www.myrid.jimdo.com
www.myrid.jimdo.com
Комментарий: 
 Алихаджи аль-Кикуни
Источник: 
 Даруль-Фикр.Ру

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ УРОКОВ АЛИХАДЖИ АЛЬ-КИКУНИ АЛЬ-ЧИРКАВИ
ПО КНИГЕ «АЛЬ-ФАТХУ РАББАНИ» 
Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Хусейна ат-Тасфави
В этой книге перечислены сорок адабов, которые нужно начать соблюдать сразу после вступления в тарикат.

Есть два вида адабов мюрида. К первому относятся адабы, которые совершенствуют мюрида, с помощью которых он становится мюридом «камиль». Ко второму виду относятся адабы, обязательные для мюрида. Как адабы совершенства, так и обязательные адабы делятся на две группы: те, что связаны с самим человеком, и те, что связаны с вирдом.


АДАБЫ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ МЮРИДА


Двадцать адабов, касающихся самого человека:


1.    Богобоязненный мюрид должен выбрать богобоязненного устаза с иснадом до Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. 

2.    Мюрид должен все пять намазов совершать вовремя и, по возможности, в джамаате.

3.    Перед каждой сурой в намазе следует вслух читать: «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим».

4.    При совершении руку и суджуда следует произносить слова «Субханараббияль азым ва бихамдихи» и «Субханараббияль аля ва бихамдихи» четко и не торопясь. В джамаат-намазе следует повторять эти слова три раза, со спокойным сердцем.

5.    Нельзя оставлять тахаджуд-намаз тому, кто его совершает. Пусть будет хотя бы два ракаата!

6.    Мюрид должен усердствовать в суннат-намазах до и после фарзов.

7.    Мюрид должен быть правдивым (сидк) в словах и поступках.

8.    Мюрид должен хорошо относиться к родителям, особенно к матери.

9.    Мюрид должен быть постоянен в любви к шейхам. 

10.  Следует уважать всех мюридов, особенно больших.

11.  Нельзя причинять вред другому мюриду.

12.  Следует почитать и любить всех аулия – «приближенных» рабов Аллаха.

13.  Необходимо любить все творения Аллаха, нельзя разрывать отношения с другими людьми. Особенно надо любить братьев-мюридов, то есть мюридов твоего шейха. Необходимо быть с ними мягким и прощать обиды, нельзя вызывать их гнев. При общении с человеком нужно учитывать его характер и интеллектуальные способности.

14.  Нужно гневаться на того, на кого гневается устаз. Также следует любить того, кого любит устаз, и дружить с ним, даже если он не в тарикате.

15.  У мюрида должен быть и’тикад, то есть убеждённость в устазе и во всём, что от него исходит.

16.  Мюрид не должен проверять своего устаза.

17.  Нужно правильно относиться к испытаниям, которые Аллах посылает для проверки. Только грешники, о которых Всевышний часто говорит в Коране, неверно толкуют испытания.

18.  Мюрид не должен никому рассказывать о своём вирде. Но нет ничего плохого в том, что мюрид просто перебирает чётки, не подчеркивая, что выполняет вирд.

19.  Мюрид не должен быть небрежен в совершении вирда и не должен его пропускать без уважительной причины. Если мюрид болен, он может совершить вирд с опозданием.

20.  Мюрид не должен самостоятельно раздавать вирды, если у него нет достоверного разрешения от устаза.

Десять адабов, касающихся вирда:

1. Следует выполнять вирд с адабом. Нужно сидеть, как в ташаххуде (во время чтения «аттахияту»), положив руки на колени, закрыв глаза, опустив голову.

2. Следует выполнять вирд, повернувшись в сторону Киблы, если только мюрид не находится в пути. Если мюрид сидит в круге, то тоже не надо поворачиваться в сторону Киблы, потому что гораздо важнее сохранить круг.

3. Мюрид должен находиться в состоянии рабита при чтении вирда (вне зависимости от типа вирда). Если он не может, то пусть хотя бы совершает рабита до вирда, чтобы подготовиться.

4. Мюрид должен следить за смыслом того, что он читает в вирде.

5. Следует читать вирд вслух – так, чтобы его слышал нафс мюрида. Это правило не относится к вирдам, которые вслух не читают (например, сердечный зикр). Но суры, которые мюрид читает перед вирдом, шазилийский вирд (истигфар, салават и зикр), а также истигфар и салават, который читают накшубандийские мюриды, надо читать вслух.

6. Мюрид должен скрывать совершение вирда.

7. Нужно совершать вирд спокойно, не спеша и не допуская ошибок в чтении.

8. После чтения вирда нужно немного посидеть, сосредоточившись на своём сердце. Это называется вукуфуль кальб, то есть сосредоточение на Аллахе. Хасан-афанди, кудиса сируху, в «Хуласатуль Адаб» пишет:
«Желательно совершать вукуф нечётное количество минут (3, 5, 7, 9). Вукуф – это не то же самое, что рабита».

9. После вирда не нужно есть и пить. Если мюрида сильно мучает жажда, следует пить теплую воду. Нельзя пить воду и во время чтения. Сердце нагревается и притягивает к себе дары от Аллаха: файз, ахвал, то есть разные состояния. А если пить воду – всё это прекратится. Также прекращается шаук – влечение к Аллаху – и гаснет нур сердца.

10. Необходимо посещать салават и хатму.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ АДАБЫ


Обязательные адабы, связанные с самим мюридом:


1. Мюриду не следует никого посещать, кроме своего устаза. Речь идёт о других шейхах, независимо от того, живы они или умерли. Можно посещать могилы пророков, сахабов и братьев в тарикате.

2. Мюрид должен быть свободен от вирдов, которые получил от других устазов. Однако мюрид, который переходит под воспитание другого шейха после смерти прежнего наставника, не должен оставлять свои вирды. Но если он просто переходит от одного шейха к другому, из одного тариката – в другой, то он должен оставить вирды прежнего тариката и соблюдать порядок того тариката, устазом которого является его нынешний шейх.

3. Нельзя оставлять вирд. Мюрид должен выполнять свой вирд до самой смерти.

 

Обязательные адабы, связанные с вирдами:

1. Необходимо быть в омовении при выполнении вирдов.

2. Нужно быть одетым в чистую одежду и выполнять вирд в чистом месте, потому что с помощью вирда, которому обучает устаз, мюрид общается с Аллахом.

3. Нужно выполнять вирд, прикрыв аурат. Особенно это касается женщин.

4. Не нужно разговаривать во время вирда. Хотя, если зовут родители, дети должны отозваться. И если женщину позвал муж, она тоже должна отозваться.

5. При выполнении вирда нужно иметь чистое намерение: «я намереваюсь выполнить вирд, который мне повелел совершать устаз».

6. Совершая вирд, мюрид должен сидеть так, как в намазе, если есть возможность. Если мюрид не соблюдает адаб без уважительной причины, то он сам препятствует получению истинной пользы от вирда.

 

 

Адабы, совершенствующие мюрида. Часть 1 Автор: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хусейн ат-Тасфави Книга: Аль-фатху раббани Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни Мы расскажем вам об условиях, которым должен соответствовать мюрид, и об адабах, то есть нормах поведения, которые он должен соблюдать. У всего есть свои условия, это должен знать каждый мусульманин. Свои условия есть у намаза, поста и хаджа. В Шариате необходимо выполнять определенные условия, чтобы тот или иной вид поклонения был действителен. В тарикате также есть условия, которые должен выполнять мюрид. Недостаточно просто зваться мюридом. У вирдов есть свои шуруты. Соблюдая их, мюрид получает пользу. Меня поразил ответ Хишама Бурхани, большого учёного из Сирии, на вопрос о рабите. Он сказал: «Рабита - это хорошо, если совершать её со всеми шурутами и рукнами». Многие отрицают тарикат, потому что не знают его шуруты, рукны и адабы. К тому же, те, кто в тарикате, сами не соблюдают эти шуруты и рукны, их поведение не соответствует тарикатским требованиям. Муташейхи, например, называют себя устазами, но то, что они делают, не соответствует ни рукнам, ни шурутам тариката. Поэтому я выбрал книгу «Аль-фатху Раббани» и решил по ней провести этот урок. Есть известная книга «Римаху хизб», на которую часто ссылается Хасан Афанди. Автор этой книги дал иджазу на наставничество автору книги «Аль-фатху раббани». «Фатху раббани» написал не Абдуль-Кадир Джиляни, как некоторые полагают, а Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хусейн - шафиитский учёный, также известный как ат-Тасфави. В этой книге говорится, что адабы мюрида делятся на два вида. Первый – адабы, которые совершенствуют мюрида, с помощью которых он становится мюридом «камиль». Второй вид - адабы, обязательные для мюрида. Есть условия, соблюдение которых делает намаз действительным, а есть те, соблюдение которых его украшает. И точно так же существуют условия, выполняя которые, мюрид считается мюридом, а есть условия, выполнение которых совершенствует мюрида. В этой книге перечисляется сорок адабов, которые человек должен начать соблюдать, как только он вступил в тарикат. Как адабы совершенства, так и обязательные адабы делятся на две группы: то, что связано с самим человеком и то, что связано с вирдом. Мы начнем с адабов совершенства, следуя книге «Фатху Раббани». Что нужно для того, чтобы мюрид стал совершенным? Он должен вступить под воспитание истинного, богобоязненного шейха, у которого есть непрерывный иснад. Сам мюрид тоже должен быть богобоязненным. А что такое богобоязненность? Об этом сегодня многие говорят, но мало кто понимает истинный смысл богобоязненности. Бояться Аллаха – это значит не переступать границы, установленные Аллахом. Многие говорят: «Я боюсь Аллаха, и у меня чистое сердце», - но посмотришь на их поведение и ужасаешься, ведь они не чтут законов Аллаха! Таква, богобоязненность, находится в сердце, но всегда проявляется в поведении человека. Можно же отличить горячую печь от холодной, просто поднеся к ней руку! Богобоязненность всегда заметна. Итак, во-первых, таква – это соблюдение границ, совершение дозволенного и отказ от недозволенного. Во-вторых, быть богобоязненным - значит стараться ради религии Аллаха, прилагать все усилия. Конечно, никто не требует сразу же стать ангелом или муджтахидом. Но нельзя говорить: «Я боюсь Аллаха», - и при этом спать, есть и ничего больше не делать! В-третих, богобоязненность означает выполнение обещаний. В первую очередь, того обещания, которое мы дали Аллаху еще в азале. И обещания следовать Сунне, которое мы дали Пророку. И обещания шейхам выполнять их повеления. Держать слово и соблюдать договоры – одно из проявлений богобоязненности. Нет ни одного сахаба, который нарушил бы данное Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, слово. Не сдержали своего слова только лицемеры. В-четвертых, таква – это довольство тем, что дал Аллах. Если Аллах дал тебе устаза – будь доволен своим устазом. Не надо смотреть по сторонам, искать других шейхов! Сегодня среди мюридов распространился плохой обычай - при живом устазе мюрид интересуется другими шейхами. Он похож на замужнюю женщину, которая ищет себе другого мужа, или на вдову, которая только что мужа похоронила, а уже задумывается о новой свадьбе! Такая жена никогда не будет относиться к мужу с ихлясом, она слишком легкомысленна. Но мюрид не должен быть легкомысленным! Также мюрид должен быть доволен имуществом, которое ему дал Аллах. Он не должен гоняться за одним, за другим, за третьим! Так он теряет пользу от тариката. Он должен быть доволен муалиммом, который обучает его ильму. Мюриду следует считать, что Аллах дает ему самое лучшее. Итак, ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА. Богобоязненный мюрид должен выбрать богобоязненного устаза с иснадом до Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Говорят, что тот, у кого нет иснада, - беспризорник, который не знает своих родителей. Так пишут о человеке, который без всякого иснада претендует на то, чтобы быть шейхом. ВТОРОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА. Мюрид должен все пять намазов совершать вовремя и, по возможности, в джамаате. Также мюрид должен выполнять повеления Аллаха и соблюдать требования Шариата. Сайфулла-Кади, куддиса сирруху, пишет Хасану Афанди, куддиса сирруху: «Я завещаю ему и другим братьям очищать сердце от всего, кроме Аллаха, соблюдать договор и не совершать предательства». А в наши дни своих слов не держат! Сайфулла-Кади, куддиса сирруху, продолжает: «Также завещаю, чтобы он был доволен тем, что ему дал Аллах и чтобы полагался на Аллаха, чтобы он стоял на истинных убеждениях Ахлю-с-сунна уаль джамаа, усердствовал в совершении суннат-намазов и совершал все пять намазов с джамаатом». А сегодня никто в мечеть не приходит! Расскажу вам случай, которому сам был свидетелем. Один мюрид пришел к шейху Мухаммаду-афанди из Батлуха, куддиса сирруху. Шейх спросил его: «Ты совершаешь намаз в джамаате?» А тогда в Буйнакске была всего одна мечеть и практиковать религию было запрещено. Мюрид ответил, что не молится в джамаате. Шейх сказал ему: «Тот, кто оставляет джамаат-намаз, либо фасик, который не придает значения религии Аллаха, либо дурак, который берет только один рубль, когда ему предлагают двадцать семь». Это болезнь нашего времени - мечетей построили много, а намаз джамаатом в них совершают единицы! Завещание Сайфулла-Кади, куддиса сирруху, мюридам совершать намаз джамаатом можно прочитать в «Мактубат» на стр. 129. ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Перед каждой сурой в намазе следует вслух, громко, не про себя читать «бисмилляхи ррахмани ррахим». По ханафитскому мазхабу не обязательно читать вслух, по шафиитскому - обязательно, но для мюрида адаб – всегда читать громко. ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА При совершении руку'а и суджуда следует произносить слова «субханараббияль азым уа бихамдихи» и «субханараббияль а’ля уа бихамдихи» четко и не торопясь. В джамаат-намазе эти слова надо произносить по три раза, со спокойным сердцем. ПЯТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА Нельзя прекращать совершать тахаджуд-намаз тому, кто его совершает. Пусть будет хотя бы два ракаата! Имам Шаарани в «Анваруль къудсия» пишет: «Мюриду, который не встает рано утром, благ от Аллаха достается очень мало. Как он получит много благ, если Аллах раскрывает врата своей милости, файза и других благ рано утром, до рассвета, когда все спят, когда никто не видит совершающих ибадат?! Тем, кто в это время спит, Аллах посылает очень мало благ». Обратите внимание: те, кто был до нас, усердствовали в ночных намазах – тахаджудах, особенно зимой, когда ночь длинная. Мюрид не должен смотреть допоздна фильмы и пропускать тахаджуд! Мюрид должен соблюдать порядок, ему не следует пренебрегать временем, когда поклоняются Аллаху. Тахаджуд-намаз является одним из условий совершенства, даже если это всего два ракаата. ШЕСТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА - это усердие в суннат-намазах до и после фарзов. Если спросят, в чем тут мудрость, мы скажем, что мудрость совершения ратибатов заключается в том, что они очищают сердце от беспечности, которая появляется от бесполезных разговоров. Мюрид смывает эту беспечность суннат-намазом и вступает в фарз-намаз с сердцем, чистым от къасавата. Что такое касават? Касават - это когда человек встаёт перед Аллахом, а его сердце не испытывает трепета и стыда перед Ним. Когда скорлупа къасавата покрывает сердце, человек видит покойника, но это его не трогает и не беспокоит. Увидит человека при смерти - и остается равнодушным. Даже большие беды, стихийные бедствия и катастрофы не трогают его сердце. Такой человек кажется живым, но у него жизнь – как у животных. Не такую жизнь Аллах возвысил. Если хотите оживить сердце, следует совершать суннат-намазы перед фарзом. Когда я учился в Хвартикуни, муалим рассказал мне историю: «Один алим говорил: «Если в Дагестане есть тот, кто знает «Ихья», пусть придет ко мне». Этот алим, уже пожилой человек, был мюридом. И вот однажды он спускался с гор и увидел старика, лежащего на земле, рядом со своим конем. У старика изо рта шла пена. Алим растерялся, не зная, что делать. Через пять минут старик встал, потянул лошадь за поводья и собрался уходить. Мюрид спрашивает у него: «Что же с тобой случилось?» Тот ответил: «Я спускался на равнину, и там касават покрыл мое сердце, мешал мне поминать Аллаха и сохранять сердце в хузуре. А здесь я вспоминал смерть». Посмотрите, как знающие люди избавляются от касавата, как они его остерегаются! Они боятся, что сердце отяжелеет как камень и перестанет бояться Аллаха. А это очень опасно. Если в этот момент человек умрёт, он может умереть в заблуждении. Имам Газали пишет в «Ихья»: «Плачьте, когда ваше сердце покрывает касават, то есть, когда оно черствеет. Если не плачется, то хотя бы делайте вид, что плачете, потому что это очень опасно». Когда алим, который говорил: «Кто знает «Ихья», пусть приходит ко мне», - увидел этого старика, он сказал себе: «Вот так, оказалось, что я не знаю «Ихья»». Если бы знал «Ихья», то много раз уже проделывал бы то же, что и этот старик, чтобы очистить сердце от касавата. В тарикатских книгах не буквы читают. Тарикатские книги показывают тому, кто их читает, дары и знания, которые Аллах послал тарикатским шейхам, имамам. Нужно открыть для себя сокровища, спрятанные в этих книгах. Пока мюрид не увидит эти сокровища, он подобен мази, которую мажут на кожу, но пользы она не приносит. Суннат-намазы, совершаемые после фарза, смывают ошибки, допущенные в фарз-намазе. Аллах дал нам возможность смывать ошибки. Есть, к примеру, закат-уль фитр после поста в месяц Рамадан. Для хаджа есть курбан. А суннаты после фарз-намазов – для того, чтобы стирать ошибки в фарзах. СЕДЬМОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Мюрид должен быть правдивым (сидк) в словах и поступках. Недостаточно просто называться мюридом. Сегодня многие называют себя мусульманами и довольствуются одним этим названием. Скольких людей родители назвали, Мухаммадом или Ахмадом, но при этом их поведение не соответствует нормам Ислама! Поведение человека должно соответствовать его имени. Имя Абдурахман, например, означает «раб милостивого Аллаха». Хасан – «тот, в ком есть благо». Нужно вести себя так, чтобы была связь между именем и поведением. Если мы не будем так себя вести, то не достигнем совершенства. Поэтому говорят, что первые шаги в тарикате мюрид делает из-за своей правдивости. Именно благодаря этому качеству возвысился Абу Бакр, разы Аллаху анху, которого называли Ас-Сиддык. Тех, кого называют сиддыкъ, Аллах упомянул после пророков и посланников, а.с., в суре ан-Ниса в 69-м аяте (смысл): «Они покорны Аллаху и Его Посланнику. Это те, кому Аллах даровал благо. Они – пророки, сиддикъины, шахиды и салихины». Упомянув пророков, Аллах в этом аяте говорит о сиддикъинах. Вот как Аллах возвышает того, в ком есть сидкъ, то есть, правдивость! Если в мюриде есть это качество, его будут уважать даже немусульмане. Так, например, Аллах возвысил имама Шамиля, куддиса сирруху, и заставил других его уважать. Аллах сделал так, что имама Шамиля, куддиса сирруху, похоронили на кладбище Джаннат аль Бакия. Это потому, что в нем правдивость, сидк, достигла совершенства! А нынче многие мюриды не правдивы, они не соответствуют высокому званию мюрида. Многие приходят в тарикат из-за мирских целей, мало людей приходит ради Аллаха. Мюрид - это тот, кто говорит: «Иляхи анта максуди уа ризаака матлуби» («О Аллах, Ты моя цель, и Твоего довольства я ищу»). У мюрида нет иной цели, кроме довольства Аллаха. В книге «Рисалатуль-Кушайрия», написанной тысячу лет назад, имам Кушайри, пишет: «Сидк – это основа тариката». Все начинания мусульман последнего времени, все объединения, партии рушились из-за того, что в людях нет сидка. Имам Кушайри продолжает: «Всё в тарикате делается с помощью сидка. Сидк устанавливает необходимый порядок вещей». Но если у мюрида нет сидка, зато есть двадцать тысяч намерений в каждом деле, если им движет всё что угодно, кроме стремления к Аллаху, никакого порядка не будет! ВОСЬМОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА Мюрид должен хорошо относиться к родителям, особенно к матери. Почему? Потому Пророк, солляллаху алейхи уа саллям, сказал: «Рай под ногами матерей». Человек не может достичь познания Аллаха, если унижает мать и не уважает ее. Если мюрид не соблюдает адаб по отношению к родителям, которых Аллах сделал причиной его прихода в этот мир, он не станет соблюдать и адаб к устазу, которого Аллах сделал причиной для получения им благ в обоих мирах. Мюрид должен знать условия, которым он должен соответствовать, и адабы, которые он должен соблюдать. Иначе он не достигнет своей цели. Приведем пример. Больной приходит к врачу. Врач назначает ему лечение, а тот выполняет не все предписания врача. Естественно, больной не выздоравливает. Также и в тарикате: если мюрид не будет выполнять все предписания муршида, то не достигнет духовного выздоровления. В хадисе Пророка, солляллаху алейхи уа салям, сказано: «Благоухание Рая чувствуется за пятьсот лет пути от него. И это благоухание не почувствует тот, кто мучает своих родителей и разрывает родственные связи». Посмотрите, как сегодня родственники относятся друг к другу, как братья после смерти отца ссорятся из-за наследства, а сестры не разговаривают друг с другом из-за сотни разных глупых причин! В наше время за примерами далеко ходить не надо! Все это видят вокруг себя. Но приведите мне пример, когда родственники обиделись друг на друга из-за дуньяла во время сахабов. Вы такого не найдете! А сегодня мы сами строим широкую асфальтированную дорогу для шайтана, чтобы ему удобнее было становиться между нами и разделять нас. Неудивительно, что, когда человек следует своим страстям и стремится к приобретению мирских благ, тот, кто ему мешает, становится для него врагом, даже если это его близкий родственник. Поэтому восьмое условие для мюрида – это уважение к родителям. Если человек не будет соблюдать адаб к своим родителям и будет разрывать родственные связи, то не почувствует и запаха Рая. ДЕВЯТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА - это постоянство в любви к шейху. Какой мюрид соответствует этому условию? Явно не тот, который говорит устазу «до свидания», если ему приходится выбирать между любовью к шейху и должностью, даже если до этого он не отходил ни на шаг от устаза. Тот мюрид постоянен в своей любви, который не видит в этом мире ничего, кроме устаза. Если его внимание поглощено чем-то, кроме устаза, то в конце концов он отвернется от шейха. Мюрид до самой своей смерти должен любить устаза – это условие получения баракята от шейха. Всё, что мюрид получает от Аллаха через шейха, он получает из-за любви, которая есть между ними: из-за любви устаза к мюриду и из-за любви мюрида к устазу. Но мы живем в ахир замане, поэтому у нас все кверху дном! Многие мюриды говорят: «Мы любим устаза», - но при этом не делают ничего, чтобы их любил устаз. Имам Шаарани пишет в «Анваруль кудсия»: «Мюрид - это не тот, кто гордится своим шейхом, а тот, кем гордится его шейх». Сахабы не сидели кружком, как мы сегодня, беседуя о достоинствах Пророка, солляллаху алейхи уа саллям. Они отдавали все свои силы, духовные и физические, и все свои средства ради религии. Вот как они боялись ослушаться Аллаха! Они всё делали так, чтобы Пророк, солляллагьу алейхи уа саллям, был ими доволен. А мы сегодня ведем себя совсем иначе. Мюрид - это не тот, кто гордится устазом, а тот, кем гордится устаз. Пусть каждый сам себя спросит: «Что я сделал для того, чтобы мой шейх мною гордился?» Наверняка окажется, что он ничего не сделал. Постоянство в любви к шейхам – это на сегодняшний день одно из самых необходимых условий для мюрида. И этому условию не соответствую ни я, ни другие мюриды. Все дело в нашем равнодушии! ДЕСЯТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Следует уважать всех мюридов, особенно больших. А сегодня и с этим дело плохо. Куда бы я ни приехал: в любой город или село – везде нахожу людей, которые отучились год или два в медресе и спорят с большими мюридами, не делают им адаб, не воспринимают всерьез и называют невеждами. Эти люди, наверное, думают, что, если они умеют немного читать по-арабски, их проведут по мосту Сират без допроса! Бедняги не умеют получать пользу от больших мюридов, от их высказываний. А ведь тарикатские книги требуют от нас соблюдать адаб к большим мюридам! А почему они выступают против больших мюридов? Потому что у них нет любви к тарикату. Сердце болит, когда видишь, как в ауле, где живут большие мюриды, имам, который, между прочим, в тарикате, не приходит на хатму, которую они проводят! Таких аулов много. Имам не приходит, потому что его намерения не чисты и у него нет любви к тарикату. Если бы у него и подобных ему была любовь к тарикату, они любили бы всех, кто любит устаза, и уважали их. Но они этого не делают, потому что не любят устаза по-настоящему! Большие мюриды рассказывали мне, что, когда Мухаммаду сыну Хаджи из аула Гахварти, куддиса сирруху, задавали вопрос по фикху, он, прежде чем заглянуть в книги, спрашивал у больших мюридов из аула. Он помнил, что Аллах одарил их нуром, скрытым видением и пониманием. Когда он получал ответ и сверял его с книгами, то всегда оказывалось, что мюриды были правы. Но сегодня молодёжь не берёт пользу от больших мюридов. А ведь они могли бы принести немало пользы, потому что встречались с прежними шейхами и алимами. Но молодые так слабоумны, что, вместо того чтобы получать пользу, цепляются за какую-нибудь их небольшую ошибку и начинают с ними враждовать.

Адабы, совершенствующие мюрида. Часть 2 Автор: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хусейн ат-Тасфави Книга: Аль-фатху раббани Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни ОДИНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Нельзя причинять вред другому мюриду. Если два брата враждуют между собой, если один ударит другого или изобьёт – разве будут довольны родители? Нет, не будут. Разве будет доволен нами устаз, которого Аллах сделал причиной нашего счастья в этом мире и в вечности, если мы будем вредить друг другу? А ведь неприязнь между мюридами нынче не редкость. ДВЕНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Следует почитать и любить всех аулия – «приближенных» рабов Аллаха. Мюриды должны любить их, потому что их любит Аллах, потому что они избраны Аллахом. ТРИНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Для всех мюридов сегодня крайне важно соответствовать этому условию. Необходимо любить все творения Аллаха, нельзя разрывать отношения с другими людьми. Особенно надо любить братьев-мюридов, то есть, мюридов твоего шейха. Необходимо быть с ними мягким и прощать обиды, нельзя вызывать их гнев. При общении с человеком нужно учитывать его характер и интеллектуальные способности. Когда я был в Сирии, мне говорили: «Гляди, вот этот человек со всеми дружит. Почему бы тебе не наладить со всеми хорошие отношения?» Но как можно быть в хороших отношениях со всеми?! Это значит, нужно молчать в кругу тех, кто ругает тарикатского шейха, или даже самому ругать его! А потом приходить к тем, кто любит устаза, и снова либо молчать, либо тоже хвалить! Человек не должен колебаться, как лист на ветру, он должен придерживаться одного пути. Какого? Того, который нам указал Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, о наставлении на который мы молим Аллаха каждый день, читая суру аль-Фатиха. Это отнюдь не путь страстей и удовольствий, не путь 'уждбу – гордыни - и не путь рия – показухи. Но, когда понаблюдаешь за людьми, замечаешь, что один опьянён стремлением к славе, другой - материальными благами, третий - любовью к чему-нибудь. А следует идти по истинному пути! Нужно анализировать, соответствуют ли твои поступки повелениям Аллаха. Нельзя из-за своих страстей играть Исламом и изменять религию Аллаха! Сегодня многие, как плакальщицы, льют слезы по Исламу, но на деле совершенно не беспокоятся за религию. Многие сидят дома, болтают и на словах готовы свернуть горы. Послушаешь, так, по их словам, один строит мосты, другой - мельницы, а третий -искусственные озера! Рассказывают такое, что уши вянут! И про религию тоже много болтают, мол, они уже столько всего сделали для Ислама и даавата. Но прогресса нет, нет ничего… Большинство алимов увлечено дуньялом, они ищут роскоши и комфорта. Простые люди тоже гоняются за дуньялом, ни у кого не болит сердце за дело религии. Мюриды не любят друг друга… Чтобы появились хорошие отношения, нужно обратиться к Всевышнему, который всем нас одаривает. Когда из Йемена привезли богатства, Умар-асхаб, разыАллаху анху, заплакал: «Это не потому что я такой хороший! Если бы богатство давалось за благой нрав, то его получил бы Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, ведь он лучше меня. Или Абу Бакр, р.а., ведь он тоже лучше меня. Аллах посылает нам испытание». После смерти Умар-асх1аба между мусульманами началась фитна. В хадисе Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, говорится: «Аллах откроет моей умме мирские блага, и мусульмане станут завидовать друг другу и убивать друг друга». Это всё - дуньял. Дуньял – это деньги, любовь к власти и величию. Дуньял – это когда человек выпячивает своё «я». У каждого свои цели. Но нельзя считать других невеждами. Любой разумный человек это понимает. Хороший врач ставит диагноз, просто понаблюдав за пациентом. Однажды в Чиркей приехал врач из Буйнакска. Он указал на одного большого мюрида: «Кто это? У него больные почки, вряд ли он проживёт больше одного-двух месяцев». Как врач сказал, так и случилось: тот мюрид умер через пару месяцев, да смилостивится над ним Аллах и да простит ему грехи. Тот, кто по-настоящему изучил захир-ильму, может увидеть то, что скрыто от глаз простых людей. Что уж говорить о тех, кто обладает батин-ильму, то есть, о тех, кому Аллах открыл сокровенное! Они видят всё, что скрыто, так же, как мы на УЗИ видим свои внутренности. За последние 10-15 лет мусульмане разделились, погнавшись за мирскими благами. Мюриды тоже начали гоняться за дуньялом. Многие при этом прикрываются религиозными лозунгами! В одном городе есть десять медресе, во главе которых стоят тарикатские люди. Но за последние десять лет из этих медресе не вышло ни одного алима! Один брат по вере, которому Аллах дал богатство, рассказывал: «Я уже 10 лет содержу медресе и с каждым годом отдаю всё больше и больше денег. Но до сих пор нет ни одного выпускника!» Кто в этом виноват? Мы сами виноваты. Разве у нас получится любить друг друга и не разделяться, если мы так себя ведём? Если бы деньги обеспечивали любовь, то между богачами было бы крепкое братство и мафиози не убивали бы друг друга. Но любовь приходит от Аллаха, когда Он нами доволен. Если мы будем думать о своём нафсе, о своём комфорте и благополучии, то Аллах не пошлёт нам любовь. Если между мюридами нет духовной связи, какая была раньше, материальные блага нам её не заменят. Многие мусульмане сотрудничают с евреями, но разве они любят друг друга? Конечно же, нет, партнёрство просто приносит деньги, а настоящая любовь, которая не проходит со временем, основана на повелениях Аллаха. Такая любовь бывает между братьями по вере, которые отбросили дуньял, например, между ансарами и мухаджирами. Чтобы между мюридами установилась настоящая братская любовь, нужно, чтобы они повернулись к Аллаху, то есть, делали всё ради Него. Недостаточно простого желания или слов о любви. Мюриды не должны грызться за дуньял, как собаки. Слово «дуния» в арабском языке означает «низкий». Но сколько сыновей и отцов разделил дуньял! Устаз рассказывал, что, когда возвращался с хаджа, он думал, что братство в религии – это очень легко, но оказалось, что это тяжело. Устаз говорит, что он и Иса-хаджи берегли свое братство, не допуская вторжения дуньяла. А как поступают другие люди? Они убивают друг друга за власть, грызутся за деньги. Разве можно стать братьями из-за денег, пусть даже назвав друг друга братьями? Братство может быть лишь среди тех, кто следует повелениям Аллаха и отказывается от дуньяла, как ансары и мухаджиры. Насколько мюриды покорны Аллаху, настолько крепка братская любовь между ними. А если они непокорны Аллаху, их братство будет слабым. Имам аль-Газали пишет в «Ихья» в главе о братстве: «Аллах объединяет двух людей тогда, когда они придерживаются Его повелений и соблюдают предписания Ислама. Но как только один из них, или они оба, начинает совершать грехи, они расходятся». Эта болезнь сердец распространена среди мюридов. Но их это не заботит – у них нет времени. Поэтому мы и не получаем от тариката такой пользы, какую получали мюриды раньше. Недостаточно просто иметь устаза. Многие алимы изучили захир ильму и обладали глубокими знаниями, но у них не было учеников, и все знания ушли с алимами в могилу. Надо знать, как получить пользу от устаза. Многие отцы знают, как устроен этот мир, но дети не получают пользу от родительских знаний и остаются ни с чем, не понимая, как нужно жить. У многих отцы были алимами, но сыновья не учились у отцов. Потом алимы умирали, и опомнившиеся сыновья оставались у разбитого корыта, без знаний. ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Нужно гневаться на того, на кого гневается устаз. А у нас большинство мюридов ходит в обнимку с теми, на кого устаз гневается! Хасан аль-Басри сказал: «Если бы у мунафиков были хвосты, нам некуда было бы поставить ногу». У сегодняшних мунафиков, наверное, по два хвоста! Также следует любить того, кого любит устаз, и дружить с ним, даже если он не в тарикате. Если устаз любит кого-то, кто не в тарикате, нам тоже надо любить этого человека. Скорее всего, в нём есть какая-то хорошая черта, иначе устаз бы его не любил. А может, у его предков был адаб. В суре Каф, в истории Хизри и Мусы, алейхума салям, говорится, что Хизри поправил стену дома, где жили сироты, и сказал: «У этих сирот были хорошие родители». В одном ауле жил большой алим и тарикатский устаз. Хасан-афанди, куддиса сирруху, передал ему: «Приезжай ко мне, нам надо поговорить», - и устаз вместе со одним из своих мюридов вышел в путь, чтобы встретиться с Хасаном-афанди, куддиса сирруху. И вот они приехали в местность, где жил Замир-Али - лидер дагестанских ваххабитов. Тот мюрид начал общаться с Замир-Али и сам стал ваххабитом. Посмотрите, сколько зла исходит от дурного человека! А многие преспокойно поддерживают отношения с плохими людьми, которые щедро делятся со всеми дурным нравом! Хасан Устар, куддиса сирруху, пишет в «Хуласатуль адаб»: «Люби того, кто любит твоего устаза, и ненавидь того, кто его ненавидит. Оставь тех, кто делает бид'а, и тех, чье сердце забыло Аллаха. Чем ближе Судный день, тем больше становится тех, кто склонен к вредным нововведениям, и тех, чье сердце не поминает Аллаха. Сторонись тех, кто отрицает тарикат и шейхов, – держись от них дальше, чем от огня». ПЯТНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА У мюрида должен быть и'тикад, то есть, убеждённость в устазе и во всём, что от него исходит. Это приведёт мюрида к высоким степеням в тарикате. А тот, кто проверяет устаза, ничего в тарикате не достигнет. Абу-Бакр, р.а., полностью доверял Пророку САС и поднялся на самую высокую ступень среди сподвижников. ШЕСТНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА связано с пятнадцатым. Мюрид не должен проверять своего устаза. Об этом пишет автор «Фатху Раббани». СЕМНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Нужно правильно относиться к испытаниям, которые Аллах посылает для проверки. Только грешники, о которых Всевышний часто говорит в Коране, неверно толкуют испытания. ВОСЕМНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Мюрид не должен никому рассказывать о своём вирде. А сейчас мюриды рассказывают чуть ли не каждому встречному, какое задание им дал устаз и на какой уровень он их поднял. Автор «Фатху Раббани» пишет: «Вирды, которые даёт устаз, – это тайна, которую мюриду не следует раскрывать». Просто перебирать чётки – это нормально. А становиться посреди дороги и делать сердечный зикр с двумя чётками – это перебор. Такое порицается правилами тариката. Но нет ничего плохого в том, что мюрид просто перебирает чётки, не подчеркивая, что выполняет вирд. Многим это не нравится, многие говорят, что это рияъ, то есть, показуха. А класть в карман пачку сигарет и курить у всех на виду – это не показуха? А пить пиво на улице - не показуха? Те, кто осуждает чётки, сами, как правило, зикр не делают – в этом и проблема! Мюрид не должен выпускать чётки из рук, если он по-настоящему любит тарикат. У курильщика в кармане всегда лежат сигареты и зажигалка. Если ему можно носить всё это в кармане ради шайтана, то почему нам нельзя носить с собой чётки ради Аллаха, чтобы Его поминать?! Но не стоит выполнять вирд у всех на виду, особенно специальные задания, например, сердечный зикр. А в наши дни мюриды даже перед устазом вынимают по двое чёток, хотя показывать устазу чётки, даже одни, – это несоблюдение адаба. Мюрид не должен вынимать чётки там, где находится устаз. Накшубандийский мюрид, находясь рядом с устазом, должен совершать рабиту на Махмуда Афанди, куддиса сирруху. Попробуем объяснить, почему показывать чётки устазу – это нарушение адаба. Использование чёток – это как использование рук, когда плаваешь. Но если делать вид, что плаваешь брассом, стоя на палубе корабля, - все будут смеяться! Рядом с устазом мюрид будто находится на борту корабля и плывет по пути познания Аллаха. Поэтому вынимать чётки перед устазом и, тем более, их использовать – это несоблюдение адаба. Об этом написано в тарикатских книгах. Чётки надо использовать так, как установлено правилами тариката. А сердечный зикр, который совершается двумя чётками, нужно совершать так, чтобы никто не видел. Но просто перебирать чётки, как все это делают, можно. Это не нарушает адаб. В книге «Бугъятуль мустафин» написано: «Мюрид должен скрывать свой вирд. Это адаб муаккада». Адаб муаккада - это адаб, который мюрид должен соблюдать с особым усердием. Особенно это касается накшубандийских мюридов: им не следует оповещать окружающих, какой степени, какого макама они достигли. Если делать зикр с двумя чётками, сразу понятно, что зикр сердечный. Если мюрид дышит определенным образом, закрыв глаза, всем станет ясно, что он достиг макама хафсу-нафас. Можно даже не говорить об этом – и так всё видно. Хасан Афанди, куддиса сирруху, пишет: «Берегитесь того, чтобы люди поняли, какой степени в вирде вы достигли. Скрывайте свой вирд, ведь через тайное поклонение Аллах поднимает на высокие степени». ДЕВЯТНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА Мюрид не должен быть небрежен в совершении вирда и не должен его пропускать без уважительной причины. Если мюрид болен, он может совершить вирд с опозданием и восполнить. В тарикатских книгах написано, что мюриду следует восполнять вирд, к совершению которого он привык. ДВАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА. Мюрид не должен самостоятельно раздавать вирды, если у него нет достоверного разрешения от устаза. Многие мюриды гибнут из-за этого. Есть два вида разрешения от устаза (изну). Во-первых, есть изну, которое подтверждает, что мюрид достиг степени инсан камиль – совершенного человека. А второй вид изну разрешает мюриду совершенствовать других людей. Многие мюриды сами стали раздавать вирды. Они погубили себя и тех, кто последовал за ними. Надо различать собственное совершенство и способность совершенствовать других. Нельзя приступать к совершенствованию других людей без амру, без повеления устаза. Большинство шейхов, получивших иджазу, скрывали это. Хусейнил Мухаммад из Уриба, куддиса сирруху, скрывал изну в течение тридцати лет, хотя он был одним из лучших в воспитании мюридов. Он тридцать лет совершал сердечный зикр! Некоторые мюриды хотят, чтобы устаз уже через 2-3 года довел их до степени муракаба. А Хусейнил Мухаммад тридцать лет скрывал, что он шейх, что Хасан Афанди, каддаса Аллаху асрарухум, дал ему иджазу. Вот что значит искренне следовать словам «иляхи анта максуди уа ризаака матлуби» («О Аллах, Ты моя цель, и Твоего довольства я ищу»). Такие люди достигли в этом совершенства. Если бы в них была хоть капля гордыни, они бы старались обнародовать свой статус, но Хусейнил Мухаммад, куддиса сирруху, скрывал свою иджазу тридцать лет! И Аллах дал ему баракат - он прожил 130 лет! Он был с Сайфулла-Къади в Казанище1, каддаса Аллаху асрарахум, и воспитал множество мюридов.