Обретение благодати (табаррук)

Баракят (благословение) имеет различное значение в аятах, хадисах и других текстах. Чаще всего это обозначает рост, и материальный, и духовный. На самом же деле баракят относится к числу Божественных тайн, это результат близости к Аллаху, это плоды праведных деяний. Посредством баракята человек осуществляет свою мечту и спасается от различных несчастий.

Баракят – это ключ к благу, это милость Аллаха. Аллах вложил баракят в Свою Книгу - Коран, по этому поводу в одном из аятов сказано: «Писание, ниспосланное тебе, благословенно» (38:29), также благословенным может быть место: «Господи, приведи меня в место благословенное» (23:29), благословенно имя Аллаха: «Благословенно имя Господа твоего, обладателя славы и почёта!» (55:78), благословенным Аллах сделал и род пророков, начиная с Ибрахима (мир ему): «Милость Аллаха и благословение Его над вами, обитатели дома!» (11:73), и сам Аллах благословен по Своей сути: «Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54). То есть мы видим, что баракята много, он во всём, что создал Аллах.

Табаррук — это поиск благословения Аллаха посредством какой-либо вещи. И так как баракят - это увеличение и рост, то табаррук — это поиск благословения посредством вещей и всего того, что связано с праведниками, в надежде на увеличение блага по воле Аллаха. Причиной этого снова становится степень, занимаемая ими перед Аллахом.

О табарруке писали многие факихи всех четырёх мазхабов. Они все подтвердили дозволенность табаррука. Они не только писали об этом, но и сами практиковали его, подражая праведным саляфам.
Табаррук по своей сути — это тавассуль, способ обращения к Аллаху посредством степени тех великих людей, и их положения перед Аллахом, наследием которых совершается табаррук, но снова мы повторяем, что всё это происходит по воле Аллаха.
Табаррук посредством сур Корана.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся: «Во время предсмертной болезни Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лечил себя двумя последними сурами Корана, а когда он не мог уже делать этого, то я сама лечила его этими сурами».

В другом риваяте передаётся, что когда в семье Пророка (мир ему и благословение Аллаха) кто-либо заболевал, то он лечил больного последними двумя сурами Корана.

От Уммы Салама передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лечите её сурами Корана, поистине, на ней сглаз».

В другом риваяте от неё же передается: «У неё жёлтое лицо, поэтому лечите сурами Корана».
Табаррук могилой Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

От Дауда ибн Аби Салиха передаётся: «Однажды Марван подошёл к могиле Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и обнаружил человека, приложившего к ней щёку, он схватил его за шею и спросил: „Знаешь ли ты, что делаешь?". Этот человек ответил: „Да". Это был Абу Айюб аль-Ансари. Продолжив, он сказал: «Да, я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), а не к камню. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Не плачьте по религии, если во главе ее достойные, но плачьте, если во главе ее недостойные"» (аль-Хаким, 8571; С утверждением, что этот хадис достоверный).

В этом хадисе указание на то, что один из сподвижников лёг щекой на могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха)- Кади Яд сказал: «Ибн Умар прикладывал руку к минбару Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а затем прикладывал её к своей щеке».

Кади Гияд передает от Ибн Кясира: «Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) дожидались, когда другие покидали мечеть, прикасались к той стороне минбара, которая ближе к могиле, обращались к Аллаху с мольбой». Мулла Али аль-Кари сказал, что этот риваят передал Ибн Сад от Абд-ур-Рахмана ибн Абд-уль-Кари.

Умар ибн аль-Хаттаб перед смертью сказал своему сыну Абдулле: «Иди к матери правоверных Аише (да будет доволен ею Аллах) и скажи: "Умар передает тебе салам и просит у тебя разрешения быть похороненным рядом со своими друзьями". Абдулла ибн Умар так и поступил. Когда он пришёл к Аише, она плакала. Услышав его слова, она сказала: "Я хранила это место для себя, но сегодня уступлю его Умару". Когда Ибн Умар вернулся, отец спросил у него: "С чем ты вернулся?". Сын ответил ему: "С тем, чего ты ждал, она разрешила". Умар сказал: "Хвала Аллаху, это то, чего я хотел. Когда я умру, несите меня к могиле, и дойдя, произнесите приветствие и попросите разрешения у семьи Пророка (мир ему и благословение Аллаха), если оно будет дано, то похороните меня рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), а если нет, то похороните меня рядом с остальными мусульманами"» (Имам Бухари «Аль джами ас-сахих»,1392).

Ибрахим аль-Харби сказал: «Целовать камень Пророка (мир ему и благословение Аллаха — желательное действие (мустахаб)».

Автор «Гинаят аль-мунтаха» (мир ему и благословение Аллаха) шейх Мараги ибн Юсуф аль-Ханбали сказал: «Нет ничего предосудительного в прикосновении к могиле Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в надежде на баракят».

Аль-Мардави в «Аль-инсаф» сказал: «Разрешается прикосновение к могиле Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и это не относится к порицаемому (макрух)».

Ас-Самхуди в «Вафа аль-вафа» сказал: «Когда Билял приехал из Шама для посещения могилы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он плакал и ложился на неё лицом».

Передаётся, что Ибн Умар прикасался к могиле Пророка (мир ему и благословение Аллаха) правой рукой, а Билял ложился на нее лицом.

Когда имама Ахмада спросили о целовании могилы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал, что в этом нет ничего предосудительного.

От Ибн Аби ас-Сайфа аль-Ямани, одного из шафиитских учёных Мекки передаётся, что он считал дозволительным целование Корана, сборников хадисов и могил праведников.

Ат-Тайиб ан-Нашири (мир ему и благословение Аллаха) от аль-Мухибба ат-Табари передаёт, что разрешается целовать и прикасаться к могилам праведников, и этого мнения придерживались все праведные учёные («Тазхиб аль-асма валь люгат»).
Табаррук посредством волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

В хадисе, переданном Анасом, сказано: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Мину и бросал в ней камни, затем отправился совершать жертвоприношение, а когда ему начали стричь волосы, то сказал парикмахеру: "Возьми" — и указал сначала на правую, а затем на левую половину головы. После этого начал раздавать свои волосы другим людям».

В риваяте от Хафса говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал раздавать волосы с правой половины головы, а затем перешёл на левую, он раздавал им по одному, по два волоса.

В хадисе от Анаса сказано: «После того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) бросил камни и совершил жертвоприношение, он отправился стричь волосы. Ему подстригли правую половину головы, и Абу Талха отдал её Умм Саляме, а после того, как была подстрижена левая часть головы, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел раздать волосы остальным людям».

От Мухаммада ибн Сирина передается: «Я сказал Убайде, что у нас есть волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданные нам Анасом и членами его семьи». На это Убайда ответил: «Если бы у меня был хотя бы один волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то для меня это было бы лучше (мир ему и благословение Аллаха), чем весь мир».

От Усмана ибн Абдуллы ибн Маухиба передаётся: «Меня отправили к Умм Саляме отнести ведро, и она показала мне серебряный колокольчик, в котором хранила волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и я увидел волосы красноватого цвета. Когда у кого-либо заболевал глаз или другое место, то люди обращались к ней».

Имам аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «У Умм Салямы был серебряный колокольчик, в котором она хранила волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Раньше многие отрывали у колокольчика язычок и хранили в нём то, что было необходимо».

Имам аль-Айни сказал: «Умм Саляма хранила волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в колокольчике, люди часто во время болезни приходили к ней в надежде на баракят. Они клали этот волос в ведро с водой, а затем пили эту воду и излечивались. Также поступила и семья Усмана, а после лечения они отправили его с ведром, чтобы вернуть волос, и он увидел в колокольчике красные волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха)». То есть когда люди заболевали, то обращались к Умм Саляме, приносили различную посуду с водой, клали туда волос, а затем этой водой лечились.

От Джафара ибн Абдуллы ибн аль-Хакама передаётся, что Халид ибн Валид потерял свою тюбетейку во время битвы при Ярмук и сказал: «Ищите её». Когда никто не смог её найти, он снова сказал: «Ищите». Когда её нашли, обнаружилось, что это старая невзрачная тюбетейка, и Халид сказал: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил, умру и отправился стричь волосы, и я поспешил за ним, чтобы мне достались его волосы. Я уложил его волосы в эту тюбетейку и каждый раз, надевая её перед битвой, приходил к победе».

В «Сияр аль-анбия» аз-Захаби пишет: «Абдулла ибн Ахмад сказал: „Я видел, как мой отец целовал волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха), прикладывал его к глазам и опускал в холодную воду. Затем он пил эту воду и излечивался. Также он лечился и водой источника Зам-Зам"».

Передаётся от Абдуллы, что он спросил о прикосновении к минбару Пророка (мир ему и благословение Аллаха), на что тот ответил, что в этом нет ничего предосудительного.

Ибн Кясир в «Аль-бидая и ан-нихая» пишет, что у имама Ахмада в то время, когда его били, на одежде были волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Ибн Кудама аль-Макдаси пишет: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) раздавал свои волосы людям. Анас рассказывает, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после кидания камней и жертвоприношения подстриг волосы, то волосы с правой половины головы отдал Абу Талхе аль-Ансари, а волосы с левой части головы велел раздать людям».
Табаррук потом Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

От Анаса передаётся, что Умм Саляма расстилала для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) кожаную подстилку, на которой он спал днём, а когда он просыпался, то она собирала его пот и волосы (Имам Бухари «Аль джами ас-сахих», 6281).

В другом риваяте передаётся: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к нам и спал днём, а моя мать собрала его пот в отдельный сосуд. Проснувшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил, зачем она это делает, и она ответила, что использует его пот вместо духов» (Муслим; 6009).

В другом риваяте рассказывается: «Пот Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стёк на кожаную подстилку, и моя мать стала собирать его в небольшую посуду. Проснувшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поинтересовался, что она делает, и она ответила, что надеется на баракят. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал на это: "Ты поступаешь верно"» (Муслим; 6010).

В риваяте от Абу Калябы передается: «Она собрала пот в отдельную посуду из-под духов. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у нее, что она делает, то она ответила, что готовит духи» (Муслим; 6011).

Эти риваяты говорят о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)поддержал её поступок. Также нужно сказать, что между этими риваятами нет противоречия, так как она могла это делать для баракята и для изготовления духов.
Табаррук кожей Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

От АбдурРахмана ибн Аби Ляйли передают, что Усайд ибн Худайр был праведным весельчаком, и когда однажды он веселил сподвижников, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ткнул его в бок. Усайд сказал: «Ты сделал мне больно». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отомсти мне». Усайд ответил: «Когда ты меня ткнул, на мне не было рубашки». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял свою рубашку. Усайд поцеловал Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в бок и сказал: «Ты для меня как отец и мать, я отомстил тебе» (Абу Дауд, 5294 «аль-Хаким», 288; «ат-Табарани», 557).

Хиббан ибн Васи передаёт от старейшин своего племени, что в день Бадра Пророк (мир ему и благословение Аллаха) построил сподвижников и стал выравнивать их ряды стрелой без острия. Проходя рядом с Савданом ибн Азия, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что тот выступает вперёд, и ткнул его стрелой. Тот сказал: «О, Посланник Аллаха, ты сделал мне больно, а ведь Аллах послал тебя с истиной и справедливостью, я хочу отомстить тебе». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял рубашку, и Савдан поцеловал его в живот. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Почему ты так поступил?». Тот ответил: «Ты видел, что произошло, я хотел в последние часы моей жизни прикоснуться к тебе». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пожелал ему добра («аль Бадийя» 271).

От аль-Хасана передаётся, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел одного мужчину, покрасившего волосы в жёлтый цвет, и, ткнув его веткой в живот, сказал: «Разве я не запрещал это?». Когда этот человек увидел, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ранил его до крови, он воскликнул: «Я желаю мести!», и люди удивлённо спросили: «Ты хочешь отомстить Пророку (мир ему и благословение Аллаха)?». На что тот ответил: «Разве кожа одного человека предпочтительнее кожи другого?». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял свою рубашку и этот человек, поцеловав его в живот, сказал: «Я отказываюсь от своей мести в надежде на твое заступничество в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень любил сподвижника по имени Захир. Однажды он (мир ему и благословение Аллаха) увидел его на базаре и, подойдя сзади, обнял. Захир очень обрадовался этому, так как надеялся, что его коснётся баракят Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

В другом риваяте передаётся, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обнял его, тот закричал: «Отпусти меня!», но, увидев, что это Пророк (мир ему и благословение Аллаха), обрадовался. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) закричал: «Продаю раба. Кому нужен раб?». Захир сказал: «О, Пророк, я неходовой товар». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил на это: «Однако ты дорог для Аллаха» (Ахмад, 161; Ат Тирмизи, 239; аль Байхаки, 169).
Табаррук посредством одежды Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Сахл ибн Сад попросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) плащ, а когда сподвижники начали его за это ругать, он ответил: «Я надеялся на баракят» (Бухари «Джами ас сахих», 6039).

Асма бин Аби Бакр рассказывает: «Это плащ Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сначала он хранился у Аиши, а после её смерти я забрала его себе, мы его полоскали в воде, и больные лечились этой водой». Имам ан-Навави в «Шарх аля сахих Муслим» пишет: «Этот хадис доказывает дозволенность табаррука одеждой праведников».

В комментариях «Аль-ихья», принадлежащих перу Аз-Зубайди, сказано: «Передаётся от Шагби, что Аиша перед смертью сказала: "Я совершила в своей жизни плохой поступок и не знаю, одобрил ли его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), поэтому не хороните меня рядом с ним, но положите на грудь вот этот материал, так как я надеюсь, что она защитит меня от наказания в могиле".

Аз-Зубайди в «Аль-итхаф» передает: «В своей последней проповеди аль-Муавия сказал: «О, люди, поистине, что посеешь, то и пожнёшь, я был вашим правителем и после меня правители будут становиться только хуже, так же, как до меня они были лучше. О, Язид, пусть меня омоет умный человек, так как умные занимают особое место перед Аллахом. И пусть при этом вслух произносят такбир». После этого он достал кусочек одежды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повелел поместить его непосредственно на его тело перед завёртыванием в саван».
Табаррук посредством того места, откуда пил Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Абу Бурда рассказывает: «Когда я приехал в Медину, меня встретил Абдулла ибн Салям и сказал: „Идём ко мне, я напою тебя из посуды, из которой пил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), а затем ты совершишь молитву в его мечети"». (Бухари «Джами ас сахих», 7342).

Aнас рассказывает: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к Умм Саляме и попил из бурдюка, который висел в её доме. После того, как он попил, она отрезала то место, к которому он прикоснулся, и этот кусочек кожи до сих пор хранится у нас» (Ахмад «аль Муснад», 22). Ясно, что Умм Саляма сделала это в надежде на баракят.
Табаррук посредством предметов и мест, которых касался Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Передаётся от Мухаммада ибн Абд-уль-Малика ибн Аби Махзура, от его отца и деда: «Я попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Научи меня азану!". Он погладил меня по голове и сказал: "Громко скажи: "Аллах велик, Аллах велик"». В одном из риваятов передаётся, что Абу Махзурата, подстригая свою голову, оставлял чуб, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) коснулся этого места (Абу Дауд «Сунан», 501).

От Сафии бинт Маджра передаётся, что Абу Махзурата ходил с длинной прядью волос, и когда у него спрашивали, почему он её не стрижет, то он говорил, что этого места коснулся Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

От Мусы ибн Гукбы передаётся, что Салим ибн Абдулла совершал молитвы в определённых местах улиц, говоря, что его отец поступал так же, так как в этих местах молился Пророк (мир ему и благословение Аллаха).Также передается от Нафига, что Ибн Умар тоже молился в этих местах (Бухари «джами ас сахих», 483).

Язид ибн аль-Асвад, рассказывая о прощальном хадже, сказал: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал утреннюю молитву, и, обернувшись, сел лицом к людям и все устремились к нему, я тоже поспешил вместе с ними. И, будучи самым молодым, смог добраться до Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он коснулся моего лица или груди. И не было ничего приятнее прикосновения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всё это произошло в мечети при аль-Хайфе». В другом риваяте говорится, что люди прикасались к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), а затем протирали свои лица (Ахмад «аль Муснад», 161).

Передаётся от Анаса: «После того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал утреннюю молитву, к нему приходили мединские слуги с кувшинами, полными воды, и он опускал свою руку в каждый из этих кувшинов».

Передается от Нафига, что Абдулла ибн Умар совершал молитву в мечети, находящейся между Мединой и Меккой, на пути в Йемен, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также молился и там (Бухари «Джами ас сахих», 485).
Табаррук посредством того места, куда ступила нога Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Абу Маджзал рассказывает, что Абу Муса совершил молитву иша (ночную) и витр в дороге между Меккой и Мединой, прочитав сто аятов из суры «Ан-Ниса», и сказал: «Я совершил молитву в том месте, где её совершил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и прочитал то, что он читал» (Ан Нисаи, 1727, «Тухфат аль-ашраф»).
Табаррук различными местами.

Ибн Хаджар сказал: «Следует уважительно относиться ко всем учебным заведениям, учёным и праведникам, а также к тем местам, где останавливался или совершал молитву Пророк (мир ему и благословение Аллаха), так как именно в этих местах человека может коснуться баракят».

Что же касается слов о том, что якобы Умар повелел срезать дерево, под которым была принесена присяга Ридван для того, чтобы запретить табаррук, то это нельзя считать доказательством, так как Умар мог сделать это из страха, что со временем люди начнут поклоняться этому дереву, ведь если бы табаррук был запрещён, то его сын Абдулла не сидел бы под этим деревом и не поливал его в надежде на табаррук, ведь нет сомнения в том, что Ибн Умар лучше нас понимал поступки своего отца.
Табаррук священным домом.

Мухаммад ибн Саука передаёт от отца: «Когда Амр ибн Харис построил дом, я пришёл к нему, чтобы снять этот дом в аренду. Он спросил меня: "А что ты собираешься делать с ним?". Я ответил: "Я хочу в нём жить, продавать и покупать»". Он сказал: "Слушай, что я расскажу об этом доме. Этот дом благословен для того, кто в нём живет, торгует и покупает. Однажды я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в тот момент, когда у него были деньги, он взял несколько дирхамов, дал их мне и сказал: "Возьми эти деньги и используй их по своему усмотрению". Когда мы приехали в Куфу, я купил дом, собрал немного денег и пригласил свою мать. Она пришла, достала из своего кошелька несколько дирхамов и смешала их с моими деньгами. Я спросил: "Что ты делаешь?". Она ответила: "Это те деньги, которые дал тебе Пророк (мир ему и благословение Аллаха)". Вот по этой причине мой дом благословен и для того, кто в нём живет, и для того, кто торгует, и для того, кто покупает» (Абу Яаля, «Муснад», 1111).
Табаррук посредством целования рук тех, кто касался Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

От АбдурРахмана ибн Разина передаётся: «Однажды мы проходили рядом с холмом и нам сказали: "Здесь живёт Саляма ибн Аукаг". Мы зашли, поприветствовали его и он сказал: "Вот этими руками я присягнул Пророку (мир ему и благословение Аллаха)», и мы стали целовать его руки» (Бухари «Адаб аль муфрад», 131).

От Ибн Джудгана передаётся: Сабит спросил Анаса: «Касался ли ты Пророка (мир ему и благословение Аллаха?)». Тот ответил: «Да», и Сабит поцеловал ему руку.

Сухайб рассказывает: «Я видел, как Али целовал руки и ноги аль-Аббаса» (Бухари, «Адаб аль муфрад», с.144).

Передаётся от Яхьи ибн аль-Хариса аз-Зимари: «Я встретил Василя ибн аль-Аскага и спросил у него: "Присягал ли ты Пророку?», он ответил: „Да". Я сказал: "Разреши мне поцеловать твою руку" и он разрешил мне это» (Хайтами, «Маджмуа аз завадид», 42).

Передаётся от Юнуса ибн Майсара: «Возвращаясь, мы зашли к Язиду ибн аль-Асваду, в это же время к нему пришел Василя ибн аль-Аскаг. Язид прикоснулся к его руке, а затем протёр свои лицо и грудь. Василя сказал: "О, Язид, что ты думаешь о Господе?". Тот ответил: "Только доброе". Тогда Василя сказал: "Радуйся, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал слова Аллаха: "Поистине Я там, где Мой раб думает обо Мне, если его мысли обо Мне добрые, то и для него добро, а если его мысли обо Мне злые, то и для него зло"» (Абу Наим «аль Хильят», 306).

Сабит сказал: «Когда я приходил к Анасу, то целовал его руки, глаза и говорил: "Эти руки и глаза для меня так же дороги, как мой отец, так как они прикасались к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и видели его"» (Ибн Хаджар, «аль Маталиб», 1111).
Табаррук праведных халифов посредством копья, которым пользовался Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Передаётся, что четверо праведных халифов, а также Абдулла ибн аз-Зубайр, пользовались копьём, которое держал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). (Бухари, «Джами ас сахих», 3998).
Табаррук праведных халифов посредством перстня Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Ибн Умар рассказывает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел сделать себе перстень и носил его до самой смерти, после этого перстень носил Абу Бакр, после него Умар, а после них Усман до тех пор, пока он не потерялся в Бир (колодец) Арис. На этом перстне было написано: «Мухаммад — Посланник Аллаха» (Бухари, «Джами ас сахих», 5528).

Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Этот перстень искали, но найти не смогли».

Передаётся от Ибн Сада, что Усман носил этот перстень в течение шести лет. Аль-Айни говорит, что Бир Арис — это колодец рядом с мечетью Куба.

Это колодец сегодня известен как колодец Пророческого Перстня, который был потерян в нём во времена Усмана (да будет доволен им Аллах), в течение трёх дней люди старались найти его, но не смогли.
Табаррук посредством вещей других пророков.

Нафиг" передаёт от Абдуллы ибн Умара, что однажды сподвижники разбили лагерь в том месте, где жили самудяне. Они начали пить из их колодцев и даже замесили тесто. Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел всю эту воду вылить, а тесто отдать верблюдам и пользоваться водой только из того колодца, из которого пила верблюдица Салиха (Муслим, 7391) . Имам ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на дозволенность табаррука тем, что осталось от пророков».
Табаррук посредством того, что осталось от праведников.

Имам ас-Субки приехал, чтобы посетить имама ан-Навави и, узнав, что он умер, спросил, где он обычно сидел в «Дар аль-хадис» (университет, где он преподавал). Когда ему сказали об этом, то он прикоснулся к этому месту лицом и бородой.

Передаётся от Рабига ибн Сулеймана: «Имам аш-Шафии, уже будучи в Египте, сказал мне: "Отправляйся к Ахмаду ибн Ханбалу, передай ему моё письмо и вернись с ответом". Я приехал в Багдад, увидел имама Ахмада во время утренней молитвы, а после неё передал ему письмо аш Шафии. Он прочёл письмо, и глаза его наполнились слезами. Я спросил: "Что в нём?". Он ответил: "Он пишет, что во сне видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: "Передай привет имаму Ахмаду и скажи, что его подвергнут наказанию за то, что он придерживается мнения о несотворённости Корана, пусть он будет стоек, и тогда Аллах возвысит его степень"». И я сказал: «Радуйся, о, Абу Абдулла». После этого он снял свою рубашку и отдал её мне вместе с ответом. Я вернулся к аш-Шафии, передал ему ответ и сказал, что он подарил мне рубашку, тогда имам аш Шафии попросил намочить её, чтобы он омылся этой водой».

В одном из риваятов говорится, что имам аш-Шафии сказал: «Я не буду просить, чтобы ты её продал мне или подарил, но помой её в воде и дай мне эту воду. Я так и сделал. И после этого я часто видел, как он зачерпывает немного воды и протирается ею для получения баракята».

Передаётся, что имам Ахмад ибн Ханбал окунул рубашку аш-Шафии в воду, а затем выпил её в надежде на баракят. Посмотрите, как учёные уважали друг друга и знания в целом. Если они так относились друг к другу, то каково было их отношение к сподвижникам и пророкам.

Кроме этих примеров можно привести ещё много других, но для краткости ограничимся тем, что уже сказали.

Из вышесказанного следует, что табаррук посредством того, что осталось от пророков, сподвижников и праведников — это Сунна, предписанная Шариатом. Доказательство тому — поступки сподвижников и согласие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с ними. Как видно, многие сподвижники практиковали это, мы увидели это на примерах Ибн Умара, четырёх праведных халифов, и таких величайших сахабов, как Умм Салямы, Халид ибн Валида, Васи-ля ибн аль-Аскага, Анаса ибн Малика, Сайда ибн Худайра, имама Ахмада и других (мир им и благословение Аллаха).

По материалам книги "Энциклопедия суфизма"

Автор Абдулла Магомедов Аль-Килятлию

 

http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/2140

Как приблизиться к Аллаху


Мы будем обсуждать тему, которая порой становится темой для спора между некоторой частью мусульман, не понимая истинный смысл доводов в Исламе. Нельзя спорить о том, чего не знаешь, иначе диалог превращается в пустой спор и вражду.

Однако есть люди целенаправленно желающие внести смуту среди мусульман, и до таких людей, к сожалению, что-то донести невозможно, потому что у таких людей своя «программа» по расколу мусульман. Из этой статьи возмёт пользу тот, кто искренне хочет узнать истину, иншааллах.
Табаррук

Табаррук - это слово, которое получено от слова «баракат», что означает «благодать», слово «табаррук» означает «испрашивание благодати у Аллаха, через что-либо или кого-либо». Всевышний Аллах в Коране приписывает благодать ко многим вещам, например, к самому Корану:

كتاب أنزلناه إليك مباركاً

Смысл: «Книга (Коран), который Мы (Аллах) ниспослали тебе, как благо» (сура "Саф", аят 29). Также Аллах приписал благодать к своему имени, как говорит в Коране:

تَبَارَكَ اسْمُ رَبِّكَ ذِي الْجَلالِ وَالإِكْرَامِ

Смысл: «Да будет возвышенно и благословенно имя твоего Господа - Обладателя величия и щедрости!» (сура «ар-Рахман», аят 78). Также к месту:

وَقُل رَّبِّ أَنزِلْنِي مُنزَلاً مُّبَارَكًا

Смысл: «Скажи: О, мой Господь! Ниспошли мне благодатное место» (Сура «аль-Муъминин», аят 29). Также к Себе Самому:

تبارك الله رب العالمين

Смысл: «Возвысился Аллах – Господь миров» (сура "аль-Аъраф", аят 54).

Как мы уже писали, табаррук – это испрашивание благодати у Аллаха, посредством Корана, Пророка, учёных или с тем, что связано с ними – одежда, место, где они сидели или ходили, посох и т.д.

Табаррук фактически является методом приближения к Аллаху через испрашивания благодати у Него, через того, что Аллах возвеличил, Его любимцев или того, что связано с Его любимцами.

Достоверных хадисов о достижении милости Аллаха и Его довольствии через табаррук от разных вещей много, но мы ограничимся только на нескольких хадисах в каждом виде испрашивания и благодати, потому что человек, который отрицает этот факт, того даже хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) не остановят.
Табаррук посредством сур Корана.

Коран – это слово Аллаха и самое большое чудо Посланника Аллаха (мир ему и благословение), нет сомнения, что самое большое и сильное чудо не ограничивается всего лишь книжным переплётом, а это – что-то большее, чем просто Книга и буквы. Читающий Коран чувствует спокойствие, ангелы спускаются, больной исцеляется, то есть Аллах лечит и ниспосылает спокойствие и милость из-за Корана.

Айша (да будет доволен Аллах ею) сказала: «Посланник Аллаха дул на себя, находясь при смерти, читая муаввизаты (суры: ан-Нас, аль-Фаляк, аль-Ихляс), когда же ему (Пророку) становилось тяжело, и он не мог читать, то я читала и дула на него, и проводила руками по его телу для благодати» (имам аль-Бухари №5748; имам Муслим №5679; имам АбуДавуд №3902).

Понятно, что Айша (да будет доволен ею Аллах) говорит: «...для благодати (баракат)», теперь, зная что такое слово Аллаха, думаю ни один человек, обладающий малейшим понятием религии, не будет отрицать благодать Корана. Разве человек, уверовавший в Аллаха и Его Посланника, будет сомневаться в благодати слова Аллаха?»
Табаррук через могилу Пророка (мир ему и благословение).

Несомненно сама могила не является целью табаррука, а цель табаррука – благочестивый Пророк (мир ему и благословение), который находится внутри могилы.

Давуд ибн Аби Салих (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Однажды Марван направился к могиле Пророка (мир ему и благословение) и увидел человека, который поставил своё лицо на могилу (лёг лицом), тогда Марван схватил его за затылок и спросил: "Знаешь ли ты, что ты творишь?", тот ответил: "Да" и развернулся к нему, и он оказался Абу Аюбом аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), сподвижником Пророка (мир ему и благословение), далее Абу Аюб продолжил: "Да, я пришел к Посланнику Аллаха и не к камню (надгробному), я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Не плачьте, если религию возглавляют обладатели его (достойные), и плачьте, если возглавляют не обладающие им"» (имам аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак» №8571 и сказал, что это история с достоверной цепочкой, имам аз-Захаби также согласился с достоверностью).

Теперь посмотрите, это же Абу Аюб аль-Ансари, великий сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который очень сильно любил Пророка (мир ему и благословение), и который пришёл на могилу своего Любимца.

Также мы знаем, как перед смертью амир мусульман Умар аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) попросил дозволения у жены Пророка (мир ему и благословение), Айши, чтобы Умара похоронили рядом с могилой Пророка (мир ему и благословение) (имам аль-Бухари №1392).

Находясь на смертном одре, Амир беспокоился не о своей смерти, а о месте захоронения своего тела, то есть рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Разве повелитель правоверных будет просить то, что является бесполезным для его дальнейшей учести, после перехода в иной мир, находясь в агонии смерти, или будет совершать ширк (многобожие) или харам (запретное), как некоторые утверждают, что табаррук – это ширк, запрещённое действие?

Находясь рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), Умар надеялся на благодать и нераздельность от своего Любимца.

Спросили имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) о целовании минбара Пророка (мир ему и благословение), и он ответил: «В этом нет ничего плохого» (аль-Бидаят ва ан-Нихаят, 8/6).

Передали от ат-Табари (да смилуется над ним Аллах), что он сказал: «Дозволяется целовать и касаться могил (для бараката), и так поступали праведные учёные"» (аль-Макалят ас-Сунния, 128- 129стр).

Очень много таких примеров из жизни сподвижников и праведных учёных.
Табаррук через волос Пророка (мир ему и благословение).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Когда Посланник Аллаха завершил бросание камешек и заколол жертвенное животное, ему побрили правую часть головы и Абу Талха, по повелению Пророка, отдал волосы к Умму Суляйм, а затем побрили левую часть головы, и Пророк повелел раздать людям его благодатные волосы» (имам Муслим №3142, АбуДавуд №1982, ат-Тирмизи №912, имам Ахмад 3т/111, аль-Хумайди №1220, ибн Хузайма №2928, ан-Насаи №1426, Ибн Хаббан №3879, аль-Багави №1962, аль-Байхаки 134/5т).

Для чего Пророк (мир ему и благословение) раздал свои волосы, кроме как для благодати, и разве Посланник Аллаха (мир ему и благословение) будет совершать недозволенное или действие, в котором нет пользы? Конечно же, нет. Во всех действиях Мухаммада (мир ему и благословение) есть польза.

Усман ибн Абдиллях (да будет доволен им Аллах) рассказал: «...я видел, что у жены Пророка (мир ему и благословение) в ёмкости с водой (из которого пьют воду) были красные волосы (от бороды)» (имам аль-Бухари №5896, имам Муслим 1т/83).

В комментарии к этой истории Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «...когда люди болели, то выпивали из этой ёмкости воду, в которой находились волосы Пророка (мир ему и благословение), дабы исцелиться благодатью от них» (Фатх аль-Бари, 353стр/1т).

Мухаммад ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я сказал Убайде: "У нас есть волос Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который достался от семейства Анаса", на что тот ответил: "Иметь волос Пророка (мир ему и благословение) для меня любимее, чем весь этот мир и то, что в нём находится"».

Передаёт имам ат-Тирмизи, что Халид ибн Ваалид держал волос Посланника Аллаха в своей тюбетейке и выигрывал все битвы, разве это не благодать?
Табаррук потом Пророка (мир ему и благословение).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллаха) сказал: «Умму Суляйм стелила постель Пророку (мир ему и благословение) и, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) засыпал, собирала пот с его тела и его волосы в сосуд для благовоний», когда Анас ибн Малик умер, то попросил намазать на него пот Посланника Аллаха (мир ему и благословение)» (имам аль-Бухари №6281).

Также табаррук делали через вещи, кожу рук, ног, остатка воды от омовения, от места дотрагивания губ, места сидения, кольца Посланника Аллаха (мир ему и благословение). По этому поводу есть достоверные хадисы, переданные имамами: аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Хаббан, аль-Хаким, Абу Давуд и т.д, и мы просто не будем удлинять нашу статью, приводя доводы к очевидным, как солнце, вещам в Исламе.

Однако, приводя доводы о табарруке через Посланника Аллаха и всего, что с ним связано, некоторые говорят: «Это же Пророк (мир ему и благословение), а не просто учёный или устаз» На самом деле, грош цена этим словам и тем, кто их говорит, если до сих пор не понял сути написанного или сказанного.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) – пример для уммы (общины), если подумать, почему сподвижники искали табаррук от Пророка (мир ему и благословение), конечно, потому что он был самым достойным среди них, и сподвижники искали благодати у самых достойных и самых доверенных от Аллаха, например:

Если мы захотим попросить сделать за нас дуа, то кого мы выберем из близнаходящихся? Разве не более достойного и почтенного? Так же и сподвижники во всём предпочитали самого достойного – Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которого и мы предпочитаем до Судного Дня.

Это указывает на то, что человек имеет право искать табаррук у более достойного из уммы своего времени или предыдущего времени, как Пророка (мир ему и благословение), его сподвижников, учёных, приближённых к Аллаху.
Табаррук через учёных, праведников, приближённых людей.

Рабиа ибн Сальман (да смилуется над ним Аллах) рассказал: «Поистине, когда имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) вышел в сторону Мисра (Египет), сказал мне: "О, Рабиа, отнеси моё письмо и вручи Ахмаду ибн Ханбалу (да смилуется над ним Аллах), и приходи с его ответом". Я прошёл в Египет, и нашёл имама Ахмада на утренней молитве и после того, как завершили молитву, я отдал письмо ему и сказал: "Это книга твоего брата по вере аш-Шафия из Египта", тот ответил: "Я посмотрю её".

Сломав печать, имам Ахмад прочитал его, и в это время очень заволновался и сказал: "В нем(письме) говорится, что имам аш-Шафии увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благогслвоение), который сказал аш-Шафии: "Напиши письмо отцу Абдуллаха (Ахмаду), поприветствовав от меня, и предупреди, что его будут заставлять признать, что Коран – это сотворённая речь Аллаха, и пусть не поддаётся этим пыткам, и Аллах увеличит ему знания до Судного Дня"».

Рабиа, продолжая, рассказывает: «Я сказал Ахмаду: "Возрадуйся же о Абу Абдаллах!" Тогда имам снял рубаху и отдал мне. Получив ответ и взяв рубашку имама Ахмада, я вернулся к Имаму аш-Шафии и передал ответ и рубашку ему, тогда аш-Шафии спросил: "Что он дал тебе?", я ответил: "Его рубаху", тогда аш-Шафии сказал: "Намочите эту рубаху в воде и дай воду мне (пить) для благодати"» (Ибн Асакир в книге "Тариху Димашки" 7т/170).

В другой передаче этой же истории имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал Рабие: «Мы не попросим у тебя продать её, и не попросим подарить, однако намочи её в воде и принеси воду мне». Рабиа говорит: «Я так и сделал, и видел, как имам аш-Шафии каждый день протирал лицо этой водой, испрашивая благодати посредством имама Ахмада» (Ибн аль-Джавзи в книге «Манакиб аш-Шафиия» 456стр).

Также рассказывают, что имам Ахма ибн Ханбал (да смилуется над ним Аллах) пил воду, в которой мыл рубаху имама аш-Шафии (книга «аль-Мавсут аль-Юсуфия» 168стр).

Имам Худжатуль Ислям Зияуддин аль-Макдиси рассказал: «Я слышал, как Шейхуль Ислям, имам Абу Мухаммад Абдульгина аль-Макдиси говорил: "У меня на предплечьи появилось что-то, подобное фурункулу, я удалял его, а он появлялся. Однажды я отправился на могилу имама Ахмада и протёрся этим местом по его могиле, после этого оно прошло и не появилось"»(аль-Хикаят аль-Мансуат" №3834).

Имам ас-Субки (да смилуется над ним Аллах) пришёл навестить имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), но ему сказали, что он скончался. Тогда ас-Субки попросил указать, где он сидел (во время уроков), и ему показали. Придя на место, где сидел имам ан-Навави, ас-Субка стал протирать это место своим лицом и бородой.

Таких моментов из жизни истинных учёных очень много, и оспаривать этот факт не удастся даже самому ярому противнику Сунны и пути истинных предков (ас-Саляф ас-Салих).
Метод табаррука по Сунне.

Методы табаррука: целование руки, целование лба, протирание руками лица и тела после касания того, от кого хотят получить баракат, или его принадлежностей, испитие воды, в которую окунули тот или иной предмет, принадлежавший тому, от кого хотят получить благодать, то есть проявление любого вида уважения.

Всё, что человек совершает, желая получить благодать, должно быть только ради Аллаха и приближения к Нему посредством табаррука через возвеличенных Аллахом людей и тем, что связано с ними.

Аллах возвеличит человека, который возвеличил того или что возвеличил Сам Аллах. Да возвеличит и нас Аллах.

 

  Шамиль Зурпуканов

 

http://www.islam.ru/content/veroeshenie/6361