О криках, воплях и движениях во время зикра Шейх Абдул-Гъани ан-Наблуси (1050-1143 х/1641-1730 м) упомянул в своей книге «Кашфу-н-Нур ан Асхаб-иль-Кубур» вопрос о криках (воплях), колебаниях, когда слышат слова певцов (имеются виду читающие зикр) во время громкого зикра. И он ответил на это следующее: ذكر الشيخ عبد الغني النابلسي في كتاب (كشف النور عن أصحاب القبور) مسألة الصعق والزعق والصياح والاضطراب والتواجد عند سماع الأقوال المغنين، وذلك في أثناء حلق الذكر الجهرية، فقال ما حاصله: لا نطلق القول فيه، بل نفصل: فإن كان بحقٍّ بأن كانت قومته وتواجده نتيجة لاستفزاز المعاني الإلهية الواردة على قلبه وخاطره في ذلك الوقت، فإننا لا ننكر عليه، ولكن نسلمه لفاعله. ولكن هذا الأمر ليس كمالا له، فالكمال في الكون (السكون) كما قال الشيخ رسلان في رسالته: (إذا عرفته سكنتَ، وإذا جهلته تحركتَ). وإذا كان قيامه وتواجُدُه مجردَ شهوة نفسية، فحرَّكَتْهُ عمداً، وهيَّمَتْه وأطربته وحملته على فعل ذلك الصياح والاضطراب! فهو شيطانٌ مريد، يجب طرده إخراجه من بين الجماعة؛ حتى لا يفسد بقية الذاكرين، ويشتت قلوبهم، ويزيل خشوعهم وأدبهم. «Мы не пропустим это, а наоборот разъясним: «Если это (крик и т.д.) является истинным, как например если его вставание, таваджуд (претворение духовного опьянения) будут являться результатом побуждения божественных смыслов в его сердце в то время, то мы не будем отрицать его, но оставим это делающему. Но эти дела (т.е. крики, вопли и т.д.) не являются для него совершенством, (так как) совершенство в спокойствии, как сказал шейх Руслян в своем письме: «Когда ты познаешь Его, то ты успокоишься, а когда ты не узнаешь Его, то ты двигаешься». А если его вставание и таваджуд являются чисто его страстью, и это заставило его умышленно двигаться, сводит с ума, возбуждает, заставляет кричать и колебаться, то это шайтан, который хочет (сбить его с пути истины) , и обязуется прогонять его из джамаата, чтобы не испортил он других упоминающих Аллаха, чтоб не рассеял их сердца и чтоб не устранил их хушуъ (смиренность) и адаб (этику чтения зикра)». А как мы можем узнать, кто из них истинно является, а кто притворяется? سأل الشيخ عبد الغني النابلسي هذا السؤال، وأجاب: "نسأل ما الذي حملك حتى صحتَ وزعقتَ واضطربتَ؟ فإن بيَّن معنى الهيام بحمل ذلك، وشرح لنا شيئا من المعاني الواردة على قلبه عند السماع بحيث نستدل بالثمرة على الأغصان، وبالزهرة على البستان، سلمنا له ذلك، واعتقدنا فيه الصلاح. وأما إذا سألناه فوجدناه من جملة الثيران، لا يزيد على قوله همتُ في محبة ربي، وأهاجني ذكري هو حقائق الوجوده، وهو معترٍ من كل فضيلة، فهو شيطان عنيد يجب طرده وإخراجه وتأديبه". Этот вопрос был задан шейху Абдул-Гъани ан-Наблуси, и он ответил следующим: «Мы спросим его: ’’Что заставило тебя кричать и колебаться?’’ если он разъяснит смысл сильной жажды, которая привела его к этому, и раскроет нам что-нибудь из того, что пришло в его сердце, когда услышал это, таким образом, что плод будет указывать на ветки, а цветы на сад, мы оставим это ему и будем убеждены о праведности в нем. А если после этого вопроса мы его обнаружим из числа (разбушевавшихся) «быков» не добавляющим к его словам: «я сошел с ума из-за любви к моему Господу, меня возбудило моё упоминание Аллаха» - то он пораженный (отдаленный) от всего благого, и он - упрямый шайтан, которого нужно прогнать, выгнать, и наказать!». [Абдул-Гъани ан-Наблуси, «Кашфу-н-Нур ан Асхаб-иль-Кубур», стр. 55-56] Было выбрано и выставлено шейхом Саид Фудой.
Имам Джалалуддин ас-Суюти аш-Шафии (849-911 х/1445-1505 м), величайший факих, мухаддис, суфий своей эпохи, сказал: (وأما السؤال الرابع والثلاثون): فجوابه أن أحداث الألحان في الذكر بدعة لم تكن في عهد النبي صلى الله عليه وسلم ولا أبي بكر و لا عمر ولا عثمان ولا علي ولا فعلها أحد من الصحابة ولا التابعين ولا السلف الصالحين فإن انضم إلى ذلك تمطيط الأحرف والإشباع في غير موضعه والاختلاس في غير موضعه والترقيص والتطريب وتعويج الحنك والرأس فهذا مغن لا ذاكر وأخشى عليه أن يجاب من قبل الله باللعنة فإن سر الذاكر إحضار عظمة الله وهيبته في القلب بخشوع وخضوع وإعراض عما سواه والملحن في شغل شاغل عن ذلك وليعرض الإنسان على نفسه أن لو وقف شخص تحت بيته ونادى آه يا سيدي فلان وكرر ذلك بهذا التلحين والترقيص أكان يرضيه ذلك. أو يعده قليل الأدب فالتأدب مع الله أولى وأحق. الحاوي للفتاوي العلامة جلال الدين السيوطي Ответ же на этот вопрос, в том что пение (при этом неправильное произношение) зикра - это бидъа, которого не было в эпоху Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ни Абу Бакра, ни Умара, ни Усмана, ни Али и не делал этого никто из сахабов, ни табиинов, ни праведных салафов, а если к этому прибавить растягивание букв и насыщение не в том месте и злоупотребление не в том месте и танцевания и музицирования, а также кривляния рта и головы, так это певец, а не закир (поминающий Аллаха) и есть опасность на нем, что Аллах ответит ему проклятием. Ведь поистине тайна поминающего - это наполнение сердца мыслью о величии Аллаха и трепета перед ним, с помощью смирения, кротости, и отвлечения от всего кроме Него. Поющий же занят от всего этого. [Ас-Суюти, «аль-Хави лиль-Фатава», вопрос 34]

Автор: Махди Шамсуддин

Многим, читающим эту статью, наверное, приходилось видеть - если не в живую, так по ТВ, - громкий зикр чеченских суфиев братства Кунта-хаджи, являющегося ветвью знаменитого тариката Кадирия. Отличительной чертой исполнения зикра Кунта-хаджи является танец и неистовый бег по кругу поминающих Бога. И это представляется странным, так как изначально танцы и кружения в суфийском тарикате шейха Абдул-Кадира аль-Джилани, да смилуется над ним Аллах, запрещены, если телодвижения эти, совершаемые поминающими Аллаха, не являются результатом потери ими самоконтроля. В этом отношении представляют собой интерес слова одного из больших накшбандийских шейхов, Шуайба аль-Багини ад-Дагистани, да смилуется над ним Аллах, который связывает кружения и танцы суфиев (в частности суфиев Кунта-Хаджи) с распространением лжешейхов на территории Дагестана и Чечни в конце 19-го в. начале 20-го столетия.


Шейх Шуайб ибн Идрис аль-Багини ад-Дагистани ан-Накшабанди (1274-1330 х/1853-1909 м) в своей книге, посвященной биографиям имамов накшбандийского тариката "ат-Табакату ан-Накшбандия", затрагивая тему муташейхов (лжешейхов), в частности пишет:

ورئيس هؤلاء المتشيخين الحاج عمر العندي ، ووكيله الحاج عمر الهچوي القراخيّ ، ووزرائه ابراهيم البهندي الهندي و محمدالليلي وغزيوا الخنزخيّ وأحزابهم ، والمتشيخ المستقل وأكبرهم المستقل المفسد الذي يتملك الدنيا علي الناس الحاج محمد الهچدي .
وهؤلاء يدّعون أن الشيخ كنت أمرهم بالرقص والدوران ، ولم يَعلَم هؤلاء المساكين أن الرقص والدوران إنما يكون لمن غيب عليه حاله كما مر . والعجب منهم أنهم يدّعون أنهم قادريّون ، ولا يعلمون ولا يتفكرون هل نقل الغوث الأعظم عبد القادر الجيلاني وأتباعه الرقص؟ والله لم يفعل الغوث الأعظم الرقص والدوران؛ ولو مرة واحدة . وإن كانوا قادريين ، لِمَ لا يتبعونه ، وفي أفعاله وأحواله لم لا يقتدونه !؟ إنالله وإنا إليه راجعون . وإنما الرقص والدوران فيه باختيارهم لا بسطوة الحال ، ورقص ودوران الشيخ كُنت إنما كانا لا باختياره ، بل بسطوة حاله . وأقوال المشايخ إذا غلبت عليهم حالهم مسلّمة ،كما في الكتب الصوفية ، وأما بالاختيار فلا ؛ لأنه يشبه رقص أهل اللعب والمزمار ، واللعب عندالله تعالى ممنوعة ، فالرقص والدوران عند المشايخ مذمومة .
وأما ما يقولونه إن الملائكة يرقصون حول العرش ، ويوردون له حديثاً!! فحديثه غير ثابت ، ولو كان ضعيفاً ، وإن سلّمنا ضعفه ، لا يمكن لنا العمل به لأن أحوالنا وأفعالنا لا يقاس بأحوال وأفعال الملائكة الكرام لأنهم معصومون ، ومن كل الذنوب محفوظون ، وليس عليهم تكليف في أفعالهم إلا في اعتقادهم .

"И глава этих муташейхов - Хаджи Умар аль-Инди, заместителем которого является Хаджи Умар аль-Кархи, а вазирами - Ибрахим аль-Баганди аль-Гинди, Мухаммад аль-Лейли, Газви аль-Ханзахи и все партии их. Однако самый большой муташейх - это Хаджж Мухаммад аль-Гадчи - человек, живущий за счет обмана доверившихся ему людей. 

Все эти люди заявляют, что шейх Кунта наказал им кружения во время исполнения зикра. Однако не ведают эти бедолаги, что кружения и телодвижения, схожие в чем-то с танцем, могут считаться законными и оправданными только в случае потери человека контроля за своими чувствами и действиями во время поминания Аллаха по причине преобладания над разумом его сильного духовного состояния (халь). 

Поистине, удивительно, что люди эти позиционируют себя, как Кадирийя и даже не задаются вопросом: действительно ли передавали сам имам Абдул-Кадир, а также ученики его наказ сопровождения зикра кружением и танцем? Клянусь Аллахом, не было такого, чтобы великий шейх Абдул-Кадир кружился или танцевал хотя бы даже один раз! И если люди эти притязают на то, чтобы называться и быть Кадирийя - тогда почему не следуют они наказам основателя этого братства, не желая брать для себя в качестве примера дела его и духовные состояния? Поистине мы принадлежим Аллаху и к нему мы возвращаемся. Ведь все эти кружения совершаются ими по причине свободного выбора их; без того, чтобы вызваны они были преобладанием духовного экстатического состояния над чувствами и разумом поминающих. Между тем как кружение или телодвижения шейха Кунта случались с ним не по свободному волеизволению его, а непроизвольно, будучи обусловленными властью над разумом его сильного духовного состояния. Поэтому слова шейхов, высказанные ими в состоянии мистического экстаза (по причине потери ими разума) могут быть приняты и оправданы, как сказано об этом в суфийских книгах. Однако нет никаких извинений подобным изречениям, если высказаны они были в момент присутствия разума. Итак, танец или кружения не могут быть приняты, если совершаются произвольно - посредством свободной воли человека, - когда в силах он контролировать ситуацию, так как в таком случае телодвижения эти ничем не будут отличаться от танца и кружений ищущих забав и проводящих свое время в танцах и слушании свирели. Ведь запретил Всевышний Аллах такую забаву. Поэтому и порицают суфийские шейхи танцы и кружения некоторых суфиев. 

Что же касается далиля, который приводят они в оправдание танцев своих (а это слова хадиса о кружении и танцах ангелов вокруг Арша (Трона) Всевышнего Аллаха), то хадис этот не установленный. И даже если допустить, что "хабар" этот слабый - все равно нельзя опираться на него, доказывая дозволенность кружений, так как нельзя сравнивать духовные состояния и действия ангелов с действиями и состоянием человека по причине абсолютной безгрешности первых, на которых не возлагаются такалиф (обязанности Шариата), хотя они и являются мукалляфами в том, что касается акыды".


[Шуайб аль-Багини, «ат-Табакат аль-хаваджакан ан-Накшабандийя ва садат аль-машаих аль-Халидийя аль-Мухаммадийя», стр. 419-420. Дамаск: Даруль Нуъман лиль-Улюм: 1417/1996]

Фетва Шейха Изновра аль-Варанди (1312-1394 х/1894-1974 м) 

Коротко об муфтие, предисловие переводчика:

Шейх, аль-Аллама, Абу Мухаммад Изнавр бин Насирхо аль-Варанди аш-Шишани родился в 1312 году по хиджре в селении Варанды, Шатойского района Чечении.

Обучение религии начал с детства. Получил знания по фикху, лугат, тасаввуфу, тафсиру и другим наукам от великих ученых своего времени. Его муршид и устаз шариата и тариката Шейх Устаз аль-ариф Юсуф-хаджи Кхошкалдий, да смилуется над ним Аллах, один из шейхов накшабандийского тариката в Чечении. Также он брал знания у Юсуфа ал-Атаги, и других ученых Чечении и Дагестана.
Шейх Изнавр, да смилуется над ним Аллах, был известен в свое время своими знаниями, мудростью. Также как и сегодня, его имя звучит на устах, его речи цитируют, на него ссылаются. Он обладатель караматов о которых свидетельствуют его современники, что говорит также о большей степени имана и богобоязненностью наряду со знаниями.

Последний из оставшихся больших чеченских ученых, который принес огромную пользу религии, так как передал многим свое богатство, не дав тьме невежества полностью погасить луч знания, не смотря на гонения и преследования со стороны коммунистов. До выселения, он с группой учеников жили на заброшенном хуторе и в тайне занимались шариатским обучением. Очень многие крупные ученые и мутааллимы были им воспитаны и обучены.

Наш Шейх Изнавр ушел к милости своего Господа в 1394 г.х. и да вознаградит Аллах его лучшим воздаянием. Амин

Спрашивает Абдул-Къадир ан-Найбири:

Какого твое слово о положении зикра вместе с танцем и кружением? Так как среди нас есть муриды Кунта-Хаджи, къуддиса сирруху, которые танцуют и входят в экстаз зикром, и произносят «Ла илаха улаллах» и «улиллах», вместе с тем как книги шариата ясно говорят, что имена Аллаха Всевышнего тавкъифиййа (должны иметь далил в шариате) и не приемлют изменения. 

Требует ли это шариат или нет? И я видел в книге «Бугъйятул Мустаршидин» цитирую: «Вопрос. Хлопание рукой, ударение в бубен, танец и ударение в синдж (?) в состоянии зикра не является необходимым, особенно во время чтения Корана, за исключением того, если состояние возобладало над ним, и он вышел из осознанности, тогда нет в нем упрека». И передал Ибн Хаджар от ат-Тартуси, цитирую: «Поистине, путь благородных суфиев – это то, что танец и ударение в бубен и шаббаб является ложью и заблуждением, и не есть Ислам иначе как Книга Аллаха и Сунна Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что же касается танцев и экстаза, первый, кто внес это были товарищи ас-Самири, когда он сделал для них теленка, из тела которого донесся рев, они встали и стали танцевать вокруг него, достигая экстаза, и поистине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел со своими сахабами не иначе как будто на их головах птицы, с достоинством, поэтому султану и его заместителям необходимо препятствовать им вхождению в мечети и другие места, и не дозволено никому, тому кто верит в Аллаха и в судный день посещать их, и поддерживать их в лжи. Это мазхаб Малика, Абу Ханифы, аш-Шафии, Ахмада бин Ханбала и других имамов мусульман»
Является ли это достоверным к принятию, и книгами на которые можно опираться или нет?


Ответ Шейха:

Я говорю: «Где я и где книги от меня?». И суждение так далеко, а море так глубоко, однако то, что мне кажется, что на это можно опираться, ведь поистине хлопанье, танец и кружение - даже если они дозволены в своей основе, если нет преграды, мешающей ей (дозволенности) - они запрещены, как например уподобление людям греха. Также и бубен, его положение даже более узко, чем это, так как его использование не освобождается от нежелательности, кроме как в некоторых случаях, причем зикр не из них. И не смотря, на разногласие в нем (бубне) ничего не пришло (о его использовании) в зикре. Поэтому он новшество в зикре, которое не нужно. Даже если оправдан его совершающий, если состояние возобладало над ним. 

И каждое благо, и счастье в следовании и каждое зло и несчастье в привнесении, и это установлено Кораном и хадисом, поэтому безопасная дорога от этих уязвимых мест – это красный мрамор (вершина поиска), и придерживающиеся его - это преуспевшие, надежные, первые иншаАллах Тааля.

И вместе с тем не перестало внимание к Истинному, Всевышнему привлекать группы из его рабов к Нему Субханагьу, которые танцевали вместе с его поминанием и входили в экстаз, любя Его, их пленило Его Величие, и они встали на путь достижения Его, и превзошли границы и соединились с Любимым Любящим. И они в своем переходе границ оправданы, так как состояние преобладало над ними, из-за высокого их положения, которое засвидетельствовано им в любом случае и во всех местах, такие как Джунайд аль-Багдади и его соплеменники.

Что же касается нашей чеченской къадиритской общины, то я растерян в их отношении.
Если я стану искать им оправдание в их зикре «Ла илаха улаллах» и «улиллах» и т.п., что это из-за преобладания состояния и их страсти и т.п., то они встанут ко мне со всей враждой, говоря, что это самое лучшее поминание Аллаха и Величайшее имя Аллаха и т.д.

А если я стану основываясь на своем малом багаже искать этому истинный путь, то передо мной встают слова Всевышнего: «И то, что дал вам Посланник, то берите, а то, что запретил, то оставляйте…»

А также Его слов, да благословит его Аллах и приветствует: «Я оставил вам два дела, не заблудитесь вы, пока будете придерживаться их: Книга Аллаха и Сунна его Посланника»

И Его слова, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто совершил деяние, на которое не было наше указание, то это отвергнуто»

Его слова, да благословит его Аллах и приветствует: «И пусть доведет свидетель из вас до отсутствующего».

Да, если бы было установлено, что вали, ариф и полноценный учитель Кунта-хаджи, къуддиса сирруху, дозволил эти уязвимые вещи, то куда уж для установлености его приближенности к Аллаху и его полноценности (выражение с иронией).

Однако старшие из его последователей, его современников, между ними было известное разногласие насчет этого. Так часть из них дозволили этот зикр и кружились в нем, говоря, что следуют в этом своему шейху, и их большинство по моему мнению, более того сегодня это все из них.
А часть запрещали это, и отдалялись от его совершения, передавая от своего устаза запрет и порицание этого. Но они перевелись сегодня, насколько я вижу.

Однажды совпало, что я зашел в один день в медресе нашего села Большие Варанды для общения, и там находился мутааллим умный, набожный, богобоязненный, он из этой общины, его имя Сайдул из Хьалкелы. И я тоже в то время был в ранге мутааллима. Я наткнулся, как он пишет что-то с размером с «Аджрумиййа» (короткая книга по грамматике) приблизительно. 

И я сказал ему: «Что ты пишешь?» Он ответил: «Книгу Устаза». И я посмотрел и увидел, что это книга, которую записал от Устаза его мурид по имени Абдуссалам, когда они находились в тюремной ссылке. И было то, что писал мой товарищ в тот день, вопрос этого зикра. И общим смыслом было то, что ученые осуждают этот зикр, и они правы в этом, и я также не дозволяю его, кроме как при преобладании состояния и выхода из рассудка, здесь это можно, так как нет в груди человека двух сердец.
И тогда я сказал ему: «Это ведь против вас, а не за вас». Он не смог внятно ответить. И я отошел от него на некоторое время. И клянусь Аллахом он был знающим, рассудительным, богобоязненным и нам того же.

И также его учитель кадий нашего села Абдуссалам был критиком в знаниях в свою эпоху, и оживляющим тарикат того Шейха, къуддиса сирругьу, так как он был из его партии. И воистину он старался по мере своих сил очистить их тарикат от многих уязвимых мест, таких как собрание мужчин и женщин в зикре, но не от того, о чем ты спрашиваешь меня. Боже, если бы была в них и в им подобных преемственность для них и пример для нас, посуди.

Более того, ох если бы ситуация ограничивалась этим, так как с этим иногда сопутствует собрание мужчин и женщин и телами и голосами в пении, все это в совокупности не ниже по моему мнению того, чтобы приписать их совершающим большие (смертельные) грехи, если не достигает такфира, такое как проклятие ученых ислама, наветы на них, их отрицание и издевательство над ними, и нелюбовь к ним и тому подобное. Поистине мы принадлежим Аллаху и к нему мы возвращаемся.

И пусть не отнесет этот мой разговор кроме как на желание наставления на истину и добрый совет, поистине они мои браться ради прямого текста Аллаха Всевышнего: «Поистине мусульмане братья», и я надеюсь по милости Аллаха Всевышнего, что буду из тех, у кого Аллах убрал из сердца ненависть в этой мирской жизни, и прошу Великого Аллаха прощения.

А после, более безопасным является не проявление запрета на подобные вещи, так как нет в этом пользы, более того, порождает вражду и ненависть между мусульманами. И воистину ушли с отрицанием этого все, кто не был из этой общины из наших ученых критиков. Но не возросло дело кроме как в ненависти и несправедливости. Ведь сказал Он, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда увидите скупость которой подчинены, и страсти которым следуют, и восторг каждым обладателем мнения своим мнением, то на тебе твоя душа».

Однако отрицание того, что больше этого сегодня является закрытой темой.

И эпоха – эпоха молчания, неразлучности с домом, достаточности самого малого обеспечения: «Достаточно тебя самого сегодня для счета…».
Это и Аллаху Всевышнему знать лучше.

Подпись: Изновр.
Перевод с оригинала: Zayd

Сказал Имам Абу Абдиллях аль-Куртуби аль-Малики (600-671 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в толковании аята 35, суры «Аль-Анфаль»:

وَمَا كَانَ صَلاتُهُمْ عِنْدَ الْبَيْتِ إِلَّا مُكَاءً وَتَصْدِيَةً فَذُوقُوا الْعَذَابَ بِمَا كُنْتُمْ تَكْفُرُونَ
فَفِيهِ رَدّ عَلَى الْجُهَّال مِنْ الصُّوفِيَّة الَّذِينَ يَرْقُصُونَ وَيُصَفِّقُونَ وَيُصْعَقُونَ . وَذَلِكَ كُلّه مُنْكَر يَتَنَزَّه عَنْ مِثْله الْعُقَلَاء , وَيَتَشَبَّه فَاعِله بِالْمُشْرِكِينَ فِيمَا كَانُوا يَفْعَلُونَهُ عِنْدَ الْبَيْت

Аят: «Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопанием в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими». 
«…и в этом опровержение невежд из суфиев, которые танцуют, хлопают в руки, кричат. И все это запретно, очищаются от подобного здравомыслящие, и уподобляются совершающие это язычникам в том, что они делали рядом с Домом».


Также Имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, пишет в толковании аята 14, суры «аль-Кахф»:

الثَّانِيَة : - قَالَ اِبْن عَطِيَّة : تَعَلَّقَتْ الصُّوفِيَّة فِي الْقِيَام وَالْقَوْل بِقَوْلِهِ {إِذْ قَامُوا فَقَالُوا رَبّنَا رَبّ السَّمَوَات وَالْأَرْض

قُلْت : وَهَذَا تَعَلُّق غَيْر صَحِيح هَؤُلَاءِ قَامُوا فَذَكَرُوا اللَّه عَلَى هِدَايَته , وَشَكَرُوا لِمَا أَوْلَاهُمْ مِنْ نِعَمه وَنِعْمَته , ثُمَّ هَامُوا عَلَى وُجُوههمْ مُنْقَطِعِينَ إِلَى رَبّهمْ خَائِفِينَ مِنْ قَوْمهمْ ; وَهَذِهِ سُنَّة اللَّه فِي الرُّسُل وَالْأَنْبِيَاء وَالْفُضَلَاء الْأَوْلِيَاء . أَيْنَ هَذَا مِنْ ضَرْب الْأَرْض بِالْأَقْدَامِ وَالرَّقْص بِالْأَكْمَامِ وَخَاصَّة فِي هَذِهِ الْأَزْمَان عِنْد سَمَاع الْأَصْوَات الْحِسَان مِنْ الْمُرْد وَالنِّسْوَان ; هَيْهَاتَ بَيْنهمَا وَاَللَّه مَا بَيْن الْأَرْض وَالسَّمَاء . ثُمَّ هَذَا حَرَام عِنْد جَمَاعَة الْعُلَمَاء , عَلَى مَا يَأْتِي بَيَانه فِي سُورَة لُقْمَان إِنْ شَاءَ اللَّه تَعَالَى . وَقَدْ تَقَدَّمَ فِي " سُبْحَان " عِنْد قَوْله : {وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْض مَرَحًا} [ الْإِسْرَاء : 37 ] مَا فِيهِ كِفَايَة . وَقَالَ الْإِمَام أَبُو بَكْر الطَّرَسُوسِيّ وَسُئِلَ عَنْ مَذْهَب الصُّوفِيَّة فَقَالَ : وَأَمَّا الرَّقْص وَالتَّوَاجُد فَأَوَّل مَنْ أَحْدَثَهُ أَصْحَاب السَّامِرِيّ ; لَمَّا اِتَّخَذَ لَهُمْ عِجْلًا جَسَدًا لَهُ خُوَار قَامُوا يَرْقُصُونَ حَوَالَيْهِ وَيَتَوَاجَدُونَ ; فَهُوَ دِين الْكُفَّار وَعُبَّاد الْعِجْل , عَلَى مَا يَأْتِي .

«…второе: сказал Ибн `Атия: Суфии связали вставание и слово, с аятом «…когда они встали и сказали: «Господь наш – Господь небес и земли...»
Я же говорю: это связывание не верно, эти встали и упомянули Аллаха в Его истине, и возблагодарили за то, что он дал им из благодати, затем ушли, куда глаза глядят, оторвавшиеся к своему Господу, боясь своего народа. Это путь Аллаха в посланниках, пророках, и в лучших праведниках. И где же это от ударения ногами об землю, и танцев, особенно как в наше время, слушая красивые голоса безбородых и женщин? Какая же большая разница между ними, клянусь Аллахом, как между небом и землей. И поэтому это запрещено по мнению джамаата ученых…»
«…И сказал имам Абу Бакр ат-Тарсуси, когда его спросили о мазхабе суфиев, он сказал: «Что же касается танцев и экстаза, первый кто внес это были товарищи Самири, Когда он сделал для них теленка, из тела которого донесся рев, они встали и стали танцевать вокруг него, достигая экстаза, и это религия неверных, и поклоняющихся теленку…».


Имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, пишет в толковании аята 90-93, суры «Та Ха»:

وَإِنَّمَا كَانَ يَجْلِس النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَعَ أَصْحَابه كَأَنَّمَا عَلَى رُءُوسهمْ الطَّيْر مِنْ الْوَقَار ; فَيَنْبَغِي لِلسُّلْطَانِ وَنُوَّابه أَنْ يَمْنَعهُمْ عَنْ الْحُضُور فِي الْمَسَاجِد وَغَيْرهَا ; وَلَا يَحِلّ لِأَحَدٍ يُؤْمِن بِاَللَّهِ وَالْيَوْم الْآخِر أَنْ يَحْضُر مَعَهُمْ , وَلَا يُعِينهُمْ عَلَى بَاطِلهمْ ; هَذَا مَذْهَب مَالِك وَأَبِي حَنِيفَة وَالشَّافِعِيّ وَأَحْمَد بْن حَنْبَل وَغَيْرهمْ مِنْ أَئِمَّة الْمُسْلِمِينَ

В продолжении ответа Абу Бакра ат-Тарсуси:
«…и поистине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел со своими сподвижниками не иначе как будто на их головах птицы, с достоинством, поэтому султану и его заместителям необходимо препятствовать им вхождение в мечети и другие места, и не дозволено никому, тому кто верит в Аллаха и в Судный день посещать их, и поддерживать их в лжи. Это мазхаб Малика, Абу Ханифы, аш-Шафии, Ахмада бин Ханбала и других имамов мусульман…».

[Абу Абдиллях аль-Куртуби, «Аль Джамиъу ли Ахкамиль Куран»]


Сказал Ибн Хаджар Аль-Аскалани (773-852 г.х.) в книге «Фатхуль Бари би Шархи Сахихиль Бухари»:

قال وأما ما ابتدعه الصوفية في ذلك فمن قبيل ما لا يختلف في تحريمه لكن النفوس الشهوانية غلبت على كثير ممن ينسب إلى الخير حتى لقد ظهرت من كثير منهم فعلات المجانين والصبيان حتى رقصوا بحركات متطابقة وتقطيعات متلاحقة وانتهى التواقح بقوم منهم إلى أن جعلوها من باب القرب وصالح الأعمال وأن ذلك يثمر سني الأحوال وهذا على التحقيق من آثار الزندقة وقول أهل المخرقة والله المستعان أه

Он (Абуль-Аббас аль-Куртуби) сказал: «То же, что привнесли суфии в это, не вызывает в хараме (запретности) этого разногласий, однако телесные предпочтения взяли верх над теми кто относит себя к добру, пока не появилось меж ними действия сумасшедших и детей, пока они не стали двигаться в синхронных движениях двигаясь одинаково, повторяя друг за другом. А закончилось это наглостью с их стороны, когда они назвали эти действия, приближением к Аллаху и праведными делами. На самом же деле, это только плодоносит плохими делами, и после нашего исследования, это оказалось наследием зиндиков (еретиков) и словом глупцов, а Аллах тот у кого мы просим содействия….».

[Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатхуль Бари», шарх 907 хадиса «Сахих аль-Бухари»]
Шейх Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути, один из великих ученных и суфиев нашей эпохи, да продлит Аллах его жизнь, в своей книге «Фикху с-Сира» пишет относительно действий некоторых псевдосуфиев: 

كلمة عن حديث أبى بكر وما اختلقه البعض من زيادة فيه، ليسوغوا بها بدعة من أهم البدع المحرمة:
ذكرنا الحديث الذي رواه الترمذي وأبو داود، عن تقديم أبى بكر ماله كله للرسول صلى الله عليه وسلم، وأنه أجابه صلى الله عليه وسلم حينما سأله: وما أبقيت لأهلك؟: أبقيت لهم الله ورسوله .

Слово о хадисе Абу Бакра, разияллаhу `анhу, и о выдуманном добавлении к нему некоторыми, чтобы обосновать этим одно из самых запрещенных новшеств.

Ранее мы упомянули хадис переданный ат-Тирмизи и Абу Даудом, о том как Абу Бакр передал все свои средства Посланнику Аллаха, салляллаhу `алеиhи ва саллям, и то, что он ему, салляллаhу `алеиhи ва саллям ответил, когда тот спросил: «А что ты оставил своей семье?»

وقد اختلق بعضهم زيادة على الحديث: أن النبي صلى الله عليه وسلم قال له: يا أبا بكر إن الله راض عنك فهل أنت راض عن الله ؟ فاستفزه السرور والوجد، وقام يرقص أمام رسول الله صلى الله عليه وسلم قائلاً: كيف لا أرضى عن الله ؟! .. ثم ذهبوا يجعلون من هذه الزيادة المختلقة دليلاً على مشروعية الرقص و الدوران في حلق الذكر على نحو ما يفعل (المولوية) وطوائف أخرى من المتصوفة.

И выдумали некоторые из них добавление на хадис, что Пророк салляллаhу `алеиhи ва саллям сказал ему: «О Абу Бакр, поистине Аллах доволен тобой, доволен ли ты Аллахом?». И тогда радость охватила его и экстаз и он стал танцевать перед Пророком, салляллаhу `алеиhи ва саллям, говоря: «Как я могу быть недовольным Аллахом?».

Затем они стали делать из этого добавления довод в установленности танца и кружения в кружке зикра, так как это делают мавлавиты и другие группы суфиев.

فأما الدليل الذي يستندون إليه، فهو دليل مختلق كما ذكرت. ولم يثبت في حديث صحيح ولا ضعيف أن أبا بكر قام بفعل ذلك بين يدي رسول الله صلى الله عليه وسلم. كل ما ورد في الأمر هو ما ذكرته من نص حديث الترمذي والحاكم وأبى داود، على ما فيه من احتمالات الضعف التي بينتها في تخريج الحديث.
وأما المدلول فلا نقول: أنه لم يثبت دليلاً عليه، بل الحق الذي ينبغي أن يقال: إن الدليل قد ثبت على حرمته. وإليك بيان ذلك
.
Что касается довода, на который они ссылаются, то это выдуманный довод, как я упомянул, и не установлено ни в одном достоверном, ни в слабом хадисе, что Абу Бакр делал такое перед Пророком, салляллаhу `алеиhи ва саллям…

Что касается обосновываемого деяния: мы не говорим, нет в нем довода. Однако правда, которую нам надо сказать: установленный довод есть в запрещенности этого. И далее разъяснение этого.

أجمع الأئمة على أن الرقص محرم، إن كان مع التثني، واتفق الجمهور على أنه مكروه إن كان بدون ذلك، فإدخال الرقص - مهما كانت كيفيته - في ذكر الله تعالى، إقحام لما هو مكروه أو محرم في عبادة مشروعة، وتحويل له بذلك إلى عبادة يتقرب بها إلى الله تعالى دون أي دليل عليها، أو على أنها قد خرجت عن الكراهة أو التحريم
.
Имамы единогласны на том, что танец запрещен, если он с жеманством, и единогласно большинство, что нежелателен, в других случаях. Введение же танца в поминание Всевышнего Аллаха, какой бы он не был, это привнесение нежелательного или запрещенного в установленное поклонение и изменение поклонения, которое приближает к Аллаху Всевышнему, не имея никаких на то доказательств. Или утверждая, в этом случае оно перестает быть нежелательным или запрещенным.

أضف إلى ذلك ما يتلبس به حال هؤلاء ( الذاكرين ) من التفوه بأصوات ليس من ألفاظ الذكر في شيء، وإنما هي حمحمات وهمهمات تصّاعد من حلوقهم، ليتكون منها دويّ متناسق معين ينسجم مع تواقيع المنشدين والمطربين، فتحدث بذلك مزيداً من النشوة و الطرب في النفوس. فكيف يكون هذا ذكراً لله تعالى كالذي أمر الله به والذي كان يفعله رسول الله صلى الله عليه وسلم وأصحابه؟! .. وكيف يكون هذا العمل عبادة، والعبادة كما تعلم - هي ما شرعه الله تعالى في كتابه أو سنة رسوله - لا يزاد عليها ولا ينقص منها ؟!..

К этому прибавилось то во что переходит состояние этих «упоминающих» из произношения звуков не являющихся словами зикра абсолютно, и это лишь бормотание, рычание, выходящее из их глоток, чтобы образовать из этого определенный гармоничный шум соответствующий ритму мунашидов и бьющих в бубен. Что повышает в телах их самих возбуждение и опьянение.
Как же это может быть зикром Аллаха Всевышнего, который он нам приказал, и который совершал Посланник Аллаха, салляллаhу `алеиhи ва саллям, и его сподвижники?
И как это деяние может быть поклонением, а поклонение как ты знаешь, это то что установил Аллах Всевышний в своей Книге и Сунне Своего Посланника – не прибавляя к этому и не убавляя ничего?!

واعلم أن هذا الذي نقوله، هو ما أجمع عليه علماء الشريعة الإسلامية في مختلف العصور، لم يشذ عنها إلا قلة من مبتدعة شرعوا من الدين ما لم يأذن به الله، فكم من محرمات استحلوها ومن موبقات ارتكبوها، باسم الوجد والتواجد آناً. وباسم الإنعتاق من ربقة التكاليف آناً آخر
.
Знай же, то, что я говорю, это то на чем сошлись ученные исламского шариата в разные эпохи, не откололись от них, кроме как малая часть еретиков, установивших в религии, то, что не разрешал Аллах. Сколько же из запрещенного они дозволили и сколько больших грехов они совершили, одни прикрываясь экстазом, другие прикрываясь именем вышедших их категории дееспособных.

وإليك ما يقوله في هذا إمام من أجل أئمة المسلمين ديناً وعلماً وورعاً وتصوفاً وهو العز ابن عبد السلام:
»وأما الرقص و التصفيق فخفة ورعونة مشبهة لرعونة الإناث، لا يفعلها إلا راعن أو متصنع كذاب، كيف يتأتى الرقص المتزن بأوزان الغناء ممن طاش لبه وذهب قلبه، وقد قال صلى الله عليه وسلم: ( خير القرون قرني ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم ) ولم يكن واحد من هؤلاء الذين يقتدون بهم يفعل شيئاً من ذلك»
ويقول مثل هذا الكلام ابن حجر ( الهيتمي ) أيضاً في كتابه: «كف الرعاع»، وابن عابدين في حاشيته المشهورة المعتمدة عند السادة الأحناف، مفرقاً بين الوجد القاهر والتواجد المصطنع

Вот, что говорит в этом, имам из величайших имамов мусульман в религии, знании, богобоязненности, тасаввуфе, Аль-`Изз ибн `Абдуссалам:
«Что же касается танца и хлопания руками – то это легкомыслие и безрассудство, подобно безрассудству женщин. Не делает это никто кроме глупцов и лживых показушников. Как это можно танцевать, прибавляя сюда еще пение от того человека у кого сердце пусто, а разум легкомыслен, когда как Он, салляллаhу `алеиhи ва саллям, сказал: «Лучший из веков, это мой век, затем кто после этого, затем кто после этого», и ведь не делал подобного никто из них, за которыми мы следуем».

Точно также говорит Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «КаффурРаа» и Ибн Абидин в его известных комментариях, на которых основываются величайшие ханафиты, разделяя неконтролируемый экстаз и намеренное его достижение.

أما الإمام القرطبي فيتوسع في التحذير من هذه البدعة وبيان حرمتها توسعاً كبيراً. وإذا أردت أن تقف على كلامه في ذلك فارجع إلى تفسيره عند قول الله تعالى: ( الذين يذكرون الله قياماً وقعوداً وعلى جنوبهم )، وقوله تعالى: ) ولا تمش في الأرض مرحاً إنك لن تخرق الأرض ولن تبلغ الجبال طولاً ( .

Что касается же Имама аль-Куртуби, он объемлюще остерегал от этого новшества, и разъяснил его запретность очень подробно. И если ты хочешь узнать его высказывания, посмотри его тафсир на аят «те кто поминают Аллаха стоя, сидя и на своих боках», а также Его Всевышнего слова «и не ходи на земле высокомерно, ты поистине не пройдешь землю, и не достигнешь гор в высоте»

ولولا الإطالة فيما ينبغي الاختصار فيه لسردت لك نصوص كثير من الأئمة في هذا الشأن، لتعلم أن هذا هو الحق الذي أتفق عليه عامة الأئمة من سلف وخلف لا خلاف فيه ولا نزاعومن الواضح أنه يستثنى من عموم ما ذكرناه، ما إذا خرج الذاكر عن طوره بأن سيطرت عليه حال لم يملك معها شعوره وزمام نفسه، إذ لا يتعلق به حكم تكليفي فى ذلك الطور، وعليه يحمل ما قد قيل من أن العز ابن عبد السلام نفسه قد هاج مرة فقام يقفز، إذ كيف يفعل ذلك باختيار وقصد وهو صاحب النص الذي نقلناه عن كتابه ؟

И если бы не удлинение в том, в чем необходима краткость, я бы привел много цитат от имамов в этом деле. Чтобы ты знал, что это истина, на которой сошлись все имамы из салафов и халафов, и нет между ними в этом разногласия и спора. Очевидно, что исключение из всего вышесказанного, если поминающий выходит за рамки контроля своего тела, так как он перестает быть дееспособным, и к этому можно отнести, то, что говорят Аль-`Изз ибн `Абдуссалам, впал в возбуждение и стал подпрыгивать. Ведь невозможно, чтобы он это делал намеренно и целенаправленно, учитывая ту цитату, которую мы привели из его книги. Конец цитаты.

[Рамазан аль-Бути, «Фикху с-Сира», стр. 315, седьмое издание «Даруль-Фикр».]
абу ибрахим