Биография имама Абу Джафара ат-Тахави

«Своими трудами он показал путь к правильному вероубеждению».
Имам Абу Джафар бин Мухаммад бин Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки родом из Йемена, переселились в Египет после того, как он стал частью халифата. Есть разные мнения насчёт даты рождения имама – 229/843, 230/ 844, 238/852 и 239/853 года упоминаются у разных биографов. Ас-Самани (да помилует его Аллах) утверждает, что он родился в 229 и это – верное мнение. Он умер в Египте в 321/933[1].
Его кормилицей была супруга великого мухаддиса Абу Мусы аль-Мисри[2] (да помилует его Аллах) – одного из учителей Абу Давуда и Насаи. Но первым его учителем была мать. Она была знающей, училась у имама Шафии (да будет доволен им Аллах). Её брат, имам аль-Музани[3] (да помилует его Аллах) известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама Шафии, поэтому в книгах она фигурирует либо как ухт-Музани, либо как умм-Тахави. Так же, как и её брат, она посещала уроки имама Шафии и даже стала всесторонне образованным учёным шафиитского мазхаба. 
Имам ас-Суюти (да помилует его Аллах) пишет о ней: «Она посещала кружок имама аш-Шафии и на неё ссылается имам Рафии в разделе «закят». Также о ней упоминают ас-Субки и Аснави в «Сборнике биографий учёных-шафиитов». 
Не удивительно, что окружённый такими людьми имам ат-Тахави (да будет доволен им Аллах) был склонен к изучению религиозных наук ещё в детстве. Он ребёнком заучил весь Коран наизусть и посещал уроки своего отца, а затем и других учёных. 
Имам ат-Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази (да помилует его Аллах) пишет, что он был последним лидером ханафитского фикха в Египте[4]. 
Он начал изучение шафиитского фикха под руководством дяди (брата матери) имама аль-Музани, затем принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джафара Ахмада бин аби Имрана[5], который впоследствии стал главным кади (судья) Египта в 270/883. 
В 268 (882) году ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха и становится учеником кади Абу Хазима Абдуль-Хамида бин Джафара, который на тот момент был главным судьёй Сирии [6]. 
Он брал хадис у многих шейхов, и особенно у тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников [7]. 
Он автор многих значимых трудов, некоторые из которых мы упомянем: 
1. «Шарх Маани аль-Асар»; 
2. «Мушкиль аль-Асар»; 
3. «Ахкям уль Коран»; 
4. «Ихтиляф уль уляма»; 
5. «Ан-Навадир аль Фикхийя»; 
6. «Китаб аш-Шурут аль-Кабир»; 
7. «Аш-Шурут аль-Авсат»; 
8. «Шарх аль-Джами ас-Сагир»; 
9. «Шарх аль-Джами аль-Кабир»; 
10. «Аль-Мухтасар»; 
11. «Манакиб Аби Ханифа»; 
12. «Тарих аль-Кабир»; 
13. «Ар-Радд аля Китаб аль-Мудаллисин»; 
14. «Ар-Радд аля Аби Убайд»; 
15. «Ар-Радд аля Иса бин Аббан»; 
16. «Хукм Аради Мака» 
и другие. 
Имам ат-Тахави (да будет доволен им Аллах) посвятил жизнь преподаванию и написанию книг. Только недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Одна только его работа по ихтиляфу, по сообщению биографов, составляет 130 томов. К сожалению, они не дошли до наших дней. Однако часть этого труда в сокращённом варианте, которую сделал великий алим-ханафит и муфассир Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370/981), сохранилась в рукописном виде в Стамбуле. 
Он написал труд по классификации хадисов, а также сборник хадисов, которые заучил от своего дяди – имама аль-Музани - «Сунан аш-Шафии». Он также автор известного «Шарх маани аль-Асар» - комментария ко всем хадисам, относящихся к вопросам фикха. 
Самая важная из его работ по фикху - это, пожалуй, «Мухтасар», на которую учёные-ханафиты написали несколько подробных шархов. 
Самым же известным из его трудов стала работа по акыде «Баян ас-Сунна валь-Джамаа» – известная как «Акыда ат-Тахавийя» [8]. Небольшой по объёму, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий всё, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин. 
Акыда ат-Тахавийя содержит положения, по которым нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов, ни среди великих учёных Исламского мира - имамов четырёх мазхабов и их значимых последователей. Принципы, которые перечисляет имам Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников: Священного Корана и достоверных хадисов.
Во введении имам говорит, что собрал положения веры Ахлю-с-Сунна валь Джамаа на основе взглядов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада Шайбани (да будет доволен ими Аллах) – всем известных факихов ханафитского мазхаба. Тахави не делал попыток объяснить эти положения или разрешить старые теологические проблемы. 
Простота этого текста сделала очевидной нужду в более сложном толковании положений веры, чтобы дать отпор философам и сектам – антропоморфистам [9], детерминистам [10] и рационалистам [11]. 
С этими задачами успешно справились имамы Абу Мансур аль-Матуриди и Абуль Хасан аль-Ашарии (да будет доволен Аллах ими обоими), которые, будучи современниками и живя в разных местах, независимо друг от друга пришли к одинаковым заключениям – и с тех пор их работы с лаконичными и ясными объяснениями и опровержениями заблудших стали основными текстами для изучения в исламских учебных заведениях. 
Имам ат-Тахави, так же, как и имам Абу Мансур аль-Матуриди, построил свои системы на убеждениях имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), они разошлись только в формулировках. Система Матуриди отличается более сильным синтезом между накль (традиция) и акль (разум). Он признавал необходимость рационального мышления для правильного понимания текстов 
Откровения для отпора нескончаемых интеллектуальных вызовов, которые сеяли сомнения в сердцах мусульман (в частности для опровержения мутазилитов). 
Калам [12] [в своё время] стал необходим для опровержения заблудших, и в наши дни любой мусульманин обязан изучать акыду - это защитит его от заблуждений. Акыда ат-Тахавия - самый простой и подходящий для этого текст. Однако его необходимо изучать с учителем, который, в свою очередь, приобрёл понимание этого текста от такого же учителя с непрерываемым иснадом до самого автора. 
Имам ас-Субки [13], великий учёный-шафиит отметил, что ханафиты, шафииты, маликиты и ханабалиты едины в акыде: «Все они следуют за мнением людей пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и большинства учёных. Они поклоняются Аллаху в соответствии с акыдой Абуль Хасана аль-Ашари. Никто не отклоняется от него, кроме отщепенцев из ханафитов и шафиитов, которые последовали за мутазилитами, и отщепенцев из ханабалитов, которые склонились к антропоморфизму. Однако Аллах защитил маликитов от этого, и мы не встретим маликита, который бы не был ашаритом в акыде. Таким образом, акыда аль-Ашари заключена в акыде Абу Джафара ат-Тахави, под которой подписались все факихи разных мазхабов и которой они довольны в качестве вероубеждения…Так и скажи фанатикам из этих сект: «Берегитесь, оставьте свой фанатизм и ересь и защищайте религию Ислам!».[14]
[1] Ас-Самани, аль-Аснаб, Лейден, 1912, страница 368; ибн Кутлюбуга, Тадж ат-Тараджим, ред. Г. Флюгель, 1862, стр. 6; ибн ан-Надим, аль-Фихрист, Каир, 1348/1929, стр. 292; Абдуль Кадир аль-Караши, аль-Джавахир аль Мудийя, Хайдарабад, 1332/1913, том. I, стр. 102 05; Джалалуддин ас-Суюти, Хусн аль-Мухаддра, том. I, стр. 147; ибн Халликан, Вафаят аль-Аян, том I, стр. 19; аз-Захаби, Тазкира аль-Хуфаз, Хайдарабад, 1334/1915, том III, стр. 28; Абдуль Хай Лахнави, аль-Фаваид аль-Бахийя, Каир, 1324/1906, стр. 31 34. 
[2] Умер 264/878.
[3] Умер 264/878. 
[4] Цитирует Аз-Захаби, op. cit., том III, стр. 28; цитирует ас-Суюти, op. cit., том I, стр. 147 
[5] Умер 285/898.
[6] См. Работы, о которых говорилось выше 
[7] Мухаммад Захид аль-Кавсари, аль-Хави, Каир, 1368/ 1948, стр. 6 11; цитирует Аль-Караши, op. cit.; Лисан аль-Мизан.
[8] Акыда вышла в Халебе (Сирия) в 1344/1925. На неё были написаны шархи (см. Кашф аз-Зунун, Стамбул, II, 1143), один из которых под названием «Китаб Шар хат-Тахавийя фи аль-Акыдат ас-Салафийя» был издан в Мекке в 1349/1930, его приписывают Садруддину Али бин Мухаммаду аль-Азрайи.
[9] Антропоморфизм - приписывание Всевышнему качеств творений, например, изменением, перемещением в пространстве, нахождение в каком-либо месте, обладание органами и т.д. 
[10] Детермини зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями. 
[11] Рационализм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационализм восходит к древнегреческой философии.
12] Калам (ильму-ль-калям) - важнейшая исламская наука, отстаивающая принципы Единобожия на основе использования рациональных доводов, возникла в связи с необходимостью очищения Ислама от ереси, вносимой философами, христианами, иудеями, антропоморфистами и т.д. 
[13] умер 771/1370 
[14] Таджуддин ас-Субки, «Муид аль ниам ва муид ан-никам» (Бейрут, муассасат аль-кутуб ас-сакафийя, 1986), стр. 62.
Из книги «Акыда ат-Тахавийя».

 

http://www.islamdag.ru/lichnosti/7931