرقص محرم، إن كان مع التثني، واتفق الجمهور على أنه مكروه إن كان بدون ذلك، فإدخال الرقص - مهما كانت كيفيته - في ذكر الله تعالى، إقحام لما هو مكروه أو محرم في عبادة مشروعة، وتحويل له بذلك إلى عبادة يتقرب بها إلى الله تعالى دون أي دليل عليها، أو على أنها قد خرجت عن الكراهة أو التحريم.

Имамы единогласны на том, что танец запрещен, если он с жеманством, и единогласно большинство, что нежелателен, в других случаях. Введение же танца в поминание Всевышнего Аллаха, какой бы он не был, это привнесение нежелательного или запрещенного в установленное поклонение и изменение поклонения, которое приближает к Аллаху Всевышнему, не имея никаких на то доказательств. Или утверждая, в этом случае оно перестает быть нежелательным или запрещенным.

أضف إلى ذلك ما يتلبس به حال هؤلاء ( الذاكرين ) من التفوه بأصوات ليس من ألفاظ الذكر في شيء، وإنما هي حمحمات وهمهمات تصّاعد من حلوقهم، ليتكون منها دويّ متناسق معين ينسجم مع تواقيع المنشدين والمطربين، فتحدث بذلك مزيداً من النشوة و الطرب في النفوس. فكيف يكون هذا ذكراً لله تعالى كالذي أمر الله به والذي كان يفعله رسول الله صلى الله عليه وسلم وأصحابه؟! .. وكيف يكون هذا العمل عبادة، والعبادة كما تعلم - هي ما شرعه الله تعالى في كتابه أو سنة رسوله - لا يزاد عليها ولا ينقص منها ؟!..

К этому прибавилось то во что переходит состояние этих «упоминающих» из произношения звуков не являющихся словами зикра абсолютно, и это лишь бормотание, рычание, выходящее из их глоток, чтобы образовать из этого определенный гармоничный шум соответствующий ритму мунашидов и бьющих в бубен. Что повышает в телах их самих возбуждение и опьянение.

Как же это может быть зикром Аллаха Всевышнего, который он нам приказал, и который совершал Посланник Аллаха, салляллаhу `алеиhи ва саллям, и его сподвижники?

И как это деяние может быть поклонением, а поклонение как ты знаешь, это то что установил Аллах Всевышний в своей Книге и Сунне Своего Посланника – не прибавляя к этому и не убавляя ничего?!

واعلم أن هذا الذي نقوله، هو ما أجمع عليه علماء الشريعة الإسلامية في مختلف العصور، لم يشذ عنها إلا قلة من مبتدعة شرعوا من الدين ما لم يأذن به الله، فكم من محرمات استحلوها ومن موبقات ارتكبوها، باسم الوجد والتواجد آناً. وباسم الإنعتاق من ربقة التكاليف آناً آخر.

Знай же, то, что я говорю, это то на чем сошлись ученные исламского шариата в разные эпохи, не откололись от них, кроме как малая часть еретиков, установивших в религии, то, что не разрешал Аллах. Сколько же из запрещенного они дозволили и сколько больших грехов они совершили, одни прикрываясь экстазом, другие прикрываясь именем вышедших их категории дееспособных.

وإليك ما يقوله في هذا إمام من أجل أئمة المسلمين ديناً وعلماً وورعاً وتصوفاً وهو العز ابن عبد السلام:

»وأما الرقص و التصفيق فخفة ورعونة مشبهة لرعونة الإناث، لا يفعلها إلا راعن أو متصنع كذاب، كيف يتأتى الرقص المتزن بأوزان الغناء ممن طاش لبه وذهب قلبه، وقد قال صلى الله عليه وسلم: ( خير القرون قرني ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم ) ولم يكن واحد من هؤلاء الذين يقتدون بهم يفعل شيئاً من ذلك»

ويقول مثل هذا الكلام ابن حجر ( الهيتمي ) أيضاً في كتابه: «كف الرعاع»، وابن عابدين في حاشيته المشهورة المعتمدة عند السادة الأحناف، مفرقاً بين الوجد القاهر والتواجد المصطنع

Вот, что говорит в этом, имам из величайших имамов мусульман в религии, знании, богобоязненности, тасаввуфе, Аль-`Изз ибн `Абдуссалам:

«Что же касается танца и хлопания руками – то это легкомыслие и безрассудство, подобно безрассудству женщин. Не делает это никто кроме глупцов и лживых показушников. Как это можно танцевать, прибавляя сюда еще пение от того человека у кого сердце пусто, а разум легкомыслен, когда как Он, салляллаhу `алеиhи ва саллям, сказал: «Лучший из веков, это мой век, затем кто после этого, затем кто после этого», и ведь не делал подобного никто из них, за которыми мы следуем».

Точно также говорит Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «КаффурРиа» и Ибн Абидин в его известных комментариях, на которых основываются величайшие ханафиты, разделяя неконтролируемый экстаз и намеренное его достижение.

أما الإمام القرطبي فيتوسع في التحذير من هذه البدعة وبيان حرمتها توسعاً كبيراً. وإذا أردت أن تقف على كلامه في ذلك فارجع إلى تفسيره عند قول الله تعالى: ( الذين يذكرون الله قياماً وقعوداً وعلى جنوبهم )، وقوله تعالى: ) ولا تمش في الأرض مرحاً إنك لن تخرق الأرض ولن تبلغ الجبال طولاً ( .

Что касается же Имама аль-Куртуби, он объемлюще остерегал от этого новшества, и разъяснил его запретность очень подробно. И если ты хочешь узнать его высказывания, посмотри его тафсир на аят «те кто поминают Аллаха стоя, сидя и на своих боках», а также Его Всевышнего слова «и не ходи на земле высокомерно, ты поистине не пройдешь землю, и не достигнешь гор в высоте»

ولولا الإطالة فيما ينبغي الاختصار فيه لسردت لك نصوص كثير من الأئمة في هذا الشأن، لتعلم أن هذا هو الحق الذي أتفق عليه عامة الأئمة من سلف وخلف لا خلاف فيه ولا نزاعومن الواضح أنه يستثنى من عموم ما ذكرناه، ما إذا خرج الذاكر عن طوره بأن سيطرت عليه حال لم يملك معها شعوره وزمام نفسه، إذ لا يتعلق به حكم تكليفي فى ذلك الطور، وعليه يحمل ما قد قيل من أن العز ابن عبد السلام نفسه قد هاج مرة فقام يقفز، إذ كيف يفعل ذلك باختيار وقصد وهو صاحب النص الذي نقلناه عن كتابه ؟

И если бы не удлинение в том, в чем необходима краткость, я бы привел много цитат от имамов в этом деле. Чтобы ты знал, что это истина, на которой сошлись все имамы из салафов и халафов, и нет между ними в этом разногласия и спора. Очевидно, что исключение из всего вышесказанного, если поминающий выходит за рамки контроля своего тела, так как он перестает быть дееспособным, и к этому можно отнести, то, что говорят Аль-`Изз ибн `Абдуссалам, впал в возбуждение и стал подпрыгивать. Ведь невозможно, чтобы он это делал намеренно и целенаправленно, учитывая ту цитату, которую мы привели из его книги.

Конец цитаты.

[Рамазан аль-Бути, «Фикху с-Сира», стр. 315, седьмое издание «Даруль-Фикр».]

 

Примечание:
Данные слова Шейха аль-Бути относятся именно к псевдосуфиям, как представители тариката Мавлавийа.  В общем же Шейх Рамазан аль-Бути сам очень хвалит суфизм. 

В своей книге «Хаза валиди» Мухаммад Са‘ид Рамазан аль-Бути также пишет: «Истинный тасаввуф не может иметь другой источник, кроме Корана и хадисов».

(См. на стр. 106 указанной книги).

Также Мухаммад Са‘ид Рамазан аль-Бути пишет в своей книге «Фикху-с-сират»: «Все мусульмане признают необходимость трудиться над усовершенствованием состояний сердца. Подавляющее большинство мусульманских ученых науку о методах усовершенствования сердца называют тасаввуфом, то есть суфизмом, некоторые ее называют ихсаном, а некоторые – сулуком». («Фикху-с-сират» Стр. 94).

Также приведу слова Иззуддина ибн Абдуссаляма, которого цитировал шейх аль-Бути.

Великий ученый Иззу ибн Абдуссалям, которого ученые мусульманской уммы прозвали Султаном алимов,  сказал: «Суфии восседают на прочном фундаменте Шариата, на фундаменте, который не рушится ни на этом, ни на том свете. Остальные же восседают на изображениях Шариата». («Аль-Мавсу‘атун Юсуфият». Стр. 60).

Также сказал: «Суфии укрепились на основах шариата, которые несокрушимы ни в мирской жизни, ни в последней, а другие на обрядах, их многочисленные караматы и чудеса подтверждают это». (Хамид Сакар. Нур ат-тахкик. С. 96.)