АЛЬ-ИДЖТИХÂД, АТ-ТАХРИДЖ, АТ-ТАКЛИД, АТ-ТАЛФИК, АЛЬ-ИФТÂ, АЛЬ-КАДÂ

Аль-Иджтихâд, ат-Тахридж, ат-Таклид, ат-Талфик, аль-Ифтâ, аль-Кадâ

I. аль-Иджтихâд

(الاجتهاد)

А. Определение:

 аль-Иджтихâд в языке означает "усердствование""большое старание". Терминологически законоведами фикха дано следующее определение:

1. Усердная деятельность факиха (муджтахида) по извлечению производно-предположительной нормы шариата из ее подробного довода.

Или:

2. Норма и взгляд, явившиеся результатом усердной деятельности муджтахида по применению основ фикха.

Тот, кто совершает иджтихâд, называется муджтахидом, норма, установленная путем иджтихâда и истинбата, называется муджтахадун фих.

Б. Условия правильности иджтихâда:

 Иджтихâд, выполненный компетентным человеком по допустимым для иджтихâда вопросам, является правильным и действительным.

Иджтихâд, не отвечающий этим двум условиям, не может быть принят. Исходя из этого, можно сказать, что человек, допустивший ошибку при выполнении иджтихâда, не будучи муджтахидом, берет на себя грех, если же он судья, то его решение будет неверным. Между тем, как человек, будучи муджтахидом, и совершивший ошибку при выполнении иджтихâд, по допустимому для иджтихâда вопросу не будет считаться грешником, а если он судья, решение его будет верным.

В. Норма иджтихâда:

 1. Ценность нормы, извлеченной посредством иджтихâда с учетом возможной ошибки, заключается в преобладающем мнении. Муджтахид не может категорически утверждать о правильности своего иджтихâда. Он может лишь удовлетвориться преобладающим мнением относительно его правильности. Поэтому в категоричных нормах шариата и в вопросах и’тикâда иджтихâд не действует.

2. Иджтихâд нельзя опровергнуть иджтихâдом. Один муджтахид не может отменить иджтихâд другого муджтахида. Так же, как и у судьи второй иджтихâд, не отменит результатов первого. Однако муджтахид, в случае изменения иджтихâда обязан поступать согласно новому иджтихâду.

3. Иджтихâд в соответствии с местом может выступать как фард ’айн (индивидуальная обязанность), фард кифайа (коллективная обязанность), мандуб (рекомендуемый), или харам (запрет).[1]

 

Г. Пригодность иджтихâда:

 Пригодность иджтихâда определяют два условия:

1. Наука,

2. Способность.

Первое условие приобретенное, оно приобретается трудом. Второе условие врожденное, трудом его не приобрести. Аллах дарует его человеку с рождения. Человек, отвечающий этим двум условиям, может стать муджтахидом. Поясним эти условия подробнее:

1. Наука:

Основной деятельностью муджтахида является извлечение норм из шариатских доводов, разъяснение текстов, показ путей применения норм к событиям. Учитывая это, потенциальные муджтахиды должны иметь глубокие познания в науке, высокий уровень общей культуры, позволяющий им понимать народные обычаи и традиции. Знания, необходимые муджтахиду можно расположить в следующем порядке:

Знание Священного Корана: Условием муджтахиду ставится знание всех аятов Корана в совокупности и до малейших подробностей каждого из определяющих аятов в отдельности, так как аяты являются основой для извлечения правовых норм. Ученые Газâли (ум.505 г.х.), Абу Бакр бин Аль-Араби (ум.543 г.х.), Карâфи (ум.664 г.х.) закрепили число определяющих аятов в количестве пятисот.

Знание Сунны: Муджтахиду следует знать достоверные и слабые стороны Сунны, состояние и позицию передатчиков хадисов, иснâд хадисов, то есть каким из путей (мутавâтир, машхур, âхâд) они дошли до нас, значения  хадисов, повод их появления, правила предпочтения для хадисов, какие из хадисов являются отменяющими (нâсих) и отмененными (мансух). Муджтахиду достаточно знать только хадисы, касающиеся норм (ахкâм).

Знание арабского языка: Как известно, Священный Коран и Сунна представлены на арабском языке. Поэтому для извлечения норм из текстов муджтахиду требуется знать арабский язык, особенно грамматику (морфология, синтаксис), риторику, стилистику. Конечно, знать это все не обязательно на профессиональном, филологическом уровне.

Знание вопросов, по которым достигнуто иджмâ’ (согласие): Необходимо для того, чтобы в процессе иджтихâда не войти в противоречие в отношении вопросов, по которым было достигнуто иджмâ’.

Знание аль-кыйâсааль-Кыйâс - это душа иджтихâда. Поэтому знание до мельчайших подробностей опор (рукн), условий (шарт), норм (хукм) аль-кыйâса является обязательным для муджтахида. аль-Кыйâс является составной частью ‘ильм Усуль аль-Фикх.

Знание ‘ильм Усуль аль-Фикх: Шариатские доводы, пути извлечения из них норм, правила, относящиеся к выражениям, правила предпочтения доводов, цели и намерения Законодателя – эти и подобные темы могут быть почерпнуты муджтахидом из ‘ильм Усуль аль-Фикх. Поэтому он должен знать это учение в мельчайших подробностях. Будучи знатоком тафсира, хадисов, грамматики языка, но не зная ‘ильм Усуль аль-Фикх нельзя быть факихом и муджтахидом.

Знание фуру’ аль-Фикх: Знание извлеченных норм (фуру’ аль-Фикх), относящихся к практике фикха, не является обязательным условием для муджтахида. Так как фикх – это продукт, результат иджтихâда. Вместе с тем, Газâли настаивал на необходимости знания фикха для муджтахида: "В наше время правильный иджтихâд возможен лишь при изучении книг по фикху". Действительно, книги по фикху помогают муджтахиду достичь цели самым коротким путем. В этих книгах собраны воедино взгляды и результаты иджтихâда всех факихов и муджтахидов, изучив которые муджтахид в короткое время может выполнить иджтихâд. С этой точки зрения, для муджтахида необходимо пользоваться книгами по фикху.

2. Способность:

Человек, не обладающий врожденным умом и способностью проникновения в суть правовых норм, даже при освоении первого условия, не может стать муджтахидом. Действительно, прежде всего муджтахиду необходимо вникнуть в причины (’иллет) и поводы (сабаб) текстов, хикмат ат-ташри’ (смысл законодательства), на который опираются ’иллет и сабаб, намерения Законодателя. Человек, не вникший в суть текстов и доводов, не сможет понять ни причин, ни целей законодательства, следовательно, в иджтихâде совершит много ошибок и впадет в сомнение, не зная какому из противоречивых доводов отдать предпочтение.

II. ат-Тахридж

(التخريج)

А. Значение и сущность ат-Тахридж:

 В терминологии Усуль-аль-Фикх наряду с аль-иджтихâд существует термин ат-тахридж. Эти два слова, имеющие разные значения, хотя и объединены терминологически в смысле извлечения нормы, но в смысле извлечения норм из шариатских текстов или мнений факихов они отличаются друг от друга[2]

Иджтихâд означает извлечение (истихрâдж) норм из шариатских текстов и других доводов.

Тахридж, имеющий в языке значение выведение, как термин, означает выведение норм шариата из высказываний факихов, текстов имамов и правил мазхабов. Выводящего нормы называют мухарридж, ахл ат-тахридж, сâхиб ат-тахридж, асхâб аль-вуджуб.

 

Б. Метод (Усуль) ат-тахридж:

 Методы и правила ат-тахриджа такие же, как и в аль-иджтихâде. То есть, каким образом муджтахид занимается извлечением (истинбâт) норм из шариатских текстов, так и мухарридж выводит нормы из правил и текстов мазхаба. В этом случае, мухарридж в отношении выведения нормы какого-либо вопроса в мазхабе, действуя так же как муджтахид, прежде всего ведет поиск ясного и достоверного высказывания (иджтихâда), принадлежащего имаму мазхаба. Таким образом, он выносит фетву. Если не найдет самих высказываний, то приложит усилия, чтобы вывести норму, руководствуясь признаками и указаниями на ясные и достоверные высказывания. Точно так же мухарридж проясняет имеющиеся в мазхабе высказывания со скрытым смыслом, ограничивает абсолютное, выделяет общее, осуществляет подобную научную деятельность.

В. Пригодность ат-тахридж:

 Для того, чтобы осуществлять ат-тахридж, факих должен обладать следующими свойствами:

1. Знать иджтихâды имама и муджтахидов-последователей мазхаба, к которому он принадлежит, юридическо-богословские (фикхи) основы этого мазхаба вместе с доводами.

2. Быть в состоянии размышлять над доводами и анализировать их.

3. Знать обычаи и традиции общества и потребности времени, в котором живет.

Итак, человека, вобравшего в себя эти три свойства, можно назвать мухарриджем.

III. ат-Таклид

(التقـليد)

А. Значение ат-таклид и аль-иттибâ’

ат-Таклид происходит от килâда (ожерелье), в языке имеет значение "надевать ожерелье". Согласно терминологии законоведов ат-таклид означает «действовать, не зная довода в соответствии со взглядами, мыслями и иджтихâдом другого, подражать ему».

аль-Иттибâ’ означает «зная довод другого, действовать в соответствии с его взглядами и иджтихâдом». В ат-таклид человек принимает норму, а в аль-иттибâ’ - довод. С этой точки зрения аль-иттибâ’ находится посередине между иджтихâдом и таклидом, то есть ниже иджтихâда и выше таклида.

 

Б. Норма ат-таклида

ат-Таклид в убеждении (и’тикâд):

За исключением нескольких, ученые аль-калâма утверждали, что таклид непозволителен в вопросах и’тикâда, поскольку в Исламе наука, знание, исследование поощряется, а невежество, подражание, слепая вера не приветствуется. В качестве примера можно привести значения некоторых аятов и хадисов:

“Неужто знающие подобны незнающим?”[3] 

“Только те из слуг Его, которые обладают знанием, страшатся Аллаха”[4] 

“Которые прислушиваются к Слову, а потом следуют лучшему из него”[5] 

“И отворачивайтесь от невежественных”[6] 

«Когда творят они неподобное, то говорят: "Наши отцы делали то же, и Аллах призывает нас к тому же". Скажи: "Воистину, Аллах не призывает к неподобному"»[7] 

“Представьте доказательства, если вы правдивы”[8]

“И не следуйте тому, о чем нет у вас знания”[9]

“Наущайтесь же, о, имеющие глаза”[10]

“Учение является обязанностью каждого мусульманина”[11]

Если так, то каждый человек, опираясь на рациональные и традиционные доводы, найдет Аллаха и уверует в Него. Поэтому не будет приемлемым для каждого человека принять веру только потому, что кто-то другой говорит и верует. Согласно Абу аль-Хасану аль-Аш’ари, вера мукаллида (подражающего) непрочна. Конечно же, трудно принять правильность этой мысли, поскольку Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), принимал веру таких людей и не требовал от них доказательства. По этой причине суннитские âлимы считали веру мукаллида (подражающего) крепкой, однако были уверены, что он грешен, так как отказался от предписанного религией мышления и суждения.

Ат-Таклид в деяниях (’амал):

Мнения ученых о допустимости таклида в отношении ’ибâдâт, му’амалâт и ’укубâт были различными. В этом вопросе можно выделить три категории: муджтахиды, мукаллиды (âлимы и муттаби’ун, неспособные к иджтихâду), ’авâм.

1. Муджтâхиды:

Согласно большинству факихов, для свободного муджтахида подражание другому свободному муджтахиду как в вопросах и’тикâда, так и в вопросах фикха, является запретным (харам). Однако, для муджтахида, не имеющего достаточно времени для извлечения нормы какого-либо вопроса, исходя из подобного рода необходимости, считается допустимым действовать, апеллируя к иджтихâду и мнению другого муджтахида. Для ограниченного муджтахида считается допустимым подражать другому муджтахиду за исключением вопросов его иджтихâда.

2. ’Авâм (простонародье, население):

Люди, не способные к иджтихâду, вынуждены поступать согласно мнению муджтахидов, поскольку имеющий обязанности человек (мукаллаф) должен изучать нормы шариата и соблюдать их. Однако, каждый имеющий обязанности человек не может изучать нормы шариата, извлекая их из доводов. С другой стороны, иджтихâд в вопросах фикха не схож с иджтихâдом в вопросах и’тикâда. Вопросы и’тикâда имеют ограничения, а доводы их рациональны и ограничены. Поэтому в вопросах и’тикâда каждый здравомыслящий человек с легкостью может осуществлять иджтихâд. Между тем, как в вопросах, связанных с фикхом, дело выглядит иначе. Их количество и доводы безграничны, поэтому иджтихâд в вопросах фикха не может быть доступен каждому. Здесь следует пояснить, что было бы неверным ожидать иджтихâд по вопросам фикха от всех мусульман. В таком случае, некому было бы заниматься необходимыми насущными делами, такими как сельское хозяйство, производство и т.д. Так, с учетом подобных нюансов, несмотря на неодобрение таклида как такового в вопросах фикха, он был признан необходимым для людей, неспособных к иджтихâду. Собственно доводом в этом вопросе выступают аяты: “...и не возложил на вас никакой тягости в вере...”[12] и “...спросите у последователей Напоминания, если вы не знаете”[13]

3. Âлимы, неспособные к иджтихâду (муттаби’ун и мукаллидун):

Согласно правила: "Потребности оцениваются по их количеству"[14] таклид, являющийся вâджибом для населения, не является вâджибом для сведущих в этом настолько, чтобы понять довод муджтахида, применяющего таклид и способного к иджтихâду. Так, если для простого населения таклид  является необходимым, то для âлима, стоящего ниже уровня муджтахида, такой необходимости нет. Поскольку эти âлимы способны к пониманию доводов муджтахида, последователем которого они являются. В таком случае им разрешается таклид в доводе, но не в норме. Вâджибом для этих âлимов является знание доводов, на которых основаны нормы, установленные имâмом мазхаба, к которому они принадлежат. Однако, в наше время представляется весьма трудным знание доводов, на которые в своих решениях по большинству вопросов опирались имамы мазхабов. На это не хватит и целой жизни. И в этом вопросе таклид считается допустимым согласно правилу: "Трудность влечет за собой облегчение".

Здесь следует пояснить, что имамы мазхабов предостерегали ученых мужей от таклида. Имам Мâлик говорил:

«Я человек. Порой могу ошибаться, порой быть правым. Поэтому проверяйте иджтихâд моего мнения. Найдете его соответствующим Книге или Сунне - примите, не найдете – отвергните».

Абу Ханифа, после издания фетвы по какому-либо вопросу, говорил:

«Это мое мнение. Это самое правильное мнение, которое я могу иметь. Кто сможет выйти с лучшим мнением, оно будет правильным».

Ахмад бин Ханбал говорил:

«Не подражайте ни мне, ни Мâлику, ни Нехâи, ни Эвзаи, ни кому другому. Берите шариатские нормы из их источника».

Музени писал в предисловии к своему произведению "Мухтасар" о том, что его учитель Имам Шафии удерживал его от таклида.

В заключение можно сказать, что для муджтахидов таклид был непозволителен, а иджтихâд обязателен (вâджиб). Для âлимов, не способных к иджтихâду (муттаби’ун и мукаллидун), таклид не был разрешен, обязательным (вâджиб) для них было изучение доводов муджтахида, последователями которого они являлись. Если же по некоторым причинам возникали трудности с распознаванием довода, тогда таклид считался разрешенным. Для населения (’авâм) таклид был необходимым и обязательным (вâджиб).

 

В. Подражание мазхабам

 Вместе с тем, что всякому позволительно осуществлять свою деятельность, связывая ее с одним из определенных и известных мазхабов, необходимо еще постоянно помнить о следующем:

1. Имамы мазхабов извлекали нормы из текстов в соответствии со своим пониманием.

2. Один мазхаб не в состоянии представлять Ислам в полном виде. Вследствие этого, человек не может смотреть на мазхаб, к которому он принадлежит, как на религию.

3. Если мукаллид поймет ошибочность своего мазхаба в каком-либо вопросе, он может поступать в соответствии с мнением другого мазхаба.

4. Мукаллид не должен позволить увлечь себя сектантскому фанатизму. В подобной ситуации следует говорить: «Мой мазхаб прав с вероятностью ошибиться. Другие мазхабы ошибаются с вероятностью быть правыми»[15]

То, что мазхабы являются носителями различных понятий и различных идей является вполне естественным. Это положение не должно вызывать отчуждения. Различие мнений у здравомыслящих людей - дело обычное. Не следует забывать, что различные иджтихâды являются средством развития исламского права. Поэтому имамы всех мазхабов и все муджтахиды пользуются всеобщим уважением.

IV. ат-Талфик

(التلفيق)

А. Значение:

ат-Талфик в языке означает «подшивать один кусок материи к другому, соединять вместе две вещи».

Терминологически ат-талфик – это "соединение противоположных и противоречивых норм, относящихся к двум или более мазхабам в каком-то определенном деле, событии".

 

Б. Разновидности и норма ат-Талфик:

 При выполнении ат-талфика есть вероятность появления ситуации, противоречащей аль-иджмâ’, но иногда ее может и не быть. Поэтому ат-талфик можно разделить на:

- противоречащий аль-иджмâ’,

- не противоречащий аль-иджмâ’.

ат-Талфик, противоречащий аль-иджмâ’: недопустим, он несостоятелен. Например, в ханафитском мазхабе правильность брачного договора женщины, достигшей зрелости, не связана с разрешением ее опекуна. В других мазхабах условием является наличие разрешения опекуна. В мâликитском мазхабе присутствие свидетелей при бракосочетании не является условием, в других мазхабах - это непременное условие. У шафиитов и ханафитов упоминание о выкупе за невесту не является условием, у мâликитов это является условием. Следовательно, если брачующиеся мужчина и женщина, выбрав из трех мазхабов подходящие, по их мнению, нормы, совершат брачный договор без разрешения опекуна, без свидетелей, без выкупа (махр), они соединят в своем браке противоречивые нормы этих трех мазхабов. Подобный ат-талфик в силу того, что он появился в противоречии с аль-иджмâ’, будет несостоятельным.

ат-Талфик, не противоречащий аль-иджмâ’: становится предметом дискуссии относительно его допустимости. Например, у мâликитов омовение считается правильным, если оно заканчивается поглаживанием омытых частей тела, а у шафиитов же это не является условием. У шафиитов прикосновение к женщине, даже без вожделения нарушает ритуальную чистоту (тахâрат), а у мâликитов - не нарушает. В таком случае, если некто, следуя предписаниям этих двух мазхабов, то есть соединив вместе две противоречивых нормы этих мазхабов, совершит омовение без последующего поглаживания частей тела и, прикоснувшись к женщине без вожделения, совершит молитву, то, согласно обоим мазхабам, эта молитва будет неправильной, так как она совершена с нарушением ритуальной чистоты.

Вместе с тем, эта молитва согласно мазхабу ханафитов является правильной. Поскольку, у ханафитов омовение не обусловлено поглаживанием частей тела и прикосновение к женщине не нарушает ритуальной чистоты. В таком случае ат-талфик, появившийся в такой форме, не входит в противоречие с аль-иджмâ’, так как молитва, не признаваемая правильной в двух мазхабах, согласно третьему мазхабу является правильной.

V. аль-Ифтâ

(الافتاء)

А. Определение фетвы

 Ответ на вопрос, поставленный с целью распознать религиозную норму какой-либо темы, данный путем иджтихâда, тахриджа и таклида, называется фетвой (فتوى - فتاوى). Издающего фетвы называют аль-муфти (муфтий), издание фетвы называется аль-ифтâ, испрашивающий фетву – аль-мустафти, испрашивание фетвы – аль-истифтâ.

 

Б. Право на фетву

 Обязанностью муфтия является доводить до сведения людей религиозные нормы, отвечать на их вопросы из области религии. Муфтий извлекает нормы заданных ему вопросов из текстов Книги и Сунны или путем иджтихâда, осуществляемого в свете этих текстов. Этой своей стороной аль-ифтâ является делом научного умения и опирается на иджтихâд.

Согласно законоведам, слова муджтахид, факих, муфтий являются синонимами[16]. Поэтому аль-ифтâ напрямую связана с аль-иджтихâдом. По мнению законоведов, называть человека, не способного к иджтихâду, муфтием можно только в переносном смысле, так как они издают фетвы, передавая мнение другого муджтахида. Поэтому их называют не муфтий, а нâкил (передающий).

Все мазхабы связывают возможность издания фетвы со способностью к иджтихâду, но, учитывая, что в каждое время и в каждом месте нет возможности найти достаточное количество муджтахидов, предлагалось с некоторыми обоснованиями наделить этим правом âлимов, практикующих аль-Фикх и достигших определенной ступени. С этой точки зрения, соответственно способности издающего фетвы, они подразделяются на три вида:

1. Фетва, полученная путем иджтихâда;

2. Фетва, полученная путем тахриджа;

3. Фетва, полученная в результате передачи (накл) мнения какого-либо муджтахида.


В. Общая методика издания фетвы

 Как было сказано выше, фетвы издаются посредством иджтихâда, тахриджа и накля. Здесь поясним методику, которой следуют при издании фетв муджтахиды, мухарриджи и мукаллиды.

1. Муджтахиды: издают фетвы, находя путем иджтихâда ответ на поставленный вопрос. Норма поставленного вопроса извлекается ими из Корана, Сунны и Иджмâ’. Путемиджтихâда, в свете текстов этих источников, они выносят решение только по вопросам, для которых не могли найти нормы, и возводят свои фетвы к иджтихâду.

2. Мухарриджы: издают фетвы путем тахриджа, то есть выносят решения по вопросу с невыясненной нормой в пределах методов и правил своего мазхаба. Это связано со способностью человека к тахриджу, знанием высказываний имама мазхаба, к которому он принадлежит, правил фикха вместе с доводами, умением рассуждать на основе доводов, знанием вопросов времени, его потребностей, обычаев и традиций людей. Мухарридж издает фетву путем тахриджа (выведения) в подобающей форме от имени и за счет имама мазхаба, к которому он принадлежит.

3. Мукаллиды: издают фетвы путем таклида в соответствии с методами и правилами того или иного мазхаба.

 

Г. аль-Ифтâ в мазхабе мâликитов

 В мазхабе мâликитов определен метод аль-ифтâ для муфтия-мукаллида. В этом мазхабе фетва, норма и высказывания делятся на два вида:

1. Ривâйâт (предания) – иджтихâды, которые возводят к Имаму Мâлику.

2. Аквâл (высказывания) – высказывания сподвижников и мнения муджтахидов, последователей Имама Мâлика[17]

 

Д. аль-Ифтâ в мазхабе ханбалитов

 В этом мазхабе фетвы и высказывания делятся на три вида:

1. Ривâйâт (предания) – предания, мнения и нормы, возводимые к Ахмаду бин Ханбалу. Мухарриджы при выведении норм берут за основу эти предания.

2. Танбихâт (наставления) – высказывания, которые прямо не возводят к Ахмаду бин Ханбалу. Эти наставления усвоены мазхабом по-отдельности (слова, иджтихâд), и на них построены новые нормы.

3. Ауджух (лица) – мнения муджтахидов и мухарриджов в мазхабе. Иджтихâды факихов, обладающих правом издания фетвы, относят к мазхабу, представителем (ваджх) которого они являются[18]

 

Е. аль-Ифтâ в мазхабе шафиитов

 В мазхабе шафиитов высказывания и мнения делятся на три вида:

1. Аквâл (высказывания) – мнения, иджтихâды, нормы, возводимые к Имаму Шафи’и.

2. Ауджух (лица) – нормы, извлеченные факихами путем тахриджа.

3. Турук (пути) – спорные нормы, относящиеся к Имаму Шафи’и или другим муджтахидам[19]

 

Ж. аль-Ифтâ в мазхабе Ханафитов

 В мазхабе ханафитов иджтихâды и нормы муджтахидов делятся на три вида:

1. Захир ар-ривâйа (ясные предания) – ясные и достоверные иджтихâды, относящиеся к Имаму Абу Ханифе, Абу Йусуфу и Имаму Мухаммаду аш-Шайбани.

2. Навâдир (редкие, неясные предания) – недостоверные высказывания, возводимые к трем имамам.

3. Навâзил, ваки’âт, фетâвâ (события, фетвы) – нормы и фетвы, изданные на основе доводов факихами-муджтахидами, жившими после этих имамов.

В ханафитском мазхабе муфтий-мукаллид при издании фетвы должен упомянуть имя муджтахида, фетва которого использована им, и название книги, из которой выполнен накл (передача).

Судья, выносящий решение и муфтий, издающий фетву, должны обращаться к почитаемым в мазхабе книгам. Как известно, в ханафитском мазхабе составлением сборников занимался Имам Мухаммад. Ему принадлежат книги из серии захир ар-ривâйа и навâдир. Это первоисточники ханафитского мазхаба. Затем были написаны книги из сериинавâзил. Правоведы ханафитского толка писали свои книги по фикху, принимая указанные первоисточники за основу. А муфтии и судьи издавали фетвы и выносили свои решения, обращаясь к книгам по фикху, написанным в последствии: а) оригинальные тексты (мутун), б) комментарии (шурух), в) фетвы (фатâвâ).

VI. аль-Кадâ

(القضاء)

А. Значение аль-Кадâ

В процессуальном праве аль-кадâ имеет два смысла: один узкий, другой широкий.

аль-Кадâ в широком смысле: означает приговор и судебное ведомство. В соответствии с этим значением, аль-кадâ выражает собой формацию, которая распределяет справедливость и функционирование этой формации. Другими словами, это ведомство юстиции, а под функционированием этого ведомства имеются в виду суды, судьи, ведущие судопроизводство, их помощники, процессуальные вопросы в полном объеме.

аль-Кадâ в узком смысле: является одним из элементов широкого смысла этого термина и означает приговор судьи и решение суда. В соответствии с этим значением, решение, принятое судьей в результате судебного разбирательства согласно законам Ислама, называют кадâ или хукм.

 

Б. Элементы аль-Кадâ (Аркâн аль-Кадâ) (اركان القضاء)

 аль-Кадâ в широком смысле состоит из шести элементов. Дадим краткое пояснение этих элементов.

1. Хукм или Кадâ (решение суда): в исламском общем праве слово хукм имеет два смысла: узкий и широкий.

Хукм в широком смысле: означает государственное управление, различные решения и судебные приговоры. В этой ситуации хукм включает в себя и значения, содержащиеся в слове кадâ, поэтому имеет более широкий смысл.

Хукм в узком смысле: означает приговор судьи, решение суда. Это наиболее узкое значение слова хукм, и в этом значении оно является синонимом узкого значения словакадâ.

2. Хâким или Кâди: лицо, назначенное полномочными органами для разрешения в соответствующем порядке конфликтов, возникших между людьми. Однако, термин хâкимимеет более общее значение, чем кâди, так как звание хâким присваивается как кâди, так и губернатору.

3. аль-Махкуму алейх или аль-макди алейх: сторона, против которой вынесено решение.

4. аль-Махкуму лех или аль-макди лех: сторона, в пользу которой вынесено решение.

5. аль-Махкуму бих или аль-макди бих: то, что является темой решения, то есть суть решения, вынесенного хâкимом в результате судебного рассмотрения.

6. Тарик аль-Кадâ (доводы): путь хâкима к принятию решения и юридические доводы, лежащие в основе принятого решения, их еще называют опорами, поводами решения. Решение хâкима опирается на семь основных юридических доводов: шахâдат (свидетельство), икрâр (признание), йамин (клятва), нукул мин аль-йамин (отказ от клятвы), касâма, карина аль-кâти’а (неопровержимый довод), ‘ильм аль-кâди.

 

В. Хâким и его полномочие по вынесению решения

 Обязанности хâкима (кâди), заключаются в прекращении разногласий, возникших между людьми, снятие незаконных обвинений и действий приведением их в соответствие с законом, одним словом, - это установление справедливости. Исходя из этого, будущий хâким должен иметь глубокие познания в юриспруденции, знать потребности общественных отношений, запросы населения, общую культуру в степени, достаточной для понимания обычаев и традиций, обладать характером и моралью для противостояния внешним воздействиям.

Во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), сподвижников (сахаба), современников сподвижников (тâби’ун) и их последователей (атба’ ат- тâби’ун) кâдиназначались их числа муджтахидов. В этот период кâди выносили решения по искам, обращаясь к Корану, Сунне и Иджмâ’. Решения по вопросам, нормы которых не могли быть выяснены из первоисточников, выносились путем иджтихâда и основывались на нем. Итак, в начальный период в силу того, что хâкимы являлись муджтахидами, они были свободны в вынесении решений на основании своего мнения и путем иджтихâда.

Факихи ставили условие перед кандидатами в хâкимы быть муджтахидом, но вместе с тем, они утверждали, что в случае необходимости хâкимом может быть назначено лицо, не являющееся муджтахидом, тогда решение могло быть вынесено в соответствии с иджтихâдом определенного мазхаба или муджтахида[20]. В этом случае, в соответствии с квалификацией того, кто выносит решение (хукм), оно делится на три типа:

1. Решение (хукм), вынесенное путем иджтихâда;

2. Решение (хукм), вынесенное путем тахриджа;

3. Решение (хукм), вынесенное в соответствии с иджтихâдом определенного мазхаба или муджтахида.

 

Г. Законы, применяемые в суде

 Решение (хукм) по результату судебного разбирательства, выносимое хâкимом, должно быть объективным и соответствующим законам Ислама. Поэтому, хâкимы обязаны завершать судебные дела, исходя из юридических доводов, представленных сторонами, а не личного мнения и убеждения. Под юридическими понимаются ранее упомянутые доводы, такие как шахâдат, икрâр.

Хâкимы выносили судебные решения, увязывая их с текстами Корана и Сунны, а в отношении вопросов, по которым в текстах отсутствовали ясные нормы, - на основаниииджтихâда. Хâкимы могли применять в качестве закона и книги по фикху, содержащие в себе нормы, извлеченные из текстов. Также в судах могли применяться законы, подготовленные на основании этих текстов.

 

Д. Методы вынесения решения

 Ранее было отмечено, что хâкимы выносили судебные решения путем иджтихâда, тахриджа или в соответствии с мнением какого-либо муджтахида. Теперь поясним метод, которого должны придерживаться при вынесении решения хâкимы из числа муджтахидов, мухарриджев и мукаллидов.

1. Муджтахиды:

Кâди из числа муджтахидов выносят судебные решения в соответствии с текстами Корана, Сунны или Иджмâ’. Однако дела, в отношении которых они не могут найти нормы в текстах или в иджмâ’, завершают иджтихâдом.

2. Мухарриджы:

Кâди, способные к тахриджу, – это факихи, которые знают все мнения, иджтихâды и правила фикха определенного мазхаба. Поэтому, они выносят судебные решения в рамках правил фикха того мазхаба, к которому они принадлежат, и путем тахриджа. Они свободны в использовании иджтихâда и мнений муджтахидов, относящихся к этому мазхабу.

3. Мукаллиды:

Выше было сказано, что в случае необходимости мазхабы признавали возможность назначения в качестве кâди лиц, не имеющих способности к иджтихâду. Такой кâдибудет выносить судебные решения в рамках текстов и правил фикха того мазхаба, к которому он принадлежит. Муфтий-мукаллид, издающий фетву, придерживается того же метода, что и кâди, выносящий судебное решение.

 

Е. Различия между аль-Кадâ и аль-Ифтâ

 Муфтий, издающий фетву и кâди, принимающий решение, придерживаются одного метода. Однако, между решением (кадâ) и фетвой существуют некоторые различия.

1. аль-Ифтâ означает пояснение и сообщение о религиозной норме. Поэтому, испрашивающий фетву (мустафти) свободен в своем поступке относительно соблюденияфетвы муфтия. Муфтий не может принудить мустафти к соблюдению своей фетвы.

аль-Кадâ означает пояснение и сообщение сторонам о скрепляющей их религиозной норме. Поэтому, стороны обязаны соблюдать решение, вынесенное кâди. В противном случае, он будет вынужден силой правительства заставить соблюсти вынесенный приговор.

2. Фетва имеет общий, а кадâ особый характер. Фетву, изданную муфтием, может соблюдать как испросивший ее (мустафти), так и другие мусульмане. Между тем как решение, вынесенное хâкимом, обязательно только для сторон, участвующих в тяжбе.

3. Области фетвы намного шире, чем области кадâ. Муфтий может издавать фетвы по вопросам культовой практики (’ибâдат), духовной практики (му’âмалâт) и наказания (’укубâт). Между тем кâди не может вынести решение относительно культовой практики (’ибâдат).

4. Не позволительно муджтахиду действовать согласно фетве другого муджтахида, противоречащей его собственному иджтихâду. Тогда как он обязан соблюдать судебное решение, несмотря на то, что оно противоречит его иджтихâду.

5. Право кадâ присуще главе государства (имаму). Кâди выносит решение от его имени. Лицо, не уполномоченное главой государства, даже будучи муджтахидом не может выносить решение. Отличие аль-ифтâ в том, что фетву может издать каждый мусульманин, имеющий способность к иджтихâду. С этой точки зрения фетва не является монополией официальных муфтиев, назначаемых государством.

6. Обязанности кâди могут иметь ограничения по времени и месту. Так, что от какого-либо кâди может быть потребовано завершение судебного разбирательства с учетом мнения какого-либо мазхаба или муджтахида. Отличие же аль-ифтâ в том, что она никоим образом не может подпасть под ограничение. Поэтому муфтий, являющийся муджтахидом, может издать фетву в любом месте, в любое время и в соответствии со своим иджтихâдом.

7. Фетва муфтия соотносится с религиозной стороной дела, а решение (хукм) хâкима соотносится с явной (зâхири) стороной дела. С этой точки зрения муфтий, выслушав испрашивающего (мустафти), издает фетву в соответствии с шариатскими доводами. Хâким же, будучи связан юридическими доводами, представленными сторонами, выносит решение в соответствии с шариатскими доводами. Шариатские доводы: Коран, Сунна. Юридические доводы: шахâдат, икрâр.

8. Фетва представляет собой путь предания (ривâйат), а кадâ – путь свидетельства (шахâдат) и покровительства (велâйат). Поэтому, у человека, ривâйат которого принят, фетва тоже будет принята. Так, рабы могут издавать фетву.

9. Все факихи признают, что женщины-âлимы могут издавать фетвы. Однако, с теоретической точки зрения возможность наделения женщин обязанностями кâди была предметом дискуссий. Согласно ханафитам, женщины, свидетельство которых принимается, могут назначаться в качестве хâкимов в правовых исках. Что касается ханбалитов, шафиитов и мâликитов, то, по их мнению, женщины не могут назначаться в качестве кâди по какому-либо вопросу.

10. Муфтий имеет право издавать фетвы для себя и своих близких. Между тем кâди не имеет права разбирать иски, касающиеся его лично, его отрасли, работников, поручителей, компаньонов, противников и пр.

ИЛЬМ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ

(Наука об основах исламской юриспруденции)

 ЧАСТЬ ШЕСТАЯ.

Книга подготовлена по материалам книги

«FIKIH USÛLÜ» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988.


[1]           "İlm-i Hilâf", s. 217-218.

[2]           Seyyid Bey, I, 257

[3]           "Аз-Зумар", 9

[4]           "Аль-Фатир", 28.

[5]           "Аз-Зумар", 18

[6]           "Аль-А’рâф", 199.

[7]           "Аль-А’рâф", 28.

[8]           "Аль-Бакара", 111.

[9]           "Аль-Исрâ", 36.

[10]          "Аль-Хашр", 2.

[11]         İbn Mâce, "Mukaddime", 17.

[12]          "Аль-Хадж", 78.

[13]          "Ан-Нахл", 43.

[14]          "Mecelle", md. 22.

[15]          İbn Abidin, Reddü'l-Muhtar, trc. A. Davudoğlu, I, 51.

[16]          Seyyid Bey, I, 289.

[17]          Ebu Zehrâ, "Mâlik hayatuhu ve asruhu ve arâuhu ve fikhuhu", Kâhire, 1952, s.380.

[18]          Ebu Zehrâ, "Fıkıh Mezhebleri Tarihi", III, 266-3.

[19]          İbn Kayyım, "İ’lâm", IV, 196-198.

[20]          Abdulkerim Zeydan, "Nizâmu’l-Kadâ", s. 245-251.

 

http://darulfikr.ru/node/5497